СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс_Синтаксис_повторение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока плюс слайды для урока-повторения в 5 классе по теме Синтаксис

Просмотр содержимого документа
«5 класс_Синтаксис_повторение»

тема и цели урока.

- Сегодня мы проводим урок-повторение. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать. Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся.

- Итак, первое задание определить тему урока. Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать?, каков предмет?, что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).

3. Первая буква названия вида предложения по эмоц. окраске. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).

4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире).

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).

6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).

7. Первая буква названия единицы синтаксиса, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).

8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).

9. Первая буква названия части речи, которая чаще всего в предложении бывает подлежащим. (сущ).


В итоге сложилось слово «синтаксис».


Что такое синтаксис? - раздел науки о языке, в котором изучается словосоч-е и предложение


А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки


Слайд 01

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Повторение»



Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)


Да, сегодняшний урок поможет систематизировать и обобщить изученный материал.


Повторение теоретического материала. Блиц-опрос.


1. Минимальная единица синтаксиса (словосочетание).

2. Как устроено словосочетание? (состоит из главного и зависимого слова).

3. Виды связи слов в словосочетании? (согласование, управление, примыкание).

4. Выпал снег – это словосочетание? Докажите!


5.Типы предложения по цели высказывания: (повествоват, вопросительное, восклиц.).


6. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются, и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).


7. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)


8. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью (обращение)

9. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)


10. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (обстоятельство).


11. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые).


12. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)


13. Разговор двух и более лиц (диалог).

14. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая речь).


 Вы хорошо справились с данной задачей!


Слайд 2 Словарная работа



Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.

  • В каком ряду во всех словах пишется буква О?

  1. В…робей, разд…ются, ст…нать;

  2. Б…льной, д..рога, изд…лека;

  3. Г…ризонт, д…лина, высок…го;

  4. Разг…вор, б…клажан, к…сыми.

  5. Данные слова записывают в тетрадь, подчёркивая пропущенные буквы.


Слайд 3

  • А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.



  • У какого слова неправильно определена часть речи?

  1. Садилось – глагол в форме прошедшего времени;

  2. И – предлог; ( Предлог для образования формы слова и для связи слов в предложении, а союзы - для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.)

  3. Великий – имя прилагательное;

  4. Подарок – имя существительное.



Работа у доски (синтаксический разбор)


1. Бесшумно трепетали на березе желтые листочки. 



2. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошёл ветер.





Слайд 4

Раздать карточки ( взаимопроверка!) + слайд –ответ на доске


Слайд 5 - слайд –ответ на доске




Физкультминутка


Слайд 6

Игра «Третий лишний»



  • Найдите лишнее слово:

  1. Простое, бессоюзное, сложное;

  2. Определение, обстоятельство, подлежащее;

  3. Повествовательное, восклицательное, невосклицательное;

  4. Простое, нераспространённое, распространённое.




Слайд 7




1. Выпишите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

а) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

б) Сад отцветал и темнел.

в) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

г) Лучи солнца греют лицо и руки.




Слайд 8

Назовите сложное предложение, части которого связаны интонационно:

а) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

в) Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь.

г) Солнце сияло и грело, но не пекло.



Слайд 9


Назовите предложение, в котором грам. основа выделена верно.

а) Музыка в траве приутихла.

б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

в) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

г) Осень свежа, прекрасна.




Слайд 10


Выпишите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):

а) Отнести её вон проговорила изменившимся голосом старуха.

б) Муму! промычал Герасим ещё раз.

в) Что это за собака? воскликнула она вдруг.

г) Барыня сказала Принесите ей что-нибудь поесть.






Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту


Подведение итогов

Вот и подошёл наш урок к концу.

- На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по разделу синтаксис и пунктуация вами понят и усвоен.



Рефлексия

Сегодня на уроке мне было… (интересно, неинтересно)

Всем спасибо за урок.