1. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) История вывесок началась давным-давно, в то время, когда появились первые магазины, лавки и мастерские. (2)Чтобы привлечь посетителей, торговцы и художники старались придумать что-нибудь оригинальное, яркое, бросающееся в глаза, а потому порой рисовали целые сюжетные композиции. (3)Но бывали и другие времена, когда торговля приходила в упадок, тогда живописные изображения исчезали с вывесок и на них оставались только скупые надписи. (4)Тогда вывески теряли своё своеобразное очарование, а города становились похожими на скучные канцелярии. (5)К счастью, обычно это длилось недолго.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 оба сказуемых простые глагольные.
2) Предложение 2 с сочинительной и подчинительной связью между частями.
3) Предложение 3 состоит из четырёх простых предложений.
4) Предложения 4 простое с однородными членами.
5) Предложение 5 осложнено вводным словом.
2. (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) В предложении 3 параллельное (неоднородное) подчинение придаточных.
4) В предложении 4 содержится 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
3. (1)Рельеф Земли — это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.
4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) ЖАЛОБНО (петь) — в суффиксах наречий пишется -Н-.
3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (детский) ПЛАЧ — на конце имен существительных мужского рода 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.
5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗЗАКОННЫЙ — сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.
2) НЕСКОЛЬКО — в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.
3) НЕПРАВДА — имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ОСТРОВА — слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.
5) БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ — сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) О ПЛЕМЕНИ — в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква Е.
2) ПРЕРВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
3) РУЖЬЕЦО — в суффиксе имени существительного после Ц под ударением пишется буква О.
4) ЗДАНИЕ — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
5) НЕУВЯДАЕМЫЙ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Зап(1)..лярная природа словно сотв(2)..рила храм для покл(3)..нения собственной силе и крас(4)..те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн(5)..й скалами, р(6)..внины, тундра с чахлой растительн(7)..стью.
А здесь— м(8)..гучие ели, заросшие деревьями го́ры, озёрная гладь так и г(9)..рит под лучами ласкового солнца.
9. Тип 7 № 37018
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Пушистые снежинки (1)..сторожно к(2)..саются земли. Изредк(3).. заг(4)..раются разн(5)..цветные иск(6)..рки инея на деревьях. Вода озера темнеет среди бел(7)..ватых камыш(8)..вых зар(9)..слей.
10. Тип 8 № 36990
Раскройте скобки и запишите слово «испечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Завтра мы (испечь) традиционный торт «Наполеон».
11. Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Длина ста́да мигрирующих северных оленей может достигать более (двести) километров.
12. Выберите одну правильную форму глагола из двух приведённых форм и запишите её в ответ.
Кладите/ложите книги в алфавитном порядке.
13. Раскройте скобки и запишите слово «тюль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Окно было занавешено (тюль).
14. Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
16. Замените словосочетание «кожаная сумка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
17. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
18. (1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу.
(17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину... (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мобильный телефон был дешёвым.
2) Лесневский решил воспользоваться тем, что досталось даром.
3) Он не успел догнать девушку, забывшую телефон в маршрутке, хотя и пытался.
4) Лесневский решил не звать хозяйку телефона, хотя не поздно было еще окликнуть её, когда он заметил забытый ею телефон.
5) Лесневский учился на втором курсе университета.
19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром.
2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
5) Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.
20. В предложениях 19–24 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.