СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Русский язык»


Контрольный диктант №1 (входной)

Цель: контроль знаний и умений обучающихся по повторению пройденного материала в начальных классах.

Задание: записать текст под диктовку и выполнить грамматические задания.


Пришёл март. Наступает весенняя пора. Но холодная зима не уходит, воюет за свои права.

Ночи принадлежат зиме. При луне и звёздах сверкают снега. Густой иней одевает кусты, сухой бурьян. Пушистая изморозь возникает из лунного света и блеска звёзд. Утром она сгущается в туман. Долго видишь его над землёй после восхода солнца.

Днём царство весны. Под горячими лучами солнца исчезают сугробы. По дорогам бегут ручьи. Зарумянились вербы. Слышнее птичьи трели.

Борются друг с другом зима и весна. Скоро тепло одолеет мороз!


1* Озаглавить текст.

Ответ:

Пришёл март. Наступление весны. Весна.

2*. Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Приш..л март. Наступа...т весенняя пора. Но холодная зима не уходит, воюет (за)свои права.

Ночи принадлежат зиме. При луне и звёздах сверкают снега. Густой иней од..вает кусты, сухой бур(ь,ъ)ян. Пуш…стая изморозь возникает из лунного света и блеска звёзд. Утром она сгущается в туман. Долго видишь его над землёй после восхода со…нца.

Днём царство весны. Под горячими лучами со…нца исчезают сугробы. По дорогам бегут руч(ь,ъ)и. Зарумянились вербы. Слышнее птичьи трели.

Борют?ся друг с другом зима и весна. Скоро тепло одолеет мороз!


Контрольный диктант №2


Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме

«Имя существительное».

Задание: записать текст под диктовку и выполнить грамматические задания.


Мы идем по узкой дорожке берегом волшебного озера4. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Грамматические задания.

1*. Озаглавить текст.

  1. Произведите синтаксический разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

3*. Выпишите из текста по слова с переносным значением.

2*. Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Мы идем по у(с,з)кой доро(ж,ш)ке берегом волшебного озера. Над ближним лесом встает со…нце. Под яркими луч…ми солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Ре(д,т)кий луч со…нца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой мес…ности живут пуш..стые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую ш…шку.

Мы постояли (у)опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Ответы:

1. В лесу. Зелёная чаща.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

мес гл пр прил сущ сущ прил сущ

а) Мы идем по узкой дорожке берегом волшебного озера. (Повест., невоскл., грам.осн.: мы идём, простое, двусост., распрост.)

пр прил сущ сущ гл прил сущ

б) Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. (Повест., невоскл., грам.осн.: мы идём, простое, двусост., распрост.)

2. Выпишите из текста слова с переносным значением.

Волшебное озеро (эпитет), солнце встаёт (олиц.), болото легло (олиц.).


Контрольный работа №3

Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме

«Чередование гласных в корне слова»

Задание: записать текст под диктовку и выполнить грамматические задания.


Наступили летние каникулы. Ученики пятого класса решили устроить пикник у ближайшего озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Загорелые ребятишки сразу принялись за дело. Мальчики собирали сухие ветки и разжигали костер. Девочки стелили скатерть под ивой, которая росла у самой воды. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще немножко позагорать.

«Витя, не сгори на солнце!» – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, играли, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, заперся он в палатке и ненавидел весь мир.


Грамматическое задание:

1*. Летние каникулы. Отдых у озера.

2*. Выпишите из текста 4 слова с чередованием в корне, подбери пару.

3*. Выпишите предложение с прямой речью, составь схему, укажи вид предложения по цели высказывания и интонации. (Чит. грам.)

4. Проведите морфемный разбор слов: несчастный2, решили2, позагорать2.

Ответы:

  1. Блестело – блистать. Собирали – соберёт. Загорелые – загар. Прикосновение – прикасание.

  2. «Витя, не сгори на солнце!» – предупредил Серёжа. «П!» - а. (Побудительное, восклицательное)

­ прист корень суф оконч корень суф суф оконч прист прист кор суф суф

  1. Не – счаст – н – ый реш – и – л – и по – за – гор – а – ть

  2. Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы.

А*) Подобрать заголовок.

Наступили летние каникулы. Ученики пятого класса решили устроить пикник у бл…жайшего озера, которое бл…стело под лучами палящего со…нца. Заг…релые ребятишки сразу пр..нялись за дело. Мал?чики соб…рали сухие ветки и разж…гали костер. Девочки ст…лили скатерть под ивой, которая р…сла у самой воды. А Витька распол…жился на горячем песке, чтобы еще немно(ш,ж)ко позаг…рать.

«Витя, не сгори на со…нце!» – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой з…ри ребята пели, играли, смеялись, ра(с,сс)казывали смешные истории. Только несчас…ный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обг…рел, и любое прик…сновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, заперся он в палатке и ненавидел весь мир.


Контрольная работа № 4


Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме

«Второстепенные члены предложения».

Задание: записать текст под диктовку и выполнить грамматические задания.


Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев по­стукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это за­кричал филин. Завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти сне­гов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зим­нем лесу скрытая от людей жизнь.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания:

1*. Определить тему и основную мысль текста.

2*. Озаглавить текст

3. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1вар.: В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

2вар.: Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

  1. Выполнить морфологический разбор слова:

1вар.: в небе

2вар.: над сугробами

Ответы:

  1. Тема: В тексте говорится о морозной ночи в лесу. Основная мысль: Даже в морозные зимние ночи в лесу жизнь продолжается.

  2. Ночь в лесу. Морозные ночи. Зимние ночи в лесу.

  3. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1 вариант:

пр прил прил сущ гл. прил. прил. сущ

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. (Повест., невоскл., грам.осн.: рассыпались звёзды, простое, двусост., распрост.)


2 вариант:

нар. гл. пр. прил. сущ. сущ.

Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. (Повест., невоскл., грам.осн.: рассыпались звёзды, простое, двусост., распрост.)


  1. Выполнить морфологический разбор слова:

1 вариант:

  1. В небе – обозн. предмет, в чём? имя сущ.

  2. Морфол. признаки:

1.Н.ф.: небо

2. Постоянные МП: а) нариц., б) неодуш., в) ср.р., 2 скл.

3. Непостоянные МП: а) ед.ч., б) п.п.

III. Синтаксическая роль: рассыпались (в чём?) в небе.

2 вариант:

  1. Над сугробами - обозн. предмет, над чем? имя сущ.

  2. Морфол. признаки:

1.Н.ф.: сугроб

2. Постоянные МП: а) нариц., б) неодуш., в) м.р., 2 скл.

3. Непостоянные МП: а) мн.ч., б) тв.п.

  1. Синтаксическая роль: пролетают (над чем?) над сугробами.

Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы.

А*) Подобрать заголовок.

Наступила ночь в лесу. По стволам и суч(ь,ъ)ям толстых деревьев постукивает мороз, хлоп(ь,ъ)ями осыпается лёгкий иней.

В тёмном высоком небе ра(с,сс)ыпались яркие зимние звёзды. Тихо, бе(з,зз)вучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в м…розные зимние ночи продолжается ж…знь в лесу. Вот хрус…нула и сл…малась мёрзлая ветка. Это проб…жал под дерев(ь,ъ)ями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это закричал филин. Завыли и зам…лчали волки. По алмазной скатерти снегов проб…гают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказоч?ный ч…совой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ноч?ной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

(По И. Соколову-Микитову)

Ответ: Ночь в лесу. Морозные ночи. Зимние ночи в лесу.


Контрольная работа № 4


Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме «Простое предложение».

Задание: записать текст под диктовку и выполнить грамматические задания.

Солнце поднимается, и вся окрестность освещается радостным светом. Пора отправляться в путь. Мы собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут. К вечеру мы должны добраться до станции.
     Дорожка вьется узкой лентой. По ее сторонам растут молоденькие березки. Еще издали видим огромный дуб, который широко раскинул свои могучие ветви. Подходим к нему и располагаемся в его тени на отдых. Стрекочут кузнечики, слышится пение птиц. Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. Сладко спится под шепот листвы.
    Но мы не успели насладиться отдыхом, как услышали раскаты грома. Они раздаются все ближе и ближе. В грозу опасно находиться под высокими деревьями. Надо скорее добраться до ближайшей деревни и спрятаться там от дождя. (109 слов)


Грамматические задания:

1.Синтаксический разбор выделенных предложений:

1 вариант: Мы собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут.

2 вариант: Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон.

2. Морфологический разбор глагола из предложения для синтаксического разбора

1 вариант: собираем

2 вариант: колышет

Ответы:

  1. Синтаксический разбор выделенных предложений:

1 вариант:

мест гл. сущ. пр. сущ. гл. сущ.

Мы собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут. (Повест., невоскл., грам.осн.: рассыпались звёзды, простое, двусост., распрост., осл. однород. сказ.)

2 вариант:

сущ. нар. гл. сущ. сущ. с гл. сущ.

Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. (Повест., невоскл., грам.осн.: рассыпались звёзды, простое, двусост., распрост., осл. однород. сказ.)


  1. Морфологический разбор глагола из предложения для синтаксического разбора

1 вариант: собираем

  1. Собираем – обозн. действие, что делаем? глагол.

  2. Морфологические признаки:

  1. Нач. форма (инфинитив): собирать.

  2. Постоянные признаки: а) несов.в., б) невозвр., в) 1 спр.

  3. Непостоянные признаки: а) изъявит. накл., б) наст.вр., в) мн.ч., г) 1 лицо

  1. Синтаксическая роль: мы (что делаем?) собираем.

2 вариант: колышет

  1. Колышет – обозн.действие, что делает? глагол.

  2. Морфологические признаки:

  1. Нач. форма (инфинитив): колыхать.

  2. Постоянные признаки: а) несов.в., б) невозвр., в) 1 спр.

  3. Непостоянные признаки: а) изъявит. накл., б) наст.вр., в) ед.ч., г) 3 лицо

III. Синтаксическая роль: Ветер (что делает?) колышет.


Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы

Со…нце поднимается, и вся окрес…ность осв..щ..ется радос..ным светом. Пора отправлят?ся в путь. Мы соб..раем рюкзаки, по карте выб…раем маршрут. К вечеру мы должны добраться до станции.
     Доро(ш,ж)ка вьется у(с,з)кой лентой. По ее сторонам р..стут молоденькие бере(с,з)ки. Еще издали вид…м огромный дуб, который ш…роко раскинул свои могучие ветви. Подходим к нему и распол…гаемся в его тени на отдых. Стрекоч…т кузнечики, слыш..тся пение птиц. Ветер тихо колышет листьями дуба и нав..вает сон. Сладко спит?ся под шепот листвы.
    Но мы не успели насладит?ся отдыхом, как услышали раскаты грома. Они раздают?ся все ближе и ближе. В грозу опасно находит?ся под высокими деревьями. Надо скорее добрат?ся до ближайшей деревни и спрятат?ся там от дождя. (109 слов)




Контрольная работа № 5 (тест)

по  теме: «Синтаксис простого предложения»  

Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме.

                                   

Вариант №1

1*. Отметьте сочетания слов, которые  являются словосочетанием:

а)  Изредка посещать   б) Музей открылся    в) в музее  г) мороз и солнце

2*. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

а)     приехать утром   б) встретить утро   в) утренняя зарядка   г) оставить на утро

 3. Найдите глагольное словосочетание         

а) школа космонавтов   б) наступление темноты в)  смотреть в темноту    г) темная ночь

 4. Побудительным   невосклицательным  является предложение

а) Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

б) Ждите меня возле школьных дверей.

в) Прекрасная пора – осень!

г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

а) Милая моя родина, я счастлив.

б) Взрослые тигры – опасные хищники.

в) Я держу в руке светлячка.

г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире :

а) Ежик был ручной.

б)   Июль  макушка лета.

в) Раннею весною роща так тиха.

г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

а) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

б) Ветер гонит листья.

в) Утром ветер разогнал туманы.

г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены. расставьте):

а) И рано-раненько   весною березка белая опять оделася листвою.  

б) Береза самое любимое дерево русского народа.

в) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

г) Сыпь ты черемуха снегом.

9.  В этом предложении нужно поставить двоеточие  (знаки препинания не расставлены, нужно расставить):

а) Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.        

б) Лес  долину  снежные глыбы он видел впервые.

в) На зиму заготовили огромные запасы овощей  картофеля свёклы капусты.

г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

10. В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены -  расставьте).

а) Желуди держатся на дереве до осени   а затем  падают на  землю.

б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими  головами.

в) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.


Вариант №2

1*. Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием

А) лес шумит   Б) вышел из леса     В) через дорогу    Г) быстро и умело

2*. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А) осенний парк    Б) направить на тропинку    В) люблю осень    Г) одет по – осеннему.

3.  Найдите именное словосочетание:

А) выходить на работу   Б) отползти влево   В) медленно идти Г) черный карандаш

4. Побудительным невосклицательным является  предложение:

А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.

Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.

В)  Иди скорей сюда, Петя!

Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?

5. Это предложение нераспространенное :        

А) Усталый конь копытом бил в тревоге.

Б) Доволен я абсолютно всем.

В) Мой садик, ты свеж и зелен.

Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.

6.   В этом предложении нужно поставить тире:

А) Солнце теплое ходит высоко.

Б) Верба пушиста и красива.

В) Ландыш замечательный весенний цветок

Г) Клевер весело цветет.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Ветер дышит   влагой ночи и полынь колышет.

Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

В) Скоро белые метели снег подымут от земли.

Г) Портфель принес брат.  

8. В этом предложении есть обращение  (знаки препинания не расставлены - расставьте):

А) Запевает тихо мой ямщик спросонок.

Б)  Спой ямщик мне песню удалую !

В) Зимние дни миновали ночи короткие стали.

 Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены - расставьте):

А) Ему подавали в трактире щи  капусту  сосиски и пирог.

Б) Все в его жизни было связано с авиацией  мечты волнения планы на будущее.

В) Яблони и груши это плодовые деревья.

Г) Они вышли   расплатились и  направились в противоположные стороны

10. В этом предложении две грамматические основы - подчеркните

А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.

Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не  так, как летом.

В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.

Г) Ты идешь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся желтые листья.  


Ответы:

1й вариант:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

б

а

б

г

г

в

в

2й вариант:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

Г

Б

В

В

А

Б

Б

Г



Критерии оценивания

Критерии оценивания для обучающихся с ОВЗ:

Максимальный балл - 10 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

% от макс. балла оценка:

91-100% «5»

71-90% «4»

50-70% «3»

Менее 50% «2»

85-100% - «5»

65-90% - «4»

50-64 % - «3»

Менее 50% - «2»


Контрольная работа № 6

по теме «Простое осложнённое предложение»

Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденной теме.

                                   

  В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. У каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

  Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

  За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Грамматические задания:

1*. Озаглавить текст.

2.Синтаксический разбор предложений:

1й вариант: Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.

2й вариант: Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели на крышах.

Ответы:

  1. Сказочный город. Цветочный город. Город цветов.

  2. Синтаксический разбор предложений:

1й вариант:

пр мест. сущ. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

У каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. (Повест., невоскл., грам.осн.: росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики , простое, двусост., распрост., осл. однород. чл. и обобщ. словом)


2й вариант:

прил. сущ. гл. пр сущ. пр сущ. сущ. с гл. пр сущ.

Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели на крышах. (Повест., невоскл., грам.осн.: рассыпались звёзды, простое, двусост., распрост., осл. однород. сказ. И дополн.)

Задание для обучающихся с ОВЗ: списать текст, вставляя пропущенные буквы:

1*. Озаглавить текст.


  В одном сказоч?ном городе ж..ли коротышки. В городе (у)них было очень красиво. У каждого дома р..сли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались им…нами цветов: улица Колокол?чиков, аллея Ромашек, бул?вар Васильков. А сам город назывался Цветоч?ным городом.

  Лето подх…дило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции в…лись по ог…родам, по стенам д…мов и цвели на крышах. В…терок дон…сил нежный запах резеды и ромашки.

  За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодоч?ки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

ОТВЕТ: 1*. Сказочный город. Цветочный город. Город цветов.



Итоговая контрольная работа № 7 (Тест)

Цель: контроль знаний и умений обучающихся по пройденным темам.

Задание: выполнить тестовые задания и работать с текстом в формате ВПР                             

Текст. Часть 1.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];

3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].

2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

1) синонимами; 2) антонимами;

3) омонимами; 4) омографами.

3*. Найдите неологизм.

1) Брокер; 2) кафтан;

3) небо; 4) губернатор.

4*. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.

2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.

3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.

4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.

5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

1) Приморский; 2) присмотреться;

3) зверолов; 4) ледниковый.

6. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.

1) Каменный; 2) вода;

3) синь; 4) бить.

7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;

3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.

8. Укажите слово, где в корне пишется о.

1) Предл_гать; 2) з_ря;

3) к_саться; 4) р_сток.

9. Укажите несклоняемое существительное.

1) Жюри; 2) сани;

3) облако; 4) дорога.

10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

1) Каменный дом; 2) редкая птица;

3) новое платье; 4) интересные передачи.

11. Укажите глагол второго спряжения.

1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;

3) дыш_шь; 4) света_т.

Часть 2. Прочитай текст и выполни заданий 12–19.

1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3) Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли.

5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 8) Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой.

9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)


12*. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Лекарственные травы. 2) Лиса.

3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.

13*. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?

1) В предложении 1; 2) в предложении 3;

3) в предложении 4; 4) в предложении 5.

14*. Зачем лиса каталась по ландышам?

1) Хотела их уничтожить из-за запаха;

2) чистила свою шкурку;

3) понравился запах ландышей;

4) отдыхала на траве.

15. Укажите номер предложения с прямой речью.

16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.

17. Укажите предложение с шестью однородными членами.

18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.

1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;

2) собирали травы; 4) ребята забрели.

19. Выполните морфологический разбор слова:

1 вариант: захотела. 2 вариант: цвели

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

3

1

3

1

4

1,2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19


4

2

2

2

8

1

7

3






Критерии оценивания

Критерии оценивания для обучающихся с ОВЗ:

Максимальный балл - 19 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

% от макс. балла оценка:

91-100% «5»

71-90% «4»

50-70% «3»

Менее 50% «2»

85-100% - «5»

65-90% - «4»

50-64 % - «3»

Менее 50% - «2»


1 вариант:

  1. Захотела – обозн. действие, что сделала? глагол.

  2. Морфологические признаки:

  1. Нач. форма – захотеть.

  2. Постоянные МП: а) несов., б) невозвр., в) 1 спр.

  3. Непостоянные МП: а) изъявит. накл., б) прош.вр., в) ед.ч., г) 3 лицо, д) ж.р.

  1. Синтаксическая роль: лисица (что сделала?) захотела.

2 вариант:

  1. Цвели - обозн. действие, что делали? глагол.

  2. Морфологические признаки:

  1. Нач. форма – цвести.

  2. Постоянные МП: а) несов., б) невозвр., в) 1 спр.

  3. Непостоянные МП: а) изъявит. накл., б) прош.вр., в) ед.ч., г) 3 лицо.

  1. Синтаксическая роль: ландыши (что делали?) цвели.




НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИКТАНТА

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.

  • «4» – допущено 1–2 ошибки.

  • «3» – допущено 3–5 ошибок.

  • «2» – допущено более 5 ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение правил орфографии при написании слов;

  2. пропуск и искажение букв в словах;

  3. замену слов;

  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

  5. неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

  2. единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;

  3. единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;

  2. две пунктуационные ошибки;

  3. повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;

  2. недописанное слово;

  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.


Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ



Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий



Критерии оценивания по русскому языку в классах с детьми с ОВЗ

Дети, которые занимаются с логопедом и другими специалистами, не освобождаются от написания контрольных диктантов и прочих проверочных работ в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в 1 классе – 8-10 слов, во 2 классе в начале учебного – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в 3 классе – 20-25 слов, в 4 классе – 30-35 слов, в 5 – 45-50 слов, в 7-9 – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один бал, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V - IX классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок

Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками

Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибке на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

повторение ошибок в одной и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на концеЫ). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

две негрубые ошибки; повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.


Критерии оценивания тестовых заданий


Тест обычно оценивается, исходя из положения: 1 балл за правильно выполненное задание. Оценка выводится в соответствии с процентом правильно выполненных заданий:


«5»: 90 – 100 % от общего числа баллов

«4»: 75 - 89 %

«3»: 50 - 74 %

«2»: ниже 49%




*Задание по функциональной грамотности
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!