СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс "Музыкальная живопись и живописная музыка " публикация технологической карты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5 класс "Музыкальная живопись и живописная музыка " публикация технологической карты»

Технологическая карта урока

«Музыкальная живопись и живописная музыка. Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве»

17.02.2020

Класс: 5Б класс ( 31 обучающийся)

Предметы: музыка

Учитель музыки: Мансурова Лариса Рафильевна


Тема урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка »

Оборудование:

- компьютер, медиапроектор, , раздаточный материал (цветные карточки, листы с заданием)

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель:

Формирование у обучающихся представления о жанре пейзажа в музыке и изобразительном искусстве, развитие умения анализировать и сравнивать художественные произведения, свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием искусства.

Задачи:

- способствовать развитию образно-ассоциативного мышления обучающихся через средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве;

- способствовать развитию целостного восприятия произведений искусства;

- способствовать развитию фантазии, творческого воображения, умения отражать музыкальные впечатления в художественной деятельности;

- развивать эстетический вкус обучающихся посредством музыки и изобразительного искусства.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование умения размышлять о музыке и живописи как способе выражения эмоциональных переживаний человека;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

- умение создавать творческие музыкальные работы по воображению (представлению).








- формирование способности реализации творческих замыслов через понимание цели;

- восприятие и выявление внутренних связей межу музыкой и изобразительным искусством;

- формирование логических действий – умения анализировать, обобщать и выделять специфику связей между музыкой и изобразительным искусством;

- выявление значения произведений живописи для создания музыкальных образов;

- формирование восприятия окружающего мира во всём его природном и художественном разнообразии.

- умение проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к произведениям музыки и живописи;

- приобретение навыков позитивной самооценки собственных музыкальных и художественных возможностей;

- формирование умения продуктивного сотрудничества при решении музыкально-художественных задач (умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения, развивать мотивацию к творческому труду, умение оценивать свою деятельность и деятельность группы);

- формирование чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней.

Формируемые УУД:


Познавательные

Коммуникативные

Личностные

умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека о природе, устанавливать причинно-следственные связи

выражение своего отношения к музыкальному и живописному произведению, умение воспринимать разные точки зрения в команде, аргументировать своё мнение

осмысление единства человека и природы через художественные образы; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


Основные понятия, изучаемые в ходе урока: живопись, пейзаж, средства художественной выразительности в музыке и изобразительном искусстве










Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности

1.Создание комфортной психологической атмосферы, погружение в неё обучающихся.


Учитель музыки поёт: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель:

-Давайте настроимся на хорошее настроение и отличную работу на уроке.


Учитель:

А сейчас чтобы поднять себе и нашим гостям настроение, я вам предлагаю вспомнить и исполнить ранее изученную песню :

«Мир ,который нужен мне» А.Ермолова









Обучающиеся отвечают музыкальным приветствием: Здравствуйте!»




Обучающиеся исполняют песню

« Мир который нужен мне»

А.Ермолова

Развитие вокально-хоровых способностей школьников


Регулятивные:

-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.


Регулятивные

- умеют выполнять учебные задания в качестве исполнителя

Актуализация знаний

Учитель:

ВОПРОС:

Ребята, о связи каких видов искусства на уроках музыки мы говорим с начала

III четверти?


Учитель:

ВОПРОС

- Ребята, скажите, пожалуйста, в каком виде искусства произведения создаются с помощью красок, цвета?

- Правильно, молодцы, ребята!




Обучающиеся отвечают на вопрос (музыки и изобразительного искусства).






Обучающиеся отвечают на вопрос (o живописи).




Выявление степени усвоения обучающимися учебного материала

Коммуникативные:

-умеют строить монологическое высказывание

.


Постановка учебной задачи










Учитель:

- Давайте теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, объединив эти два вида искусства.


Учитель корректирует высказывания обучающихся, подводя их к теме урока «Музыкальная живописи и живописная музыка».




Учитель:

- Как вы думаете, в чём заключается цель нашего урока?

«Познать, почувствовать «музыкальную живопись» и «живописную музыку».



Учитель:

- Что мы должны сделать для её раскрытия?

Учитель корректирует ответы учащихся

  1. посмотреть «музыкальную живопись»,

  2. прослушать «живописную музыку», сравнить средства художественной выразительности музыки и ИЗО,

  3. выполнить творческую работу).




Обучающиеся выдвигают свои предположения.












Обучающиеся выдвигают свои предположения (познакомиться с новым жанром в музыке, ИЗО…)






Обучающиеся высказывают свои предположения ( посмотрим репродукции картин, прослушаем музыкальные произведения, найдем отличия и общее в живописи и ИЗО, нарисуем, споём и т.п. )








Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-художественную деятельность




























Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.















Метапредметные:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.









«Открытие» учащимися новых знаний






















































































































































































































Самостоятельная работа с самопроверкой

















































Рефлексия

Подведение итогов по теме урока

























Домашнее задание:

Учитель:

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней ,или сад и облака ,

Или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется….(пейзаж)


Пейзаж в изобразительном искусстве – это изображение живой природы на плоскости (бумаге, холсте). Этот жанр очень любим художниками, поскольку передает не только красоту окружающей природы, но создаёт настроение с помощью цвета, сочетания штрихов, линий. Вглядываясь в картины, мы можем услышать звуки прибоя или песню жаворонка, шум дубравы или шорох падающих листьев.

В жанре пейзажа любили работать великие мастера, такие как И. Шишкин, И. Левитан, В. Поленов, А. Саврасов, И. Айвазовский Б.Кустодиев.



- Давайте с вами рассмотрим картину известного художника Б.Кустодиева

Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)

Всмотритесь в картину и опишите ее.

Ответьте на вопросы:

1.Какое настроение вы здесь чувствуете?

2.Какую цветовую гамму использовал художник для передачи настроения?

3.Каки е линии?

4.Есть ли в ней музыкальность?

5.Какие звуки вы можете услышать?

6.Вспомните у каких композиторов мы слушали музыку связанную с этим чудесным языческим праздником «Масленица»?

Учитель:

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может.

     Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира.

Учитель :

Давайте еще раз вспомним музыкальные моменты композиторов –классиков






Учитель :

Музыка многих произведений

- А как вы думаете, жанр пейзажа может встречаться в других видах искусства, в каких?

Правильно, молодцы!

Музыка многих произведений вызывает у слушателей зримые образы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с «живописной», а точнее, с пейзажной музыкой П.И. Чайковского.

Это цикл пьес для фортепиано

«Времена года».

Но для начала давайте вспомним, что вы у же знаете об этом композиторе?

- Правильно, молодцы!

( 1840-1893), русский композитор, пианист и дирижер).










Учитель музыки (на фоне видеопрезентации « Русские художники о красоте природы»

рассказывает о создании цикла:


- Петр Ильич Чайковский создал цикл произведений под названием «Времена года

Конечно, это не одно, а несколько, а точнее 12 музыкальных пьес-зарисовок, соответствующих 12 месяцам в году. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. А эпиграфами к каждой пьесе служат строки стихотворений великих русских поэтов

А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.В. Кольцова, А.К. Толстого, Вас.Анд. Жуковского и Н.А. Некрасова.

Этот цикл так понравился слушателям и стал настолько популярен, что исполнять его стали не только на фортепиано, но на других музыкальных инструментах, а так же симфоническим оркестром.

Учитель:

Сейчас прозвучит пьеса-картинка П.Чайковского

«Февраль .Масленница»

Послушайте музыку и напишите свое мнение в форме синквейна



Учитель музыки:

- Мы с вами посмотрели музыкальную живопись и послушали живописную музыку. Вы уже знаете, что художники и композиторы использую при создании произведений искусства разные средства выразительности..

- Я вам предлагаю выполнить следующее задание..

Ваша задача – распределить все средства выразительности на две группы:

первая– средства выразительности в музыке,

вторая – средства выразительности в ИЗО.


Задание.

1группа(музыка): мелодия, тембр, аккорд, лад;

2 группа (ИЗО): линия, колорит, пятно, цветовая гамма).


Учитель вместе с ребятами проверяют правильность распределения средств выразительности.










А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание

Работая группах вам необходимо сравнить средства выразительности в музыке и в изобразительном искусстве.

Задание 1

Линиями соедините те средства выразительности в музыке, которым соответствуют изобразительные средства выразительности.

(мелодия=линия,

тембр=колорит,

аккорд=пятно,

лад=цветовая гамма).


Задание 2


Прослушать музыку в наушниках


-Выбирать соответствующую картину


Подбирать стихотворение-эпиграф






Учитель организуют работу в группах, помогая и корректируя деятельность обучающихся.













Учитель:

1.Давайте вернемся к началу урока и посмотрим на наш план: все ли из намеченного удалось выполнить? Какая музыка играет красками ?Какая живопись звучит?

2. Было ли вам интересно на уроке? А может столкнулись с трудностями?

3Какой цветовой и музыкальной гаммой вы бы выразили свое настроение на уроке?

4.Сегодня на уроке вы узнали что живопись

можно……..,а музыку можно……

Надо быть внимательными зрителями слушателями

и развивать свои творческие способности.





Учитель :

- Домашнее задание

Прослушайте другие пьесы-картинки из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» и создайте живописную иллюстрацию к одной из них.




Обучающиеся отвечают на вопрос (о живописи, жанрах - пейзаж)















Просмотр репродукций и авторских работ художников

(определение записываем в тетради)



Обучающиеся отвечают на вопрос.


И.Стравинский балет «Петрушка»


Н. Римский-Корсаков опера « Снегурочка»

( программа 3-4 класса)





































Обучающие слушают музыкальные моменты

И. Стравинского отрывок из балета «Петрушка»


Н.Римского –Корсакова опера «Снегурочка»



Обучающиеся отвечают на вопрос (в музыке, литературе).












Обучающиеся отвечают на вопрос.













Обучающиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.




























Обучающиеся пишут синквейн

(используя таблицу эмоц.терминов)













Обучающиеся отвечают на вопрос.

























.



















Обучающиеся выполняют задание на листах.


-слушают музыку в наушниках

-выбирают соответствующую картину

-подбирают стихотворение-эпиграф



Представители от каждой группы выходят представляют творческую работу, комментируя её выполнение, участие каждого ученика.






Обучающиеся проверяют правильность выполнения задания, корректируют свои ответы




Обучающиеся отвечают, поясняют свои ответы.






Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.







Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.


















.































Умение слушать, анализировать, искать доказательства по заданному вопросу.










































Умение слушать рассказ, музыкальное произведение , находить доказательства по заданному вопросу.








































Умение анализировать информацию, сопоставлять, осуществлять выбор






















Умение обосновывать свой выбор, отстаивать своё мнение





Умение творчески обосновывать свой выбор, отстаивать своё мнение
































Проявление творческой фантазии на заданную тему.









Умение анализировать, выделять общие и отличительные черты двух видов искусств













Умение высказывать собственное мнение

Коммуникативные:

-умеют вести диалог

Регулятивные:

-умеют выполнять учебные действия в качестве слушателя


Личностные:

-уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.






Метапредметные:

-нахождение общих для нескольких видов искусства жанров.

Личностные:

- умеют образно воспринимать, определять своё отношение к художественным явлениям; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
























Познавательные:

Осуществляют анализ и сравнение информации.














Коммуникативные:

- выслушивают мнения и идеи одноклассников;

-формируют собственное мнение и позицию.




















Коммуникативные:

- умение строить монологическую речь;

-учатся аргументировано доказывать свою точку зрения.






























Коммуникативные:

- умение строить монологическую речь;

-учатся аргументировано доказывать свою точку зрения.




























Ренгулятивные:

-выполняют творческое задание по установленным правилам;

Регулятивные:

- учатся осуществлять самопроверку, самоконтроль полученных знаний.

Коммуникативные:

- учатся безбоязненно высказывать своё мнение, вести диалог.

Межпредметные:

- учатся сравнивать два вида искусства, выявлять отличительные черты, сходство между ними.












Коммуникативные:

- учатся публично представлять результат своей работы.

- умение работать в группе, толерантность в общении.














Регулятивные:

- выполняю работу по алгоритму









2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!