СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по УМК под ред. В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении»

План-конспект урока русского языка в 5 классе


Тема: Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Дата: 13.05.2019

Учебник: УМЦ под ред. В.В.Бабайцевой.

Цель: осознание учащимися практической значимости материала по теме «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» и ценности совместной деятельности.

Задачи урока:

  1. образовательные:

- расширить представления о лексике как науке о языке;

- знать о существовании в языке слов общеупотребительных и ограниченных в употреблении и научиться определять стилистическую окраску слова;

- уметь пользоваться толковым словарём и читать специальные пометки, указывающие на особенности употребления слова;

- научиться определять роль диалектных и профессиональных слов в художественном тексте;

  1. развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; формулировать собственную точку зрения и аргументировать её;

  1. воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку и ценностному отношению к слову;

- поощрять уважительное отношение к иному мнению, умение вести дискуссию в рамках этических норм.

Планируемые результаты.

  1. Личностные:

- развивать интерес к родному языку и разным пластам лексики;

- стремиться к развитию речи, обогащению словаря.

  1. Предметные:

- расширить представления о лексике как науке о языке;

- научиться разграничивать слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении, определять роль последних в художественном тексте.

  1. Метапредметные:

- прогнозировать свой результат;

- строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование.

  1. Учебники теории и практики из УМК под ред. В.В.Бабайцевой.

  2. Презентация «Профессиональные слова»

  3. Школьный толковый словарь русского языка под ред. М.С.Лапатухина (по 1 книге на парту).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель. Друзья, мы начнём наш сегодняшний урок с повторения. Нас ждёт лексический диктант. Давайте вспомним технику его проведения…

Ученики. В диктанте надо по лексическому значению слова определить, о каком понятии идёт речь. Например, вечнозелёное хвойное дерево с прямым стволом, шишками и длинной хвоей – это сосна.

Учитель. Кто готов пойти к доске? (Ученики вызываются по желанию; есть возможность спросить трёх учеников, которые могу работать независимо друг от друга на разных частях доски; проверка и обсуждение в классе идут после записи каждого понятия). Итак, готовы?

Текст лексического диктанта

Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав (лексика), основная единица языка (слово), то, что обозначает слово (лексическое значение), слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные слова), слова, имеющие два и более лексических значений (многозначные слова), слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы), слова одной и той же части речи, близкие по своему лексическому значению (синонимы), слова, заменяющие друг друга только в данном тексте (текстовые синонимы), слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению (омонимы), слова, которые употребляются представителями той или иной профессии…

  1. Выявление затруднения. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Ребята, почему у нас возникло затруднение с определением последнего понятия?

Ученики. Мы ещё незнакомы с такими словами.

Учитель. Правильно. Это особая группа слов, которой мы посвятим сегодня урок. Давайте запишем тему: «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении». Что в формулировке темы является сложным для понимания?

Ученики. Тема звучит понятно. Лексика – раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Общеупотребительные слова – слова, которые употребляются всеми носителями языка независимо от места их проживания, образования, профессии и т.д. Например, добро, мама, родина. Слова, ограниченные в употреблении, - это слова, значение которых понятно не всем.

Учитель. Как вы думаете, почему?

Ученики. Например, в формулировке лексического диктанта это слова, которые употребляются представителями той или иной профессии. Т.е. представителям других профессий они могут быть неизвестны. Например, тубус – футляр для хранения чертежей инженеров. Или стетоскоп – прибор, используемый в медицине для выслушивания шумов в организме человека.

Учитель. Могут ли к лексике, ограниченной в употреблении, относиться слова, ограничение которых не связано с профессией? Могут быть другие критерии ограничения?

Ученики. Да. Ограничением может быть возраст, образование, социальное положение, место проживания, хобби, спорт и т.д.

Учитель. Давайте в соответствии с вашими открытиями сформулируем цель и задачи нашего урока (ученики с помощью учителя формулируют цель и задачи).


  1. Открытие нового знания. Профессионализмы.

    1. Работа с презентацией.

Учитель. Внимание на экран. (Слайд 1. Предложение «Ловким движением токарь закрепляет резец на суппорте»). Прочитайте предложение самостоятельно и выпишите из него слова общеупотребительные. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте себя в парах. Какие слова вы выписали?

Ученики. Ловким, движением, токарь, закрепляет.

Учитель. Какие слова остались незаписанными?

Ученики. Резец, суппорт.

Учитель. Всем ли понятно значение слова «токарь»? Нам могут помочь мальчики, которые на уроке технологии знакомились с этой профессией. (Ответы мальчиков, обобщающее слово учителя). Внимание на экран. (Слайд 2. Фотография. Предложение «Токарь – рабочий-станочник, который на станке режущим инструментом обрабатывает металлические или деревянные детали»). Можете ли вы, пользуясь данным определением, самостоятельно объяснить значение слова «резец»?

Ученики. Резец – режущий инструмент на станке токаря (токарном станке).

    1. Работа со Школьным толковым словарём русского языка под ред. М.С.Лапатухина и др.

Учитель. Как узнать значение слова «суппорт»?

Ученики. Можно воспользоваться толковым словарём.

Учитель. Найдите самостоятельно значение этого слова в Толковом словаре русского языка под ред. М.С.Лапатухина. Обратите внимание на пометку рядом с ним.

Ученики. Суппорт – спец. Приспособление на металлорежущем станке для крепления резца.

Учитель (Слайд 3. Фотография станка и суппорта). Как вы думаете, что может означать пометка «спец».?

Ученики. Это слово специальное. Связано с какой-то специальностью.

Учитель. Да. Слова, употребляемые представителями той или иной профессии, называются специальными или профессиональными. Найдите в словаре другие специальные, или профессиональные, слова. (Ученики приводят примеры).

4.3.Закрепление. Работа с учебником.

Учитель. Откройте у. 756 на с.216. Прочитайте задания к упражнению. Выполните задание 1 устно: какие профессионализмы используют в речи ваши родители? Назовите их и объясните их лексическое значение (ученики приводят примеры). Придумайте предложения с ними (ученики приводят примеры).

Выполните задание 2 письменно по группам: кто припомнит больше профессионализмов из мира увлечений нашего класса? 1 группа: разные виды спорта. 2 группа: занятия музыкой. 3 группа: мир домашних животных. 4 группа: мир компьютерной техники. Выберите группу в соответствии со своими интересами. Поднимите руку те, кто хочет работать в 1 группе (и т.д.). Номер ряда совпадает с номером группы. Поменяйтесь местами, взяв с собой тетрадь и ручку. Задание одновременно выполняется в тетрадях и на доске, у каждой группы своя доска, представитель группы выписывает специальные слова тематики группы на доску. По окончании работы представим свои результаты классу. (Ученики работают в группах и затем представляют свои групповые работы классу).

4.4. Открытие нового знания. Диалектизмы.

Учитель. Давайте закрепим наши знания о лексике, ограниченной в употреблении. Прочитайте самостоятельно § 62 и отметьте новую для вас информацию.

Ученики. Новая информация – диалектные слова. Это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, на юге петуха называют кочет, на севере – пеун.

Учитель. Диалектные слова относятся к общеупотребительным или ограниченным в употреблении? Объясните свою точку зрения.

Ученики. Это слова, ограниченные в употреблении. Их значение понятно жителям только одной местности.

4.5. Работа с Толковым словариком учебника.

Учитель. Найдите в Толковом словарике учебника значение диалектного слова «мшара». Какая пометка отличает диалектные слова?

Ученики. Мшара – мшистое болото. Рядом есть пометка «обл.», т.е. областное.

4.6. Работа с учебником.

Учитель. Выполните устно задание у. 758 и 759 на с.217. (Ученики выполняют задания, работают с диалектными словами). С какой целью профессионализмы и диалектизмы (так называют профессиональные и диалектные слова) используются в художественных текстах? (Ученики дают ответы).


  1. Итоги урока.

  2. Выставление мотивированных оценок.

  3. Домашнее задание: § 62 (чтение, пересказ), у. 757


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!