СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №49 Фантастический мир сказок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.СГ1.Понимать   основное  содержание  текста, определяя главную информацию        

5.СГ6. Оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию

 

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №49 Фантастический мир сказок.»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №49

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

5.5. Мир фантазии.

5.1. Фантастический мир сказок.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.СГ1.Понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

5.СГ6. Оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию


Языковая цель:

Все учащиеся смогут: оценивать звучащую речь; понимать основное содержание текста, определяя главную информацию.

Большинство учащихся смогут:

Некоторые учащиеся смогут:

Ключевые слова и фразы: фантазия, фантастика, фэнтези, волшебство, сказка.

Полезные фразы для диалога \ письма: мне нравится.., я считаю, это правильно…

Вопросы для обсуждения: в каком фрагменте текста выражена основная информация текста? Что связывает ключевые слова? Что их отличает? Можете ли вы сказать, почему желания людей сейчас исполняются очень быстро?

Предыдущее обучение:

знают что такое основная мысль текста, могут приводить аргументы

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  1. Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды.

Говорим.

  1. Словарная работа.

Фантастика, фантазия, фэнтези, волшебство, сказка.

(Г). Задание 1. Соотнесите слово со значением (стр. 4). Что связывает эти слова? Что их отличает? Оцените ответы друг друга.

Учащиеся приветствуют учителя.


Учащиеся читают слова и значения, правильно соотносят каждое слово со своим значением; отвечают на вопросы учителя, слушают ответы групп, оценивают ответы с позиции «нравится¬ /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируют свой выбор.



Учебник, стр. 4

Осмысление

Слушаем и говорим.

  1. (К). Задание 2. Работа с текстом.

  1. Предтекстовая работа. Стратегия «Потерявшиеся слова»

Задание: Предположите, о чем пойдет речь в тексте? (СМС, волшебные предметы, Кудыкина гора, Зазеркалье, сказки, watsАpp)

  1. Текстовая работа.

Учитель читает текст «Транскрипт»

Мы живем в удивительное время! Если нужно быстро что-то узнать – компьютер под рукой, а интернет делает доступ к информации безграничным! Хочешь отправить срочное сообщение или просто пообщаться – пользуешься WhаtsАpp, Skype, электронной почтой, СМС!.. Надо быть в Астане, Токио или Рейкьявике – самолеты ждут тебя! Мы быстро привыкли к дронам-видеооператорам, дроны-почтальоны в мгновение ока доставляют не только письма, но и лекарства, дроны-пожарники бесстрашно тушат лесные пожары...

Разве давным-давно или даже совсем недавно люди имели такие возможности?! Но они всегда мечтали! Мечтая, люди сочиняли сказки. И сегодня нас поражает полёт их фантазии и точность предвидения! В мире чудесного вымысла герои сказок бесстрашно отправлялись на таинственный остров Барсакельмес, неожиданно оказывались в загадочном Зазеркалье, целенаправленно шли на странную Кудыкину гору. И вот необычные волшебные предметы из сказок перекочевали в нашу жизнь. Вместо показывающего дорогу клубка – GPS! Ковёр стал самолётом и ракетой! Сапоги-скороходы тоже стали реальностью…

Мы, как и раньше, продолжаем сочинять сказки, но сейчас нас захватывают и изумляют фэнтези. В них еще больше волшебства, магии, мифов и чародейства. В фэнтези другой мир, иная ошеломляющая реальность. С героями фэнтези можно стремительно перемещаться в пространстве и во времени. И нам нравится все необычное и необъяснимое. Мы мечтаем о том, чтобы оно стало былью.

Что же делает сказку и фэнтези похожими? Почему они так нам нравятся? Ответ простой: в сказках, и в фэнтези Добро побеждает Зло, а мечты из сказок приходят к нам в виде самых обычных бытовых предметов.


  1. Послетекстовая работа.

  1. Прослушайте текст. Подумайте, о чем он?

  2. Определите, соответствуют ли тексту утверждения из таблицы. В каком из них выражена основная информация текста?

  3. Озаглавьте текст.



Объясняем. Говорим и оцениваем.

  1. (Г). Стратегия «Лавка волшебных предметов».

- Через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен, ставший впоследствии великим сказочником, задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

Задание 3. Предложите в группах свои варианты современных аналогов приведенных сказочных предметов. Какие из них стали реальностью, а какие еще нет?

Волшебный клубок, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, сандалии с крыльями, волшебное зеркальце, чудо-печка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.


  1. (Г). Стратегия «Предвидение»

Задание 4. Придумайте и нарисуйте предмет, назовите его. Расскажите о сфере его применения (гр. С – даны предметы на карточках)

*При наличии времени или как вариант задания 4 (можно предложить в качестве домашнего задания)





Знакомятся с ключевыми словами текста, прогнозируют содержание текста.



  1. Учащиеся прослушивают текст, определяют его тематику;

  2. работают с таблицей учебника (стр.4), устно отмечают соответствие каждого предложенного утверждения содержанию текста с позиции «правильно/ неправильно»; определяют, в каком из них выражена основная информация текста (утверждение №6);

  3. предлагают свои варианты заголовка, всем классом выбирают самый подходящий вариант.



Утверждения

Правильно

Неправильно

1

Желания людей сейчас исполняются очень быстро



2

Сказки сочинялись только ради устрашения детей



3

Наши далекие предки через сказки заглянули в будущее



4

Волшебные предметы из сказок остаются невоплощенной фантазией



5

Сказки и фэнтези – похожие жанры




6

Сказки и фэнтези – это воплощение мечты народа сделать человека добрым и счастливым






ФО «0-3»

Дескрипторы:

- понимает основное содержание текста

- пересказывает содержание

- придумывает название, обосновывает свой выбор

- находит правильные утверждения

- аргументирует утверждения

- определяет основную информацию текста


Учащиеся читают предложенные названия сказочных предметов, в группах обсуждают и сообща определяют их современные аналоги, определяют, какие из них стали реальностью, а какие еще не появились. Затем спикер из каждой группы устно представляет версию своей группы. Остальные учащиеся имеют право задавать вопросы. Каждый член групп может отвечать на вопросы, отстаивать свою версию.

ФО: «Коллекция стикеров» (выигравшей считается группа, набравшая наибольшее количество стикеров).

Учитель выборочно предлагает нескольким учащимся обосновать свой выбор.



ФО: «Большой палец»





Ключевые слова текста.



Транскрипт текста.


Учебник, стр. 4










































учебник, стр.5










стикеры

Рефлексия

  1. Рефлексия «Дерево успеха»



Домашнее задание.

  1. Напишите 5-7 предложений на тему «Сказка в жизни человека».

  2. Создайте монолог на тему «Современность - это воплощенная сказка» (рубрика «Говорим», стр. 5)

Согласно стратегии отмечают себя на дереве



Дерево успеха

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Стратегия «Предвидение».

Для учащихся группы А можно предложить придумать и нарисовать волшебный предмет, назвать его, рассказать о сфере его применения (гр. С – даны предметы на карточках)

ФО «0-3»

ФО: «Коллекция стикеров»

ФО: «Большой палец»

Рефлексия «Дерево успеха»

Литература

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 5_Краткосрочный план»


  1. Краткосрочный план урока



  1. Раздел долгосрочного плана: «Мир фантазий»

    Школа: Назарбаев Интеллектуальная школа ФМН г.Кокшетау

    Дата:

    ФИО учителя:

    Класс: 5

    Количество присутствующих:

    отсутствующих:

    Тема урока

    Фантастический мир сказок

    Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

    СГ5. Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли.

    Ч3. Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей.

    Цели урока

    Учащиеся смогут:

    • принять участие в диалоге;

    • выполнить задания к тексту о сказках.


    Критерии оценивания

    1. Учащийся:

    2. - участвует в диалоге;

    3. - выполняет задания к тексту.

    Привитие ценностей




    Привитие ценностей осуществляется через работу в парах и группах, а также через изучение материалов урока: развивать уважение к людям, толерантность, сотрудничество, любознательность, умение комментировать, проявляя корректность, доброжелательность.

    Межпредметные связи

    Связь с литературой осуществляется посредством работы в группах и через изучение материалов о сказках.


    Навыки использования

    ИКТ

    Работа с интернет-ресурсами через различные гаджеты (при необходимости). Например, поиск информации о том, что такое синонимы, антонимы, многозначные слова.

    Предварительные знания


    Этот урок основан на навыках слушания, говорения и чтения, сформированных в 4 классе, а также на личном опыте учащихся.

    Ход урока

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке


    Ресурсы

    Начало урока


    Постановка целей урока, ожидаемых результатов.


    Середина урока

    Словарная работа

    Фантастика, фантазия, фэнтези, волшебство, сказка.

    Задание. Соотнесите слово со значением. Что связывает эти слова?

    Слово

    Значение

    Фантастика

    Способность к творческому воображению, к выдумкам.

    Фантазия

    Изображение неправдоподобных явлений, вымышленных образов.

    Фэнтези

    Народное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил.

    Сказка

    Жанр кино, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.



    Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

    - Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

    Все мы, люди, родом из детства. Мы вспоминаем свое детство как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”.

    Через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

    И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен, ставший впоследствии великим сказочником, задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

    Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев.

    Задание. Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, какие мечты были у людей, когда они придумывали такие предметы, как ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Какие из них стали реальностью, а какие еще нет? Почему? Поделитесь своими размышлениями с одноклассником, побеседуйте на тему: «Из прошлого в настоящее и будущее».

    Ф Взаимооценивание

    Критерий оценивания

    Дескрипторы

    Учащийся

    Принимает участие в диалоге.


    ведет беседу в соответствии с заданной темой;


    ведет беседу: начинает при необходимости,

    поддерживает ее с соблюдением очередности;


    строит беседу логично, последовательно, поддерживая или развивая мысль собеседника;


    использует различные техники одобрения

    оппонента (контакт с собеседником, кивание головой, использует фразы: «да», «нет», «я с тобой согласен», «я тоже так думаю» и др., обобщение мысли собеседника и др.);


    соблюдает лексические нормы языка;



    соблюдает речевые нормы языка.




    Беседа

    1. Что вы знаете об антонимах, синонимах?

    2. Какие слова мы называем многозначными?

    3. Что значит прямое и переносное значение слова?

    Прочитайте текст.

    Что за прелесть эти сказки

    Со сказкой мы встречаемся с самого детства. Сначала нам их рассказывают мамы и бабушки, потом мы их читаем сами. Так сказка нас сопровождает всю жизнь.

    Любая сказка - это волшебство, где добро всегда побеждает зло. Так в сказке Шарля Перро "Золушка" бедная девушка страдает от злой мачехи. Но сказка тем и прекрасна, что она хорошо заканчивается. Золушка встречает своего принца, и они счастливы.

    Сказка помогает нам верить в лучшее и с честью выходить даже из самых сложных ситуаций. Об этом можно утверждать, если вспомнить содержание русской народной сказки "Каша из топора". Главный герой - солдат, проявляя смекалку, с лёгкостью выходит из различных ситуаций.

    Сказки нас учат дружить, быть честными, различать добро и зло, не бояться трудностей. Недаром многие из них заканчиваются так: “Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.


    Без сказок жизнь была бы серой и скучной. Каждый человек мечтает превратить свою жизнь в сказку и сделать её ещё счастливей и прекрасней.

    Задания к тексту.

    1) Как вы понимаете выражение “сказка нас сопровождает всю жизнь?”

    2) Как помогает нам сказка?

    3) Чему учат сказки?

    4) Как вы понимаете предложение “Без сказок жизнь была бы серой и скучной”. Укажите в этом предложении слово в переносном значении.

    5) Найдите в тексте антонимы.

    6) Найдите слова в прямом значении.

    Критерий оценивания

    Дескрипторы

    Учащийся

    Выполняет задания к тексту.

    - правильно отвечает на вопросы;


    - находит в тексте антонимы;


    - находит в тексте синонимы;


    - находит в тексте слова в прямом значении;

    - находит в тексте слова в переносном значении.


    Ф наблюдение учителя









































    https://www.youtube.com/watch?v=rOBe_oMswzw





























    Презентация





























    Конец урока


    Рефлексия «Почта».

    Детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.





    Дифференциация.

    Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

    Оценивание.

    Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

    Здоровье и соблюдение техники безопасности



    Дифференциация: группирование, поддержка и инструктирование учителя.

    Взаимооценивание (комментарии к ответу одноклассника)

    Наблюдение обучения



    Расстановка парт: учащиеся могут свободно перемещаться и при необходимости без помех покинуть кабинет.



    Рефлексия по уроку


    Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

    Все ли учащиеся достигли ЦО?

    Если нет, то почему?

    Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

    Выдержаны ли были временные этапы урока?

    Какие отступления были от плана урока и почему?

    Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


    Общая оценка



    Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?










1

Версия:2

Дата: февраль 2016


Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 5_Формативное оценивание»

Формативное оценивание

Раздел

Мир фантазий

Подраздел

Фантастический мир сказок

Цель обучения

СГ5. Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли.

Уровень мыслительных навыков

Понимание, применение.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Учащийся

Принимает участие в диалоге.


ведет беседу в соответствии с заданной темой;


ведет беседу: начинает при необходимости,

поддерживает ее с соблюдением очередности;


строит беседу логично, последовательно, поддерживая или развивая мысль собеседника;


использует различные техники одобрения

оппонента (контакт с собеседником, кивание головой, использует фразы: «да», «нет», «я с тобой согласен», «я тоже так думаю» и др., обобщение мысли собеседника и др.);


соблюдает лексические нормы языка;



соблюдает речевые нормы языка.




Раздел

Мир фантазий

Подраздел

Фантастический мир сказок

Цель обучения

Ч3. Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей.

Уровень мыслительных навыков

Понимание, применение, анализ.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Учащийся

Выполняет задания к тексту.

- правильно отвечает на вопросы;


- находит в тексте антонимы;


- находит в тексте синонимы;


- находит в тексте слова в прямом значении;

- находит в тексте слова в переносном значении.






Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 5_дидактический материал»

Соотнесите слово со значением. Что связывает эти слова?

Слово

Значение

Фантастика

Способность к творческому воображению, к выдумкам.

Фантазия

Изображение неправдоподобных явлений, вымышленных образов.

Фэнтези

Народное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил.

Сказка

Жанр кино, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.





Что за прелесть эти сказки



Со сказкой мы встречаемся с самого детства. Сначала нам их рассказывают мамы и бабушки, потом мы их читаем сами. Так сказка нас сопровождает всю жизнь.

Любая сказка - это волшебство, где добро всегда побеждает зло. Так в сказке Шарля Перро "Золушка" бедная девушка страдает от злой мачехи. Но сказка тем и прекрасна, что она хорошо заканчивается. Золушка встречает своего принца, и они счастливы.

Сказка помогает нам верить в лучшее и с честью выходить даже из самых сложных ситуаций. Об этом можно утверждать, если вспомнить содержание русской народной сказки "Каша из топора". Главный герой - солдат, проявляя смекалку, с лёгкостью выходит из различных ситуаций.

Сказки нас учат дружить, быть честными, различать добро и зло, не бояться трудностей. Недаром многие из них заканчиваются так: “Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Без сказок жизнь была бы серой и скучной. Каждый человек мечтает превратить свою жизнь в сказку и сделать её ещё счастливей и прекрасней.


Задания к тексту.

1) Как вы понимаете выражение “сказка нас сопровождает всю жизнь?”

2) Как помогает нам сказка?

3) Чему учат сказки?

4) Как вы понимаете предложение “Без сказок жизнь была бы серой и скучной”. Укажите в этом предложении слово в переносном значении.

5) Найдите в тексте антонимы.

6) Найдите слова в прямом значении.



Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 5_теоретический материал»

Прямое и переносное значения слова. Однозначные и многозначные слова

Все слова делятся на однозначные и многозначные.

Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение.

Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.

Примеры однозначных слов: брюки, перпендикуляр, торт, прелестный.

Примеры многозначных слов:

рука (часть тела — левая рука; почерк, творческая манера — рука мастера)

красивый (внешне привлекательный — красивая девушка; интересный, эффектный, сложный для исполнения — красивое решение задачи, красивый гол; рассчитанный только на внешний эффект — это только красивые слова)

крем (косметическое средство — крем для рук, кондитерское изделие — торт с шоколадным кремом).

Обычно все значения многозначного слова связаны между собой по сходству или по смежности. Например, шляпка гриба или гвоздя называется так, потому что она похожа на шляпку — головной убор. А гардеробом называется не только шкаф для одежды (в комнате стоит старинный гардероб), но и помещение для хранения одежды (сдать пальто в гардероб), а также сама одежда (обновить гардероб) — в данном случае значения слова связаны по смежности.




Слова, противоположные по значению, называются антонимами: 

друг – враг, высоко – низко, день – ночь. 


Антонимы придают речи особую выразительность. 


Многозначные слова в зависимости от их конкретного лексического 

значения могут иметь несколько антонимов: 

прямые – кривые (линии), лёгкий – тяжёлый (портфель), 

прямые – уклончивые (ответы), лёгкий – сильный (мороз). 


Существуют специальные словари антонимов.   


Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами: 


друг – приятель, товарищ;       отнять – отобрать, лишить, выхватить. 


Синонимы чаще всего отличаются друг от друга оттенками значений: 

молвить – говорить торжественно, брякнуть – сказать пренебрежительно. 


Синонимы помогают выразить отношение автора к описываемому. 

Правильный выбор синонимов помогает сделать речь точнее. 

Синонимы помогают избежать повторения слов. Употребление синонимов делает речь богаче. 

Утро в воскресенье выдалось отличное. Неожиданно выпал снег. 

Да какой отличный снег! 


Утро в воскресенье выдалось отличное. Неожиданно выпал снег. 

Да какой чудесный снег!   

У разных значений многозначного слова существуют разные синонимы: 

золотые руки (умелые),     золотое сердце (доброе). 


  Существуют специальные словари синонимов.   

Просмотр содержимого презентации
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 5_Презентация»

Фантастический мир сказок Полезные советы по созданию и демонстрации широкоформатных слайдов

Фантастический мир сказок

Полезные советы по созданию и демонстрации широкоформатных слайдов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!