Тема урока: «Три склонения имен существительных».
Цель: создание условий для формирования представлений у младших школьников с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Планируемые результаты:
Предметные: умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточка со словом СКЛОНЕНИЕ, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-знаки: сигналы 2 цветов (зеленый, красный).
I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).
Учитель:
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.
II Актуализация знаний.
Словарная работа
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.
(Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.
(Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.
(Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.
(Улица)
– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
III.Самоопределение к деятельности.
1.Прочитайте предложение: (Слайд 2)
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .
- Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)
- Как в предложении они соединены?(Союзом И)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)
- Определите их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? (Ответы детей)
(Учитель дописывает окончания – на слайде 2)
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .
- Что вы заметили? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить. (Ставлю ? знак)
- Прочитайте название темы на с.89 учебника.
- Что вас удивило в формулировке темы нашего урока? Какие новые слова вы здесь увидели? (Три склонения)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (О трех склонениях имен существительных)
- Сформулируйте задачи урока.
(ПОЗНАКОМИТЬСЯ с тремя группами склонений имен существительных, НАУЧИТЬСЯ определять склонение имен существительных)
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
ОНЗ
1.Работа по учебнику. Работа в группах.
Упр. 153, (с.89) - на (Слайде 4)
- Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся? (Это имена существительные).
- Определите род у имен существительных. (1 гр слов –ж.р. и м.р.,2гр. Слов – м.р. и ср. р., 3 гр. Слов – ж.р. с Ь знаком на конце)
- Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.
- Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1 группа – изменяет по падежам слова папа, лиса;
2 группа – изменить по падежам слово стол, окно;
3 группа – изменить по падежам слово рожь, степь.
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с
Ребята должны сделать вывод:
что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
(На слайде 6 постепенно появляются окончания имен существительных и, что они разделились на три группы – 1,2,3 склонение имен существительных)
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
- С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова:
Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня.
Распределение существительных по склонениям.
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? (на окончание и род).
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
2.Закрепление знаний.
Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:
Кузница дятла.
Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз.Так и складывается под березой груда еловых шишек.
VII.Подведение итогов урока.
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ)
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
- Так почему же в предложении, с которым мы работали в начале урока в именах существительных СЕСТРЕ и ДОЧЕРИ разные окончания?
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд11)
- Оцените результаты своего труда на уроке.
Домашнее задание. (Слайд 12)
1.Правило.
2.Упр.156, с.90
3.Сочинить сказку о склонении. (для дополнительной оценки желающим)