СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 35. В.Ч. Ганс - Христиан Андерсен. Сказка «Дикие лебеди»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Способствовать пониманию   глубокого нравственного смысла сказки; формировать жизненные компетентности.
  2. Формировать навыки сравнительного анализа и аналитической словесной работы с текстом; развивать умения определять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев и выражать свое отношение к ним, развивать коммуникативные навыки.

3.    Воспитание эмпатии, чувства ответственности, сострадания и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Р.М.»

  1. Знаем ли мы содержание сказки

Задание: решите кроссворд, получившееся в синих квадратиках слово записать



2.







3.








4.














5.






6.









7.













8.









9.







10.







11.






12.








ВОПРОСЫ:

  1. Единственная игрушка Элизы.

  2. В кого превратила мачеха братьев Элизы?

  3. Из чего Элиза плела рубашки братьям?

  4. Сколько стоила книжка, которую читали братья во дворце?

  5. Кто помог Элизе найти способ разрушить чары мачехи?

  6. Где Элиза должна была собирать материал для рубашек?

  7. Сколько братьев было у Элизы?

  8. За кого принял Элизу архиепископ?

  9. Город, в котором родился Андерсен

  10. В чем перенесли братья Элизу через море?

  11. Во что превратился костер, на котором хотели сжечь Элизу?

  12. Кто нашел Элизу в лесу и привез во дворец?


  1. Учимся работать с незнакомой лексикой.

Задание: внимательно изучите значение предложенных слов и установите соответствие между предложениями и пропущенными в них словами. Какое слово спрятано в задании? Получившееся слово запишите.

Заполните таблицу:

№ предложения

1 предл

2 предл

3 предл

4 предл

5 предл

6 предл

7 предл

8 предл

№ слова

ШИФР


1

2

3

4

5

6

7

8











1. псалтырь - книга псалмов. ПСАЛОМ – религиозная песня.

2. злонравный - имеющий злой нрав, характер

3. НАБОЖНЫЙ - такой, который исполняет все религиозные предписания, обряды; верующий.

4. УТЕС - высокая скала

5. ЛОЗНЯК - ивовый куст

6. ВЕРЕНИЦА - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом, один за другим.

7. АРХИЕПИСКОП - духовное звание

8. ВОЛОКНО - тонкая нить растительного, животного, или искусственного происхождения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. Мачеха хотела, чтобы Элиза стала такой же ______, как и она.

  2. Колдовство мачехи не могло подействовать на Элизу, потому что Элиза была невинна и _______.

  3. Когда солнце клонилось к закату, Элиза увидела ____ летевших к берегу диких лебедей.

  4. Из гибкого _____________ братья сплели сетку, чтобы перенести Элизу через море.

  5. Элиза со страхом следила за тем, как опускалось солнце, но одинокого __ не было видно.

  6. Король провозгласил Элизу своей невестой, хотя _________ нашептывал королю, что лесная красавица – ведьма.

  7. И розы, и __________ говорили сущую правду об Элизе.

  8. Элиза плела во дворце одну рубашку за другой, пока у ней не кончилось __________.


  1. Учимся характеризовать героя, оценивать его поступки

Задание: Выпишите буквы, которые соответствуют номерам верных утверждений, «соберите» слово. Получившееся слово запишите.

1

У Элизы было чистое сердце, она ни на кого не держала зла.


2

Элиза решила отомстить мачехе за все свои несчастья.


3

Элиза решила трудиться неустанно, чтобы спасти своих братьев.


4

Отец Элизы забыл о своих детях и не смог их защитить от злых чар мачехи.


5

Братья, улетев в чудную страну, забыли о своей сестре.


6

Элиза испугалась слов феи о способе спасти братьев и долго размышляла о том, сумеет ли она пройти через испытание.


7

Братья Элизы возвращались в свое королевство, так как скучали по Родине.


8

Элиза с радостью переносила боль от ожогов крапивой, потому что она нашла способ спасти братьев.


9

Став невестой короля, Элиза хотела оставить мысль о спасении братьев.


10

Элиза не сумела доплести все рубашки, так как боялась идти на кладбище.


11

Элиза не могла думать о себе, пока не спасет братьев.


12

По дороге к месту казни Элиза плакала от жалости к себе.


13

По дороге к месту казни сердце Элизы изнывало от тоски и страха, потому что она боялась не успеть спасти братьев.


По таблице решите, какие буквы нам нужны для составления слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б

К

А

Д

Е

С

О

О

У

З

Р

Ж

Т



  1. Учимся рассуждать, подбирать аргументы. Какие силы сталкиваются в сказке? Ответьте на этот вопрос, заполнив дискуссионную карту

да

Может ли человек противостоять злу?

нет

1


1

2


2



Просмотр содержимого документа
«Урок № 35. В.Ч. Г.-Х.Андерсен. Сказка «Дикие лебеди»»

5


5 класс

Урок 35.

В.Ч. Г.-Х.Андерсен. Сказка «Дикие лебеди»

Цели:

  1. Способствовать пониманию глубокого нравственного смысла сказки; формировать жизненные компетентности.

  2. Формировать навыки сравнительного анализа и аналитической словесной работы с текстом; развивать умения определять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев и выражать свое отношение к ним, развивать коммуникативные навыки.

  3. Воспитание эмпатии, чувства ответственности, сострадания и доброты.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают содержание сказки.

  2. Умеют внимательно, вдумчиво работать с текстом.

Оборудование:

учебник, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Приветствие

Приветствуют учителя

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Проверка знания содержания сказки

Задание: решите кроссворд:


1.л

и

с

т

о

ч

е

к


2.л

е

б

е

д

и


3.к

р

а

п

и

в

а



4.п

о

л

к

о

р

о

л

е

в

т

в

а

5.ф

е

я




6.к

л

а

д

б

и

щ

е


7.о

д

и

н

н

а

д

ц

а

т

ь



8.в

е

д

ь

м

а




9.о

д

е

н

с

е


10.с

е

т

к

а



11.м

е

с

т

ь


12.к

о

р

о

л

ь




  1. Единственная игрушка Элизы.

  2. В кого превратила мачеха братьев Элизы?

  3. Из чего Элиза плела рубашки братьям?

  4. Сколько стоила книжка, которую читали

братья во дворце?

  1. Кто помог Элизе найти способ разрушить

чары мачехи?

  1. Где Элиза должна была собирать материал для рубашек?

  1. Сколько братьев было у Элизы?

  2. За кого принял Элизу архиепископ?

  3. Город, в котором родился Андерсен

  4. В чем перенесли братья Элизу че

рез море?

  1. Во что превратился костер, на ко

тором хотели сжечь Элизу?

  1. Кто нашел Элизу в лесу и привез

во дворец?

Получившееся в синих квадратиках слово записать в тетради и на доске

Терпеливость

решают кроссворд

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Слово учителя

Ради братьев жизни не жалея,
Руки об крапиву обжигая, чистотой души своей
Шила девушка рубашки днём и ночью,
Птиц в людей своей любовью превращая.

О ком идет речь? Обратите внимание на эпиграф.

Верь в великую силу любви!
Свято верь в её крест побеждающий А.Рыбников

Какие понятия станут темой нашего разговора?

  1. Совместное целеполагание

Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи

  1. Открытие

нового знания.


  1. Лексическая работа.

Задание: внимательно изучите значение предложенных слов и установите соответствие между предложениями и пропущенными в них словами.

Заполните таблицу:

№ предложения

1 предл.

2 предл.

3 предл.

4 предл.

5 предл.

6 предл.

7 предл.

8 предл.

№ слова

2 м

3 у

6 ж

5 е

4 с

7 т

1 в

1 о


Какое слово спрятано в задании?

ШИФР


1

2

3

4

5

6

7

8


В

М

У

С

Е

Ж

Т

О


1. псалтырь - книга псалмов. ПСАЛОМ – религиозная песня.

2. злонравный - имеющий злой нрав, характер

3. НАБОЖНЫЙ - такой, который исполняет все религиозные предписания, обряды; верующий.

4. УТЕС - высокая скала

5. ЛОЗНЯК - ивовый куст

6. ВЕРЕНИЦА - ряд сходных предметов, движущихся друг за другом, один за другим.

7. АРХИЕПИСКОП - духовное звание

8. ВОЛОКНО - тонкая нить растительного, животного, или искусственного происхождения


ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. Мачеха хотела, чтобы Элиза стала такой же _____________, как и она.

  2. Колдовство мачехи не могло подействовать на Элизу, потому что Элиза была невинна и ________________ .

  3. Когда солнце клонилось к закату, Элиза увидела _______летевших к берегу диких лебедей.

  4. Из гибкого _____________ братья сплели сетку, чтобы перенести Элизу через море.

  5. Элиза со страхом следила за тем, как опускалось солнце, но одинокого ___ не было видно.

  6. Король провозгласил Элизу своей невестой, хотя _____ нашептывал королю, что лесная красавица – ведьма.

  7. И розы, и _____________ говорили сущую правду об Элизе.

  8. Элиза плела во дворце одну рубашку за другой, пока у ней не кончилось _____________ .


Получившееся слово записываем в тетради. Мужество

  1. Характеристика героя

Задание: Выпишите буквы, которые соответствуют номерам верных утверждений, «соберите» слово.

1

У Элизы было чистое сердце, она ни на кого не держала зла.

+

2

Элиза решила отомстить мачехе за все свои несчастья.


3

Элиза решила трудиться неустанно, чтобы спасти своих братьев.

+

4

Отец Элизы забыл о своих детях и не смог их защитить от злых чар мачехи.

+

5

Братья, улетев в чудную страну, забыли о своей сестре.


6

Элиза испугалась слов феи о способе спасти братьев и долго размышляла о том, сумеет ли она пройти через испытание.


7

Братья Элизы возвращались в свое королевство, так как скучали по Родине.

+

8

Элиза с радостью переносила боль от ожогов крапивой, потому что она нашла способ спасти братьев.

+

9

Став невестой короля, Элиза хотела оставить мысль о спасении братьев.


10

Элиза не сумела доплести все рубашки, так как боялась идти на кладбище.


11

Элиза не могла думать о себе, пока не спасет братьев.

+

12

По дороге к месту казни Элиза плакала от жалости к себе.


13

По дороге к месту казни сердце Элизы изнывало от тоски и страха, потому что она боялась не успеть спасти братьев.

+

По таблице решите, какие буквы нам нужны для составления слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б

К

А

Д

Е

С

О

О

У

З

Р

Ж

Т

б а д о о р т – Доброта

  1. Какие силы сталкиваются в сказке? Ответьте на этот вопрос, заполнив дискуссионную

карту

да

Может ли человек противостоять злу?

нет

1

1

2

2

  1. Диалог учителя с учениками

А с каким злом столкнулась наша героиня?

Почему чары злой мачехи не действуют на маленькую хрупкую девочку? (чистота Эльзы)

Почему говорят «Вода камень точит»? (время и терпение). Элиза прошла много испытаний, чтобы спасти своих братьев.

Кто помогал Элизе бороться со злом?    

На пути у Элизы встречаются помощники. Добро всегда находит добро.

Какие нравственны качества помогли Элизе спасти своих братьев?

Любовь может преодолеть все. «Добро, истина, красота - побеждают» - говорил Андерсен.

Хрупкая девушка Элиза стойко перенесла все испытания злых сил.

Почему же король, полюбивший Элизу, приказал сжечь ее на костре? (поверил молве).

В чем Элиза сильней злых чар? (Сила духа, терпение, трудолюбие, самопожертвование, чистота помыслов).

Кто же дикие: лебеди или люди? (невежество, зависть, злоба губят людей).

Чему нас научил мудрый сказочник? В сердце Элизы жила  любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая  на подвиг, любовь действенная, любовь,  которая   смогла победить зло.

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

Работают в парах, обсуждают выполнение задания, называют ответ. Задания выполняются по времени. Ученики осуществляют самопроверку, в конце урока подсчитывают средний балл

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Стратегия «Три М»

Учащиеся подводят итоги урока, называя три положительных момента урока

Домашнее задание.


Письменно ответить на вопрос «Чему учит сказка «Дикие лебеди?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!