Морфология. Имя существительное. 5 класс
Учитель русского языка и литературы
ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 5 классе.
Мы верим, всё у нас получится,
Удачным будет этот день,
Преодолеем все мы трудности,
Лишь было бы учиться нам не лень.
Лингвистическая зарядка.
Преданье старины, сломя голову, за тридевять земель, принимать близко к сердцу, отложить в долгий ящик, ушки на макушке, бить баклуши, через месяц, дремать, завистливый, скрипеть, внимание
Вспомним, что мы уже знаем
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:
Ра(с,з)писание, бе(з,с)ветрие, по(т,д)ставка, о(т,д)ставка, пр(о,а)бабушка, соб(и,е)рание, ра(з,с)витие, сж(и,е)гание, р(а,о)стение, р(о,а)сток, р(о,а)стовщик, отр(а,о)сль.
Легко обжеч(?)ся, когда слишком стараеш(?)ся.
Четырнадцатое января.
Классная работа.
Имя существительное как часть речи.
Цели урока
- научиться отличать имя существительное от других частей речи;
- узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи;
- научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Значения существительных упр. 391
Живые организмы
Предметы
Существительное
Явления
Признак как предмет
Вещества
Действие как предмет
Образуй имя существительное
- Храбрый – храбрость
- Смелый – смелость
- Весёлый – веселье
- Ходить – ходьба
- Прыгать – прыжок
- Косить – косьба
- Вывод :
1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.
2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.
Распределить слова в соответствии с их значением.
Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.
- Названия предметов, вещей. Названия людей и животных, живых существ. Названия понятий. Названия состояний, действий. Названия явлений природы.
- Названия предметов, вещей.
- Названия людей и животных, живых существ.
- Названия понятий.
- Названия состояний, действий.
- Названия явлений природы.
Проверка
1.Названия предметов, вещей - зеркало, тетрадь, велосипед .
2.Названия живых существ - олень, собака, корова, Олег, пилот, тракторист.
3.Названия понятий - смелость, радость, синева.
4.Названия действий, состояний - молотьба, стрельба, бег.
5.Названия явлений природы - гроза, ветер, гололедица.
Повторим имя существительное:
Собственные-нарицательные;
Стр. 9, 10, упр. 393
одушевленные-неодушевленные;
Стр. 11, упр. 395
РАСПРЕДЕЛИТЕ
Кто? Что?
алфавит
инженер
шофер
холод
портфель
столяр
свитер
корова
ПРОВЕРКА
КТО? ЧТО?
инженер алфавит
шофер портфель
столяр свитер
корова холод
Вывод:
одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО?
неодушевлённые на вопрос ЧТО?
/
/
/
/
Род имен существительных Стр. 12, 13, упр. 399 Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода
Дом Избушка Окно
Средний род
Женский род
Мужской род
моя
мой
моё
Имена существительные бывают ОБЩЕГО рода стр. 13, упр. 400
Забияка Валя
Умница Саша
Разиня Женя
Непоседа Шура
Как изменяются имена существительные
По падежам
Падеж
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чем?
Просклонять слова
лиса, стол
По числам
Единственное число
дерево
Множественное число
динозавры
Признаки существительного
И.п.
В.п.
Кто?
М.р .
Что?
Р.п.
Т.п.
С.р.
Ж.р.
Имя
Имя
существительное
(предмет)
-----------
‒•‒•‒•‒•‒
П.п.
Д.п.
Ед.ч.
Мн.ч.
Синтаксическая роль в предложении
- Моя родная страна – Россия.
- За границей я часто думаю о России.
- С самого рождения я живу в России.
Каким членом предложения является слово
Россия ?
Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.
- Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
- Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода .
- Имена существительные изменяются по числам и падежам .
- В предложении имена существительные
являются подлежащим, дополнением или
обстоятельством .
тест
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Прыгающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
4.Укажите существительное женского рода
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
Тест. (взаимопроверка)
«5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа.
Ключ:
1.Б
2.Б
3.Б
4.А
5.Б
Склонение имён существительных стр. 16, 17, упр. 406, 408
Изменение имен существительных по падежам называется склонением, служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.
Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной.
- Именительный падеж ( кто? что? ): дом, лиса.
- Родительный падеж ( кого? чего? ): дома, лисы.
- Дательный падеж ( кому? чему? ): дому, лисе.
- Винительный падеж ( кого? что? )): дом, лису.
- Творительный падеж ( кем? чем? ): домом, лисой.
- Предложный падеж ( о ком? о чем? ): о доме, о лисе.
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Кто? ученица
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Что? рюкзак
Творительный
Предложный
Кого? ученицы
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Чего? рюкзака
Творительный
Предложный
Кому? ученице
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Чему? рюкзаку
Творительный
Предложный
Именительный
Кого? ученицу
Родительный
Дательный
Винительный
Что? рюкзак
Творительный
Предложный
Кем? ученицей
Именительный
Родительный
Дательный
Чем? рюкзаком
Винительный
Творительный
Предложный
О ком? об ученице
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
О чём? о рюкзаке
Творительный
Предложный
Склонение:
1 склонение.
2 склонение.
Муж. и жен. рода с окончанием –а, –я.
3 склонение.
Муж. рода с нулевым окончанием, среднего рода с окончанием –о,–е.
Мама, папа, Оля, Витя.
Женского рода с мягким знаком на конце.
Конь, дом, солнце, ведро.
Дочь, мышь, ночь, рожь.
Запишите словарные слова:
1 склонение.
2 склонение.
3 склонение.
Запишите словарные слова, распределив их по склонениям.
Вокзал, ураган, комета, экспедиция, аллея, ночь, футбол, спортсмен, карнавал, костюм, пейзаж, библиотека, каталог, бассейн, дочь.
Прочитайте существительные
1 склонения,
2 склонения,
3 склонения.
Учебная задача: в следующем фрагменте текста выделены имена существительные, оканчивающиеся на -и и -е .
Можно ли говорить о том, что имена существительные, оканчивающиеся на одну и ту же букву, совпадают в роде, числе, падеже?
Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги , сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки , что не удержишься и рассмеёшься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою весёлую песенку. (По А. К у п р и н у)
Существительные какого склонения, в каком падеже имеют окончание –е, -и?
-е -и
1 склонение 1 склонение
Дат. и предл. Родит. падеж
падежи. 2 склонение
2 склонение Предл. падеж
Предл. падеж 3 склонение
Запишите и запомните! Падежные окончания существительных
Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание существительного?
В речк.., в избушк.., в деревн.., к речк.., к избушк.., к деревн.. , около речк.. , около избушк.. , около деревн.., на тропинк.. , по улиц.. , на груд.., от радост.. , к подруг.. , без косынк.., у опушк.. , в несчасть.. , к мудрост.., о человек.. .
Домашнее задание
Упр. 394 или 404 – на «5»
387 – на «4»
426 – на «3»
И напоследок
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
- Мне удалось …
- Я узнал, что …
- Мне понравилось …
- Я могу похвалить себя за …
- Мне было трудно …
Интернет-источники
- Сайт Видеоуроки.нет
- https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
- https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
- https://saharina.ru/teacher/leaners
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс