СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5. Фрагмент урока с использованием современной образовательной технологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5. Фрагмент урока с использованием современной образовательной технологии»

Практическая работа №6



Тема:

Разработка технологической карты фрагмента внеклассного (урочного, внеурочного) занятия с использованием современной образовательной технологии

Фамилия, имя, отчество студента


Добрынинская Валерия Николаевна

Название современной образовательной технологии:



Технология проблемного обучения



Описание технологии:

Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации. Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.

Технология проблемного обучения ставит несколько задач:

1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы;

3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Достоинства проблемного обучения:

- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

- высокий интерес к учебному труду;

- развивает мыслительные способности учащегося;

- помогает формированию и развитию продуктивного мышления.

Недостатки проблемного обучения:

- в меньшей степени применимо при формировании практических умений и навыков;

- оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний;

- слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.


Конспект фрагмента урочного занятия с использованием современной образовательной технологии

«Технология проблемного обучения»


Класс:

2

Учебный предмет:

Математика

Тема:

Закрепление решения составных задач

Цель:

продолжать формировать умение решать простые и составные задачи.

Задачи:


Образовательная

учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме.

учиться использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.

учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам.

Воспитательная

формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

Развивающая

учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.

учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Предметные

учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.

учить решать текстовые задачи в 1-2 действия.

закрепить знания о новых единицах длины — миллиметре и метре, соотношениях между изученными единицами длины, умение сравнивать величины.

учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Метапредметные

Регулятивные:

1) учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.

2) учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

3) учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4) учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

1) учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

2) учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме.

3) учиться использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.

4) учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам.

Коммуникативные:

1) учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.

2) учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

3) учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные

формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

Оборудование:

у учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, доска, конспект урока.

у учащихся: ручки и карандаши, учебник, тетрадь, карточки.




Фрагмент урока


Этапы урока

Этапы СОТ / методы и приемы СОТ

Продол-

жительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые материалы

II этап – Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.






Повторение изученных способов действий, понятий, алгоритмы, свойства и т. п. и выявление типичных и индивидуальных затруднений учащихся.

10 минут

Задание 1.

- Сыграем в одну интересную игру. Называется она «Математическое домино».

- На ваших партах найдите лист №1. У каждой пары должен быть всего 1 листик.

- Посмотрите внимательно, лист разделен на 2 части. Какие?

- Похоже ли это на равенство?

- Наша с вами задача будет собрать математическое домино. Для этого нужно найти начало. У кого в левой части листа нет числа?

- Ваше выражение будет нашим началом. Чтобы продолжить собирать домино, необходимо найти значение выражения.

- Какой же ответ должен получиться?

- Прикрепите наше начало на доску.

- Теперь посмотрите на свои листы, у кого в левой части число 20?

- Можете пойти повесить на доску свой лист.

- Решите выражение. Какой ответ получился?

Домино:

(26-6), (=20| 40+3) (=43| 70+8),

(=78| 34-30), (=4| 19-9), (=10| 18-10),

(=8| 40+7), (=47| 50+4), (=54| 32-1),

(=31| 73-70), (=3| 10+8), (=18|25+5), (=30)

- Посмотрите, получилось ли у нас выстроить математическое домино?

- Все верно.

Задание 2.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что на нем изображено?

- Это похоже на задачу?

- А что такое задача? Как понять, что перед нами задача? Что у нее есть?


- А что тогда перед нами?

- Попробуйте составить текст задачи, опираясь на рисунок и данные в табличке.

- О ком/о чем может быть эта задача?

- Сколько овец было?

- Сколько убежали?

- Сколько овец осталось?

- Составьте первое предложение.


- Составим второе предложение.



- Какой будет вопрос задачи?


- Все верно. А теперь полностью прочитайте задачу, которая у нас получилась.



- Что требуется найти в задаче?


- Что нам для этого надо знать?



- Нам известно сколько всего овец было?

- Известно сколько овец осталось?

- Каким действием будем решать?

- Почему?



- (…) запишет решение на доске. Все остальные внимательно проверяют.


- Для проверки мы составим схематичный рисунок. Есть желающие выйти к доске?

- Предлагаю вместо овец рисовать кружки.

- Сколько было овец?

- Нарисуй в одну строчку 12 кружков.

- Сколько овец осталось?

- Как мы покажем это на рисунке?

- Посчитайте, сколько кружков осталось, столько овец убежали.

- Какой вывод мы можем сделать?


Задание 3.

- Возьмите лист №2. Прочитайте про себя задачу под номером 1.

- (…) встань и прочитай пожалуйста задачу вслух, громко и четко, чтобы все ребята ее слышали.





- Сейчас на листочках самостоятельно решите эту задачу. Через пару минут мы проверим.

- Отложите свои ручки и возьмите карандаши. Посмотрите внимательно на образец решения, и карандашом отметьте те места, где у вас ошибки.

Решение:

1) 7-3=4(кн.) – на 2 полке.

2) 7+4=11(кн.)

Ответ: 11 книг на двух полках.






- Слева число, а справа выражение.

- Нет.








- 26-6…

- 20.






- 43







- Да.






- Рисунок и таблица.








- Нет.

- Задача – это текст. Там должны быть условие и вопрос.

- Рисунок и таблица к задаче.



- Об овцах.

- 12 овец было.

- Неизвестно.

- 7 овец осталось.

- В загоне было 12 овец.

- Несколько овец убежали, и осталось всего 7 овец.

- Сколько овец убежали?

- В загоне было 12 овец. Несколько овец убежали, и осталось всего 7 овец. Сколько овец убежали?

- Сколько овец убежали.

- Сколько всего овец было и сколько овец осталось.

- Да, 12.

- Да, 7.

- Вычитанием.

- Убежало овец 12 без 7, поэтому надо из 12 вычесть 7.

- Решение:

12-7=5 (ов.)

Ответ: 5 ов. Убежали






- 12.


- 7.

- Зачеркнуть.

- 5.


- Задача решена верно.




- На первой полке лежит 7 книг, а на второй полке на 3 книги меньше, чем на первой. Сколько всего книг на двух полках?

Лист №1, мультимедийная презентация, доска и мел, лист №2.

III этап – Выявление места и причины затруднения.

Организована работа по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся.

1 минута

- Поднимите руки те, кто правильно решил задачу.

- Какие ошибки возникли у остальных?



- Кто не смог выделить данные в задаче?

- Кто сделал ошибки при вычислениях?

- Почему у вас возникло это затруднение?



- Не смогли правильно сделать вычисления.



- Не выполнили все действия в задаче.


IV этап - Построение проекта выхода из затруднения.

Организация работы по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели.

2 минуты

- Посмотрите, вы раньше уже решали такого типа задачи?

- А ошибки все равно допустили.

- Значит, какую цель мы поставим на урок перед собой?


- Кто сформулирует тему нашего урока?



- Посмотрите на экран, попробуйте по порядку расставить этапы нашего урока.

3. Потренироваться в решении задач в два действия.

1. Повторить сложение и вычитание чисел.

2. Вспомнить алгоритм решения задач.

4. Проверить себя.



- Смотрите, на нашем уроке мы с вами будем подниматься по лесенке успеха. Наша задача – в конце урока оказаться на самом верху. Какие этапы мы с вами уже прошли?



- Наш человечек поднялся на этап выше. - Что же нас ждет дальше?


- Да.


- Закрепить (повторить) решение задач в два действия.

- Закрепление решения задач в два действия.


- 1. Повторить сложение и вычитание чисел.

2. Вспомнить план решения задач.

3. Потренироваться в решении задач в два действия.

4. Проверить себя.





- Повторить сложение и вычитание чисел.

- Мы вспомним алгоритм решения задач в два действия.

Мультимедийная презентация.

V этап - Реализация построенного проекта

Организация работы над ошибками.

15 минут

- Верно. Для того, чтобы закрепить это умение, мы с вами разберем еще одну задачу.

- Откройте учебник на странице 30 и найдите задачу под номером 4.

- Про себя прочитайте текст задачи. (…) прочитай задачу громко вслух для всего класса, остальные внимательно слушают.

- Я предлагаю вам ее решить. Откройте свои тетради. От последней записи отступите 4 клетки и запишите сегодняшнее число классная работа.

- О чем говорится в задаче?

- Что нам известно?


- Что требуется найти в задаче?


- Что нам неизвестно?




- Как мы можем кратко записать эту задачу?

- О чем говорится в задаче?

- Сколько лип посадили?

- Сколько посадили берез?



- Что требуется найти в задаче?


- Как мы это обозначим?

- Давайте порассуждаем над решением данной задачи. На доске я буду записывать схему наших рассуждений, вам же ее делать не нужно, так что отложите ручки и тетрадки на край парты.

- Что требуется найти в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?



- Какие два данных нужно знать, чтобы найти сколько всего лип и берез посадили?


- Нам известно, сколько посадили лип?

- Известно, сколько посадили берез?

- Какие два данных нам нужно знать, чтобы найти сколько посадили берез.



- Нам известно сколько посадили лип?

- Известно, насколько берез посадили меньше, чем лип?

- Что мы найдем первым действием?


- Каким действием это сделаем?

- Почему?



- Что мы найдем вторым действием?


- Каким действием это сделаем?

- Почему?

- Теперь возьмите ручки и тетрадки и самостоятельно запишите решение задачи. А кто-то один запишет его у доски. Есть желающие?

- Остальные ребята посмотрите пожалуйста на доску и сверьте свои ответы. У кого есть ошибки – красиво карандашиком исправьте их.

- Посмотрите на нашу лестницу успеха. Можем ли сказать, что мы прошли один из этапов и поднялись на ступеньку выше?

- Верно, мы с вами уже вспомнили алгоритм решения задач в два действия. Что мы будем делать дальше?
















- О липах и березах.

- Посадили 8 лип, а берез на 2 меньше.

- Сколько всего лип и берез посадили.

- Сколько посадили берез; сколько всего лип и берез посадили.

- Составить краткую запись.

- О липах и березах.

- 8 лип.

- Столько же, сколько лип, но без 2.

- Сколько всего лип и берез посадили.

- Фигурной скобкой.











- Сколько всего лип и берез посадили.

- Нет.

- Мы не знаем, сколько посадили берез.

- Надо знать сколько посадили лип и сколько посадили берез.

- Да, 8.

- Нет.

- Сколько посадили лип и на сколько берез посадили меньше.

- Да, 8.

- Да, на 2 меньше.


- Сколько посадили берез.

- Вычитанием.

- Берез посадили столько же, сколько лип, но без 2.

- Сколько всего лип и берез посадили.

- Сложением.

- Всего посадили деревьев столько, сколько лип, да еще берез.





Решение:

1) 8 - 2 = 6 (б.) – посадили

2) 8 + 6 = 14 (д.)

Ответ: 14 лип и берез.





- Да.

- Тренироваться в решении таких задач.

Мультимедийная презентация, доска, учебник и тетради.

VI этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу

Выявление индивидуальных затруднений в ходе самостоятельной работы учащихся.

5 минут

- Верно. Найдите карточку №3.

- Про себя прочитайте задачу. (…) прочитай задачу громко вслух, чтобы все ребята тебя слышали.




- Возьмите свои тетрадки и ручки. Запишите номер задания 2. Самостоятельно решите задачу, а потом мы ее проверим.

- Покажите свою готовность: отложите тетрадки и ручки на край парты и сядьте красиво.

- Посмотрите внимательно на слайд и сравните свое решение с эталоном.

Решение:

1) 6-3=3(к.) – съела Лиза.

2) 6+3=9(к.)

Ответ: 9 конфет всего съели девочки.

- У всех получилось правильно решить задачу?


- Таня съела 6 конфет, а Лиза на 3 конфеты меньше. Сколько всего конфет съели девочки?















- Да.

Лист №3, мультимедийная презентация.
















Рефлексия процесса выполнения практической работы №6


п/п

Вопрос рефлексии

Ответ студента

Понятно ли Вам содержание используемой Вами современной образовательной технологии? По каким признакам Вы это поняли?

Я прекрасно понимаю содержание технологии проблемного обучения, поскольку во время учебы мы неоднократно сталкивались с данной технологией, составляя конспекты и фрагменты уроков.

Перечислите преимущества выбранной Вами СОТ по сравнению с другими технологиями

Преимуществом СОТ проблемного обучения является то, что оно направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, что способствует более прочному усвоению знаний.

Что в процессе выполнения Практической работы №6 удалось выполнить легко, без затруднений. Почему?

В процессе выполнения Практической работы №6 мне было легко определиться с современной образовательной технологией, по которой я создавала фрагмент. Также не возникало особых трудностей потому, что данная технология не была для меня новой, и материала по ней было очень много.

Какой(ие) этап(ы) практической работы вызвали у Вас затруднения? С чем Вы связываете эти затруднения?

В процессе выполнения практической работы возникло затруднение, связанное с огромным количеством материала, которое должно присутствовать в конспекте урока математики.

Чему еще, по Вашему мнению, Вам необходимо научиться для использования при организации образовательного процесса СОТ?

Для использования СОТ при организации образовательного процесса мне еще необходимо узнать большое количество информации о других технологиях и не останавливаться на изученном, повышая тем самым свою профессиональную компетентность, а также качество и интерес образовательного процесса.

Какие возможные затруднения, проблемы могут возникнуть у учителя при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ?

При подготовке и проведении занятия с использованием СОТ у учителя могут возникнуть затруднения в том случае, если он плохо знает сущность выбранной им современной образовательной технологии и не понимает ее особенности и требования к организации.

Ваши рекомендации по предупреждению возможных затруднений, проблем, которые могут возникнуть при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ?

Для того, чтобы при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ не возникли затруднения, необходимо на этапе подготовки хорошо изучить выбранную технологию: ее сущность, требования, плюсы и минусы, возможные трудности и т.п.



Скачать

© 2022 3046 72

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!