СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Морфология. Имя существительное.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Существительное как часть речи. Род, склонение.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Морфология. Имя существительное.»

Морфология.  Имя существительное.  5 класс Учитель русского языка и литературы ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 5 классе.

Морфология. Имя существительное. 5 класс

Учитель русского языка и литературы

ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 5 классе.

Мы верим, всё у нас получится, Удачным будет этот день, Преодолеем все мы трудности, Лишь было бы учиться нам не лень.

Мы верим, всё у нас получится,

Удачным будет этот день,

Преодолеем все мы трудности,

Лишь было бы учиться нам не лень.

Лингвистическая зарядка. Преданье старины, сломя голову, за тридевять земель, принимать близко к сердцу, отложить в долгий ящик, ушки на макушке, бить баклуши, через месяц, дремать, завистливый, скрипеть, внимание

Лингвистическая зарядка.

Преданье старины, сломя голову, за тридевять земель, принимать близко к сердцу, отложить в долгий ящик, ушки на макушке, бить баклуши, через месяц, дремать, завистливый, скрипеть, внимание

Вспомним, что мы уже знаем   Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы: Ра(с,з)писание, бе(з,с)ветрие, по(т,д)ставка, о(т,д)ставка, пр(о,а)бабушка, соб(и,е)рание, ра(з,с)витие, сж(и,е)гание, р(а,о)стение, р(о,а)сток, р(о,а)стовщик, отр(а,о)сль.  Легко обжеч(?)ся, когда слишком стараеш(?)ся.

Вспомним, что мы уже знаем

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:

Ра(с,з)писание, бе(з,с)ветрие, по(т,д)ставка, о(т,д)ставка, пр(о,а)бабушка, соб(и,е)рание, ра(з,с)витие, сж(и,е)гание, р(а,о)стение, р(о,а)сток, р(о,а)стовщик, отр(а,о)сль.

Легко обжеч(?)ся, когда слишком стараеш(?)ся.

Четырнадцатое января. Классная работа. Имя существительное как часть речи.

Четырнадцатое января.

Классная работа.

Имя существительное как часть речи.

Цели урока научиться отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Цели урока

  • научиться отличать имя существительное от других частей речи;
  • узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи;
  • научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Значения существительных  упр. 391 Живые организмы Предметы Существительное Явления Признак как предмет Вещества Действие как предмет

Значения существительных упр. 391

Живые организмы

Предметы

Существительное

Явления

Признак как предмет

Вещества

Действие как предмет

Образуй имя существительное Храбрый – храбрость Смелый – смелость Весёлый – веселье Ходить – ходьба Прыгать – прыжок Косить – косьба Вывод : 1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных. 2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

Образуй имя существительное

  • Храбрый – храбрость
  • Смелый – смелость
  • Весёлый – веселье
  • Ходить – ходьба
  • Прыгать – прыжок
  • Косить – косьба
  • Вывод :

1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.

2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

Распределить слова в соответствии с их значением. Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова. Названия предметов, вещей. Названия людей и животных, живых существ. Названия понятий. Названия состояний, действий. Названия явлений природы. Названия предметов, вещей. Названия людей и животных, живых существ. Названия понятий. Названия состояний, действий. Названия явлений природы.

Распределить слова в соответствии с их значением.

Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.

  • Названия предметов, вещей. Названия людей и животных, живых существ. Названия понятий. Названия состояний, действий. Названия явлений природы.
  • Названия предметов, вещей.
  • Названия людей и животных, живых существ.
  • Названия понятий.
  • Названия состояний, действий.
  • Названия явлений природы.
Проверка 1.Названия предметов, вещей - зеркало, тетрадь, велосипед . 2.Названия живых существ - олень, собака, корова, Олег, пилот, тракторист. 3.Названия понятий - смелость, радость, синева. 4.Названия действий, состояний - молотьба, стрельба, бег. 5.Названия явлений природы - гроза, ветер, гололедица.

Проверка

1.Названия предметов, вещей - зеркало, тетрадь, велосипед .

2.Названия живых существ - олень, собака, корова, Олег, пилот, тракторист.

3.Названия понятий - смелость, радость, синева.

4.Названия действий, состояний - молотьба, стрельба, бег.

5.Названия явлений природы - гроза, ветер, гололедица.

Повторим имя существительное: Собственные-нарицательные; Стр. 9, 10, упр. 393 одушевленные-неодушевленные; Стр. 11, упр. 395

Повторим имя существительное:

Собственные-нарицательные;

Стр. 9, 10, упр. 393

одушевленные-неодушевленные;

Стр. 11, упр. 395

 РАСПРЕДЕЛИТЕ    Кто?  Что? алфавит  инженер  шофер холод портфель столяр  свитер корова

РАСПРЕДЕЛИТЕ

Кто? Что?

алфавит

инженер

шофер

холод

портфель

столяр

свитер

корова

ПРОВЕРКА  КТО?  ЧТО?  инженер алфавит  шофер портфель  столяр свитер  корова холод  Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО? / / / /

ПРОВЕРКА

КТО? ЧТО?

инженер алфавит

шофер портфель

столяр свитер

корова холод

Вывод:

одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО?

неодушевлённые на вопрос ЧТО?

/

/

/

/

Род имен существительных  Стр. 12, 13, упр. 399  Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода  Дом Избушка Окно Средний род Женский род Мужской род моя мой моё

Род имен существительных Стр. 12, 13, упр. 399 Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода

Дом Избушка Окно

Средний род

Женский род

Мужской род

моя

мой

моё

Имена существительные бывают  ОБЩЕГО рода  стр. 13, упр. 400   Забияка Валя Умница Саша Разиня Женя Непоседа Шура

Имена существительные бывают ОБЩЕГО рода стр. 13, упр. 400

Забияка Валя

Умница Саша

Разиня Женя

Непоседа Шура

Как изменяются имена существительные По падежам Падеж Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем?  Просклонять слова лиса, стол По числам Единственное число   дерево     Множественное число  динозавры

Как изменяются имена существительные

По падежам

Падеж

Именительный кто? что?

Родительный кого? чего?

Дательный кому? чему?

Винительный кого? что?

Творительный кем? чем?

Предложный о ком? о чем?

Просклонять слова

лиса, стол

По числам

Единственное число

дерево

Множественное число

динозавры

Признаки существительного  И.п.  В.п. Кто? М.р . Что? Р.п. Т.п. С.р. Ж.р. Имя  Имя существительное (предмет)   ----------- ‒•‒•‒•‒•‒    П.п. Д.п. Ед.ч. Мн.ч.

Признаки существительного

И.п.

В.п.

Кто?

М.р .

Что?

Р.п.

Т.п.

С.р.

Ж.р.

Имя

Имя

существительное

(предмет)

-----------

‒•‒•‒•‒•‒

П.п.

Д.п.

Ед.ч.

Мн.ч.

Синтаксическая роль в предложении Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России.  Каким членом предложения является слово Россия ? Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

Синтаксическая роль в предложении

  • Россия – моя Родина.
  • Моя родная страна – Россия.
  • За границей я часто думаю о России.
  • С самого рождения я живу в России.

Каким членом предложения является слово

Россия ?

Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? или что?   Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода . Имена существительные изменяются по числам и падежам . В предложении имена существительные являются подлежащим, дополнением или обстоятельством .
  • Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
  • Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода .
  • Имена существительные изменяются по числам и падежам .
  • В предложении имена существительные

являются подлежащим, дополнением или

обстоятельством .

тест 1.Найди неверное утверждение.  А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

тест

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

2. Найди существительное?  А) Прыгать Б) Прыжок В) Прыгающий

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Прыгающий

3.Как изменяется имя существительное?  А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется 

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.  На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. А) Подлежащее                В) Сказуемое Б) Дополнение                Г) Обстоятельство

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                Г) Обстоятельство

4.Укажите существительное женского рода  А) В степи                 В) У дерева Б) На солнце             Г) На краю

4.Укажите существительное женского рода

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

Тест. (взаимопроверка)  «5» — 5 правильных ответов;   «4» — 4 правильных ответа;   «3» — 3 правильных ответа.  Ключ: 1.Б 2.Б 3.Б 4.А 5.Б

Тест. (взаимопроверка)

«5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа. 

Ключ:

1.Б

2.Б

3.Б

4.А

5.Б

Склонение имён существительных  стр. 16, 17,  упр. 406, 408

Склонение имён существительных стр. 16, 17, упр. 406, 408

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. Именительный падеж ( кто? что? ): дом, лиса. Родительный падеж ( кого? чего? ): дома, лисы. Дательный падеж ( кому? чему? ): дому, лисе. Винительный падеж ( кого? что? )): дом, лису. Творительный падеж ( кем? чем? ): домом, лисой. Предложный падеж ( о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной.

  • Именительный падеж ( кто? что? ): дом, лиса.
  • Родительный падеж ( кого? чего? ): дома, лисы.
  • Дательный падеж ( кому? чему? ): дому, лисе.
  • Винительный падеж ( кого? что? )): дом, лису.
  • Творительный падеж ( кем? чем? ): домом, лисой.
  • Предложный падеж ( о ком? о чем? ): о доме, о лисе.
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Кто? ученица Именительный Родительный Дательный Винительный Что? рюкзак Творительный Предложный

Кто? ученица

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Что? рюкзак

Творительный

Предложный

Кого? ученицы Именительный Родительный Дательный Винительный Чего? рюкзака Творительный Предложный

Кого? ученицы

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Чего? рюкзака

Творительный

Предложный

Кому? ученице Именительный Родительный Дательный Винительный Чему? рюкзаку Творительный Предложный

Кому? ученице

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Чему? рюкзаку

Творительный

Предложный

Именительный Кого? ученицу Родительный Дательный Винительный Что? рюкзак Творительный Предложный

Именительный

Кого? ученицу

Родительный

Дательный

Винительный

Что? рюкзак

Творительный

Предложный

Кем? ученицей Именительный Родительный Дательный Чем? рюкзаком Винительный Творительный Предложный

Кем? ученицей

Именительный

Родительный

Дательный

Чем? рюкзаком

Винительный

Творительный

Предложный

О ком? об ученице Именительный Родительный Дательный Винительный О чём? о рюкзаке Творительный Предложный

О ком? об ученице

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

О чём? о рюкзаке

Творительный

Предложный

Склонение: 1 склонение. 2 склонение. Муж. и жен. рода с окончанием –а, –я. 3 склонение. Муж. рода с нулевым окончанием, среднего рода с окончанием –о,–е. Мама, папа, Оля, Витя. Женского рода с мягким знаком на конце. Конь, дом, солнце, ведро. Дочь, мышь, ночь, рожь.

Склонение:

1 склонение.

2 склонение.

Муж. и жен. рода с окончанием –а, –я.

3 склонение.

Муж. рода с нулевым окончанием, среднего рода с окончанием –о,–е.

Мама, папа, Оля, Витя.

Женского рода с мягким знаком на конце.

Конь, дом, солнце, ведро.

Дочь, мышь, ночь, рожь.

Запишите словарные слова: 1 склонение. 2 склонение. 3 склонение.

Запишите словарные слова:

1 склонение.

2 склонение.

3 склонение.

Запишите словарные слова, распределив их по склонениям.  Вокзал, ураган, комета, экспедиция, аллея, ночь, футбол, спортсмен, карнавал, костюм, пейзаж, библиотека, каталог, бассейн, дочь.  Прочитайте существительные 1 склонения, 2 склонения, 3 склонения.

Запишите словарные слова, распределив их по склонениям.

Вокзал, ураган, комета, экспедиция, аллея, ночь, футбол, спортсмен, карнавал, костюм, пейзаж, библиотека, каталог, бассейн, дочь.

Прочитайте существительные

1 склонения,

2 склонения,

3 склонения.

Учебная задача: в следующем фрагменте текста выделены имена существительные, оканчивающиеся на -и и -е . Можно ли говорить о том, что имена существительные, оканчивающиеся на одну и ту же букву, совпадают в роде, числе, падеже?  Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги , сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки , что не удержишься и рассмеёшься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою весёлую песенку. (По А. К у п р и н у)

Учебная задача: в следующем фрагменте текста выделены имена существительные, оканчивающиеся на -и и -е .

Можно ли говорить о том, что имена существительные, оканчивающиеся на одну и ту же букву, совпадают в роде, числе, падеже?

Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги , сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки , что не удержишься и рассмеёшься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою весёлую песенку. (По А. К у п р и н у)

Существительные какого склонения, в каком падеже имеют окончание –е, -и?  -е -и 1 склонение 1 склонение Дат. и предл. Родит. падеж падежи. 2 склонение 2 склонение Предл. падеж Предл. падеж 3 склонение

Существительные какого склонения, в каком падеже имеют окончание –е, -и?

-е -и

1 склонение 1 склонение

Дат. и предл. Родит. падеж

падежи. 2 склонение

2 склонение Предл. падеж

Предл. падеж 3 склонение

Запишите и запомните!  Падежные  окончания существительных

Запишите и запомните! Падежные окончания существительных

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание существительного?  В речк.., в избушк.., в деревн.., к речк.., к избушк.., к деревн.. , около речк.. , около избушк.. , около деревн.., на тропинк.. , по улиц.. , на груд.., от радост.. , к подруг.. , без косынк.., у опушк.. , в несчасть.. , к мудрост.., о человек.. .

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание существительного?

В речк.., в избушк.., в деревн.., к речк.., к избушк.., к деревн.. , около речк.. , около избушк.. , около деревн.., на тропинк.. , по улиц.. , на груд.., от радост.. , к подруг.. , без косынк.., у опушк.. , в несчасть.. , к мудрост.., о человек.. .

Домашнее задание Упр. 394 или 404 – на «5» 387 – на «4» 426 – на «3»

Домашнее задание

Упр. 394 или 404 – на «5»

387 – на «4»

426 – на «3»

И напоследок Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Я узнал, что … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … Мне было трудно …

И напоследок

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось …
  • Я узнал, что …
  • Мне понравилось …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне было трудно …
Интернет-источники Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ Образовательный сайт Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/teacher/leaners УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  5 класс

Интернет-источники

  • Сайт Видеоуроки.нет
  • https://videouroki.net/profile/classes
  • Российская электронная школа
  • https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
  • Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
  • https://saharina.ru/teacher/leaners
  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!