«Открытие» учащимися новых знаний Самостоятельная работа с самопроверкой Рефлексия Подведение итогов по теме урока Домашнее задание: | Учитель: Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней ,или сад и облака , Или снежная равнина, или поле и шалаш Обязательно картина называется….(пейзаж) Пейзаж в изобразительном искусстве – это изображение живой природы на плоскости (бумаге, холсте). Этот жанр очень любим художниками, поскольку передает не только красоту окружающей природы, но создаёт настроение с помощью цвета, сочетания штрихов, линий. Вглядываясь в картины, мы можем услышать звуки прибоя или песню жаворонка, шум дубравы или шорох падающих листьев. В жанре пейзажа любили работать великие мастера, такие как И. Шишкин, И. Левитан, В. Поленов, А. Саврасов, И. Айвазовский Б.Кустодиев. - Давайте с вами рассмотрим картину известного художника Б.Кустодиева “Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург) Всмотритесь в картину и опишите ее. Ответьте на вопросы: 1.Какое настроение вы здесь чувствуете? 2.Какую цветовую гамму использовал художник для передачи настроения? 3.Каки е линии? 4.Есть ли в ней музыкальность? 5.Какие звуки вы можете услышать? 6.Вспомните у каких композиторов мы слушали музыку связанную с этим чудесным языческим праздником «Масленица»? Учитель: Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Учитель : Давайте еще раз вспомним музыкальные моменты композиторов –классиков Учитель : Музыка многих произведений - А как вы думаете, жанр пейзажа может встречаться в других видах искусства, в каких? Правильно, молодцы! Музыка многих произведений вызывает у слушателей зримые образы. Сегодня на уроке мы познакомимся с «живописной», а точнее, с пейзажной музыкой П.И. Чайковского. Это цикл пьес для фортепиано «Времена года». Но для начала давайте вспомним, что вы у же знаете об этом композиторе? - Правильно, молодцы! ( 1840-1893), русский композитор, пианист и дирижер). Учитель музыки (на фоне видеопрезентации « Русские художники о красоте природы» рассказывает о создании цикла: - Петр Ильич Чайковский создал цикл произведений под названием «Времена года Конечно, это не одно, а несколько, а точнее 12 музыкальных пьес-зарисовок, соответствующих 12 месяцам в году. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. А эпиграфами к каждой пьесе служат строки стихотворений великих русских поэтов – А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.В. Кольцова, А.К. Толстого, Вас.Анд. Жуковского и Н.А. Некрасова. Этот цикл так понравился слушателям и стал настолько популярен, что исполнять его стали не только на фортепиано, но на других музыкальных инструментах, а так же симфоническим оркестром. Учитель: Сейчас прозвучит пьеса-картинка П.Чайковского «Февраль .Масленница» Послушайте музыку и напишите свое мнение в форме синквейна Учитель музыки: - Мы с вами посмотрели музыкальную живопись и послушали живописную музыку. Вы уже знаете, что художники и композиторы использую при создании произведений искусства разные средства выразительности.. - Я вам предлагаю выполнить следующее задание.. Ваша задача – распределить все средства выразительности на две группы: первая– средства выразительности в музыке, вторая – средства выразительности в ИЗО. Задание. 1группа(музыка): мелодия, тембр, аккорд, лад; 2 группа (ИЗО): линия, колорит, пятно, цветовая гамма). Учитель вместе с ребятами проверяют правильность распределения средств выразительности. А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание Работая группах вам необходимо сравнить средства выразительности в музыке и в изобразительном искусстве. Задание 1 Линиями соедините те средства выразительности в музыке, которым соответствуют изобразительные средства выразительности. (мелодия=линия, тембр=колорит, аккорд=пятно, лад=цветовая гамма). Задание 2 Прослушать музыку в наушниках -Выбирать соответствующую картину Подбирать стихотворение-эпиграф Учитель организуют работу в группах, помогая и корректируя деятельность обучающихся. Учитель: 1.Давайте вернемся к началу урока и посмотрим на наш план: все ли из намеченного удалось выполнить? Какая музыка играет красками ?Какая живопись звучит? 2. Было ли вам интересно на уроке? А может столкнулись с трудностями? 3Какой цветовой и музыкальной гаммой вы бы выразили свое настроение на уроке? 4.Сегодня на уроке вы узнали что живопись можно……..,а музыку можно…… Надо быть внимательными зрителями слушателями и развивать свои творческие способности. Учитель : - Домашнее задание Прослушайте другие пьесы-картинки из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» и создайте живописную иллюстрацию к одной из них. | Обучающиеся отвечают на вопрос (о живописи, жанрах - пейзаж) Просмотр репродукций и авторских работ художников (определение записываем в тетради) Обучающиеся отвечают на вопрос. И.Стравинский балет «Петрушка» Н. Римский-Корсаков опера « Снегурочка» ( программа 3-4 класса) Обучающие слушают музыкальные моменты И. Стравинского отрывок из балета «Петрушка» Н.Римского –Корсакова опера «Снегурочка» Обучающиеся отвечают на вопрос (в музыке, литературе). Обучающиеся отвечают на вопрос. Обучающиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Обучающиеся пишут синквейн (используя таблицу эмоц.терминов) Обучающиеся отвечают на вопрос. . Обучающиеся выполняют задание на листах. -слушают музыку в наушниках -выбирают соответствующую картину -подбирают стихотворение-эпиграф Представители от каждой группы выходят представляют творческую работу, комментируя её выполнение, участие каждого ученика. Обучающиеся проверяют правильность выполнения задания, корректируют свои ответы Обучающиеся отвечают, поясняют свои ответы. Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники. . | Умение слушать, анализировать, искать доказательства по заданному вопросу. Умение слушать рассказ, музыкальное произведение , находить доказательства по заданному вопросу. Умение анализировать информацию, сопоставлять, осуществлять выбор Умение обосновывать свой выбор, отстаивать своё мнение Умение творчески обосновывать свой выбор, отстаивать своё мнение Проявление творческой фантазии на заданную тему. Умение анализировать, выделять общие и отличительные черты двух видов искусств Умение высказывать собственное мнение | Коммуникативные: -умеют вести диалог Регулятивные: -умеют выполнять учебные действия в качестве слушателя Личностные: -уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: -нахождение общих для нескольких видов искусства жанров. Личностные: - умеют образно воспринимать, определять своё отношение к художественным явлениям; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками. Познавательные: Осуществляют анализ и сравнение информации. Коммуникативные: - выслушивают мнения и идеи одноклассников; -формируют собственное мнение и позицию. Коммуникативные: - умение строить монологическую речь; -учатся аргументировано доказывать свою точку зрения. Коммуникативные: - умение строить монологическую речь; -учатся аргументировано доказывать свою точку зрения. Ренгулятивные: -выполняют творческое задание по установленным правилам; Регулятивные: - учатся осуществлять самопроверку, самоконтроль полученных знаний. Коммуникативные: - учатся безбоязненно высказывать своё мнение, вести диалог. Межпредметные: - учатся сравнивать два вида искусства, выявлять отличительные черты, сходство между ними. Коммуникативные: - учатся публично представлять результат своей работы. - умение работать в группе, толерантность в общении. Регулятивные: - выполняю работу по алгоритму |