Введение в раздел. (К) Дискуссия на тему: «Жизненные ценности – это…» Вывод: «Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию».
(К) Составление кластера «Жизненные ценности» - Какие ценности вы знаете? (дружба, любовь, семья, знание, мир и т.д.) - Как их можно классифицировать? (духовные и материальные)
(П) Стратегия «Бриллиант» - Подумайте, какие ценности из предложенного списка наиболее важные и почему. Распределите данные ценности в виде ромба (распределять вниз по значимости: от наиболее важных до менее важных): вверху в первый ряд расположить одну ценность – наиболее значимую; второй ряд – две ценности; третий ряд – три ценности; четвертый ряд – две ценности; пятый ряд – одна ценность, наименее важная. Ценности: честность, дружба, уважение, знание, вдохновение, решительность, мужество, равенство, традиция. ФО (комментарии учащихся) (И, Ф) Словарная работа - Запишите слова под диктовку. Обозначьте орфограмму. Ученик, учитель, рюкзак, школа, класс, тетрадь, карандаш, каникулы. - Составьте два предложения с данными словами, сделайте синтаксический разбор. (Задание направлено на умение записывать под диктовку словарные слова) ФО (самооценивание по образцу)
(К) «Шкатулка с грамматикой» а) Понятие о прямом и переносном значении слов. Сравните: Я мою тарелку. - Я съел целую тарелку. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. б) Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ: Железный характер — это характер твёрдый, как железо. Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд. Солнечное настроение — настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце. Тёплая встреча — встреча приятная, как само тепло дома. в) Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в переносном значении. Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство. Тьма — вокруг темно, ничего не видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу — множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них. Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес. (Задание направлено на изучение теоретического материала)
(И,Ф) Упражнения на закрепление 1) Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением. 1. Взгляд … 2. Сердце … 3. Ветер … 4. Хвост … 5. Солнце …. 2) Из каждой пары выберите словосочетание с переносным значением. Золотая осень — золотое кольцо Мягкий характер — мягкая кровать Сонные берёзки — сонная девочка Тяжёлый груз — тяжёлое чувство 3) Составьте словосочетания, употребив глаголы в переносном значении: Время, урок, переменка, учебный год, двойка, задание, пролететь, проскочить, ползти, промчаться, схватить, сдуть, захватить. Критерий оценивания | Дескрипторы | Учащийся | | подбирает к существительным слова с переносным значением; | выбирает словосочетания с переносным значением; | составляет словосочетания, употребив глаголы в переносном значении. | ФО оценивание по дескрипторам (К) Работа с текстом Послушайте стихотворение. Выполните задания. М. Борисова Перегрелся на солнце я, что ли? Заскучал вдруг по собственной школе. Чудеса! Я б сейчас, например, Просто так порешал бы пример, И припомнил бы парочку правил, Просто так, чтобы ум не заржавел. В лес пошли мы вчера за грибами, Вспомнил: надо же делать гербарий! А соседской дошкольнице Лизке | Я стишок прочитал по-английски. Петька дразнится: «Бедненький дачник! Принесите ребенку задачник! Завалите его на контрольной! Он тогда будет очень довольный!» Я и сам понимаю: нелепо. Что бы делал я, если б не лето?! Так хотел нагуляться на воле! А теперь вот скучаю по школе… | Какое настроение описывается в стихотворении? Почему герой удивляется своему настроению? Как относится мальчик к своей школе? Как, по-вашему, нравится ли ему учиться? 2) С помощью каких слов и выражений описываются чувства героя стихотворения? 3) Как вы понимаете выражение «чтобы ум не заржавел»? О чём говорят, когда употребляют слово «заржаветь»? В каком значении, описывая ситуацию на рисунке, вы употребите это слово? В прямом или переносном значении употреблено оно в стихотворении? 4) Как вы думаете, кому герой стихотворения мог рассказать о своём настроении? Определите, к книжному или разговорному стилю относится его рассказ. 5)Найдите в следующих предложениях разговорные слова: Я запомнил бы парочку правил. Завалите его на контрольной! Соседской дошкольницеЛизке я стишок прочитал по-английски. Разговорная лексика - слова, которые употребляют в непринужденном устном общении. Например, кромсать, зубрила, шлёпнуться, шпаргалка. 6) Какие из вариантов заголовков отражают тему стихотворения, а какие основную мысль? Однажды на каникулах. Вот так чудеса! Перегрелся на солнце. Соскучился по школе! Надоело отдыхать. Придумай своой заголовок к стихотворению. Вы отразили в нем тему или основную мысль?
(П,Ф) Упражнение «Расскажу тебе о школе» 1 этап: Учащиеся в парах рассказывают о ситуациях, которые произошли с ними в школе. - Знакома ли вам ситуация, когда вы на каникулах соскучились по школе? Кого или что вы вспомнили? Расскажите друг другу об одноклассниках, учителях, интересных уроках, любимых предметах. Что вам больше всего нравится в вашей школе? Используйте выражения: О нашей школе модно сказать, что …; Мне интересно общаться с …; Мы обсуждаем с ними …; Мой учитель … рассказывал нам о …; Мой любимый школьный предмет …; Мне нравится …; На уроке… мы…; Я недавно узнал о … . 2 этап: Учащиеся от первого лица рассказывают о ситуациях, которые произошли в школе с их одноклассником. Учащийся, чью ситуацию рассказывает собеседник, может задавать уточняющие вопросы. (Задание направлено на формирование навыка говорения) - Какие слова вы использовали при составлении диалога книжные или разговорные? Почему? Критерий оценивания | Дескрипторы | Учащийся | Составляет диалог о школе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» | составляет диалог из 5-6 фраз о школе; | пересказывает историю, изменяя позицию «говорящий» на «слушающий»; | задает уточняющие вопросы. | ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя. Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение из 5-6 предложений «Однажды на уроке» или рассказ «Рассказ школьного рюкзака», используйте составленные словосочетания. |