Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | СГ4: прогнозировать содержание по отрывкам текста СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения |
Языковая цель: | Все учащиеся смогут: прогнозировать содержание текста по его началу; строить устное выступление по предложенному началу; подбирать антонимы к фразеологизмам. Большинство учащихся смогут: определить значение фразеологизмов, составить предложение с одной антонимической парой фразеологизмов Некоторые учащиеся смогут: описать речевую ситуацию, в которых можно употребить один из фразеологизмов. Ключевые слова и фразы: притча, работать на совесть, служение профессии, важная профессия, фразеологизмы, антонимы. Письменные подсказки: план выступления для текста-рассуждения «Если исчезнет профессия…». |
Осмысление | Слушаем. (Г) Работа с притчей. Прием «Чтение с остановками» Задание направлено на развитие умения прогнозировать содержание текста. Задание выполняется в группах. Затем учитель предлагает ученикам поделиться своим мнением с классом. Самая важная профессия. Предтекстовый этап. Определите по названию притчи, о чем пойдет речь. Рассмотрите иллюстрации и предположите, что может произойти в начале притчи. Знакомство с 1 частью текста. В доме одного мудреца любили собираться ученые мужи. Часто в своих разговорах они обсуждали важные дела. Однажды стали они рассуждать, какая профессия самая важная. –Каждому нужно образование, – говорил один мудрец. – Значит профессия учителя самая нужная. –Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания, – возразил второй. –А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь прекрасной! – воскликнул третий мудрец. Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал: –О светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара. Но хозяин велел ему не вмешиваться в разговор умных людей. –Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен. Юноша молча покинул комнату. (Учитель делает паузу, ученики отвечают на третий вопрос в учебнике) Чтение 2 части текста. - В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощениями и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара. Но тот готовил ужасно, и в дом хозяина уже не приходили гости. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему: – Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твое ремесло – это искусство. (Учитель делает паузу, ученики отвечают на четвертый вопрос в учебнике) Чтение концовки притчи. - После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему. И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на Земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть. Знакомство с рубрикой «Это интересно!». В дополнение к информации рубрики учитель может рассказать о том, как ежегодно в Казахстане от имени Президента чествуют человека труда: вручают ордена, медали и почетные грамоты тем, кто упорно трудится на благо нашей Родины. Таким образом, в нашей стране ценят труд представителей всех профессий. Говорим. (П) Стратегия «Обсуди с партнером». Задание направлено на развитие навыка использования фразеологизмов - антонимов в речи. Знакомство с понятием фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову. Определите значение фразеологизма «работать на совесть». Подберите антонимы к фразеологизмам. (Д) (А) Опишите речевую ситуацию, в которых можно употребить один из фразеологизмов. (В-С) Составьте предложения с одной антонимической парой. Например: Коля вчера весь день трудился не покладая рук, а Вася просидел целый день сложа руки. История происхождения фразеологизмов «засучив рукава» и «спустя рукава» (стр. 107) Говорим (Г) Создание текста-рассуждения «Если исчезнет профессия…». Задание направлено на развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста по заданному началу. Учителю следует оказать поддержку учащимся, которые испытывают затруднения, предложив им примерный план выступления: Разнообразие профессий. Все профессии важны. Например, если вдруг исчезнет профессия…, то… Ценен труд представителя каждой профессии. | Учащиеся знакомятся с названием притчи и предполагают, о чем пойдет речь. Затем рассматривают иллюстрации к притче и предполагают, что может произойти в начале. При чтение с остановками ученики прогнозируют дальнейшее развитие событий. Определяют поучительные уроки притчи. ФО: словесное поощрение Задание выполняется в парах. Ученики подбирают антонимы к фразеологизмам из слов для справок, знакомятся с историей происхождения фразеологизмов в учебнике. ФО: взаимооценивание по ключам ответов. Ответы: спустя рукава, бить баклуши, не покладая рук, палец о палец не ударит. Согласно уровню подготовки выполняют дифференцированное задание: составляют предложение с одной антонимической парой фразеологизмов; или описывают речевые ситуации, в которых можно употребить один из фразеологизмов. ФО: «Сигналы рукой» Учащиеся в группах составляют монологическое высказывание, при затруднении используют примерный план выступления. ФО: «5П» Полно? Правильно? Последовательно? Понятно? Примеры? | учебник фразеологические словари |
Рефлексия | Рефлексия «Сегодня на уроке я: …» - не ударил лицом в грязь; - ломал голову; - держал себя в руках; - был в ударе; - был не в своей тарелке; - был ни рыба, ни мясо; - не лез за словом в карман; - звёзд с неба не хватал; - плыл по течению; - брал быка за рога; - добился своего; - гнался за двумя зайцами; - находил выход из положения; - убивал время зря; - работал, не покладая рук; - язык проглотил. | Дают самооценку деятельности на уроке, используя фразеологизмы, по схеме: «Сегодня на уроке я …, так как …» | |