СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №5 Художественные особенности былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  • характеризовать героев  
  • определять жанр и его признаки   
  • анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.)  

Просмотр содержимого документа
«1 четверть Раздел Героический эпос Задания ФО»

1 четверть Раздел « Героический эпос»

Цель обучения 5.

ПО 1. Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм.

Критерий оценивания

Обучающийся определяет значение литературоведческих терминов: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, гипербола, сравнение, эпитет, композиция

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Задание 1 Соотнесите термины с их значениями.

1. Художественная литература

A. устное народное творчество

2. Фольклор

B. образное определение предмета

3. Героический эпос

C. жанр народного фольклора, который повествует о подвигах героев C. жанр народного фольклора, который повествует о подвигах героев

4. Былина

D. соотношение и расположение частей художественного произведения

5. Гипербола

E. жанр народного фольклора, который повествует о героическом событии, либо примечательном эпизоде русской истории

6. Сравнение

F. искусство слова

7. Эпитет

G. художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления

8. Композиция

H. вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку

Задание 2

Вставьте в текст соответствующие термины.

«В _______________«Илья Муромец и Соловей Разбойник» употребляется постоянный _______________«старый» в значении "крепкий, сильный". Образ Ильи Муромца - это образ защитника родной земли, который создается с помощью ______________, так, например, он одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья-разбойника».

Дескрипторы

Обучающийся

-соотносит термины с их значением;

-вставляет в текст термины в соответствии с их значением.





1 четверть Раздел « Героический эпос»



Цель обучения 5.

АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

Критерий оценивания

Обучающийся выделяет основные характеристики литературного героя

Уровень мыслительных навыков

Навык высокого порядка



Задание

Помогите другу написать сочинение о Соловье-разбойнике. Вставьте в текст слова и словосочетания, которые помогут ему охарактеризовать героя былины. Можете использовать цитаты из текста произведения.

В образе Соловья-разбойника соединены человеческие черты характера, такие как _____________________________________________________________________________ _____________________________________________, и признаки сверхъестественного персонажа: _________________________________________________________________. Соловей сидит в___________________________________ и поджидает прохожих, преграждая ____________________________. От его свиста ______________________. Таким образом, Соловей-разбойник – русский былинный персонаж, выступающий как ____________________(союзник/противник) богатыря Ильи Муромца. Он считается _________________________ (положительным/ отрицательным) героем былины, потому что __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

Дескрипторы

Обучающийся

- определяет черты характера героя;

- описывает внешность героя; характеризует поступки персонажа;

- использует цитаты из художественного произведения.

- определяет принадлежность героя к положительным или отрицательным персонажам;

- обосновывает собственную позицию.


Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №5 Изобразительно-выразительные средства былины»

Дата:

ФИО учителя:

Класс 5

Урок №5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Раздел 1. Героический эпос

1.5 Художественно-изобразительные средства былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цели обучения (ссылка на учебную программу)

АИ 5 Характеристика героев

АИ 1 Жанр произведения

АИ 8 Литературные приемы и изобразительные средства

Цели урока

  • характеризовать героев при поддержке учителя

  • определять жанр и его признаки при поддержке учителя

  • анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя

Критерии и дескрипторы оценивания

АИ5

Характеризует персонажей произведения

- выделяет важные для характеристики героя детали

- делает выводы о характере героя

АИ1

Определяет жанр произведения и его признаки

дает определение термину «былина» и называет основные признаки этого жанра фольклора на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

АИ8

Выделяет и определяет роль ИВС

- находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры речи

- объясняет роль художественных средств и стилистических фигур речи

Языковые цели

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, на знаниях устного народного творчества

Запланированная деятельность

Запланированные

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

  1. Вызов

Начало урока

7 минут








  1. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

  2. Актуализация учебной деятельности.

  1. стратегия «Визуальное исключение»

  2. Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова

  2. Различают два вида былин

  3. Назовите героев былин

  4. Назовите врагов в былинах

  5. Приемы создания образов-богатырей

  6. Назовите элементы композиции былины

  7. Как называется былинный стих?

  1. Совместное целеполагание.

Учитель объявляет тему, цели обучения и вместе с учащимися формулирует цели урока, определяет ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты:

  • будут характеризовать герое былин;

  • определять жанр произведений.

  • выделять и определять роль ИВС

Приветствуют учителя.


И: учащиеся выбирают картинку, которую считают лишней и обосновывают свой выбор

Д: более сильные учащиеся отмечают взаимосвязь живописи и литературы

И - П: учащиеся продолжают предложенные формулировки

ФО: «Светофор» (взаимооценивание)

  • «зеленый» - 7-6 баллов

  • «желтый» - 5-4 баллов

  • «красный» - 3-1 баллов


К: вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.

Приложение 1. http://classic-online.ru/ru/art/picture/Bilibin/106267

иллюстрация И. Билибина


Карточки «светофора»

  1. Осмысление

Середина урока


23 минут


  1. Проверка домашнего задания.

  • Всем – посмотреть мультфильм «Илья Муромец (Пролог)», подготовить устный рассказ о богатыре;

  • Большинству – составить план рассказа о герое;

  • Некоторым – составить план рассказа о герое, подобрать цитаты из текста.

Перед просмотром мультфильма учитель попросит учащихся обратить внимание на то, каким представлен герой в этом мультфильме, похож ли он на того, которого они видели в предыдущем. Можно использовать иллюстрации к былинам, чтобы учащимся было легче описывать героя. Учитель дает объяснение разницу между пересказом и характеристикой. Приводит пример.


ФО: наблюдение и комментарий учителя















  1. Исследовательская работа

- Какие средства использует былина для изображения могущества богатыря и силы его врагов? При помощи каких художественных средств народ выразил свое отношение к И.М.?

Учитель предлагает учащимся в группах провести исследование текста былин с целью нахождения различных художественных средств, использованных в былинах, и презентовать свои работы по стратегии «Карусель».

Д: Для групп, испытывающих затруднения, учитель может приготовить таблицу с примерами.


Г: учащиеся посмотрят мультфильм «Илья Муромец (Пролог)» и обсудят, каким представлен герой.

Д:

Учащиеся С пользуются предложенным планом, составляют устную характеристику героя.

Герой былин Илья-Муромец
План
    1. Илья-Муромец – самый известный былинный богатырь.

    2. "Старый казак Илья-Муромец".

  1. Откуда родом Илья-Муромец.

  2. Внешность богатыря.

  3. Каков его характер.

  4. Что главное для Ильи в жизни?

III. Мое отношение к этому былинному герою.

Учащиеся В, А в группах будут составлять план рассказа о герое, подбирать цитаты из текста (учащиеся А).

Примерный план:

1. Илья Муромец - любимый народный богатырь.

2. Происхождение героя.

3. Любовь к Родине, стремление служить своему народу.

4. Черты характера Ильи Муромца:

а) сила и стойкость, мужество и самоотверженность;

б) бескорыстие и скромность;

в) чувство собственного достоинства.

ФО: «От кулака до пяти пальцев» (взаимооценивание в группах)

Г: учащиеся в группах будут проводить исследование текста былины. Представлять свои работы они могут в виде кластера или таблицы. Спикеры будут ходить по группам и презентовать свои работы.

ФО: «Две звезды – одно пожелание» (учащиеся называют два положительных момента и дают рекомендации по дальнейшему улучшению)

https://www.youtube.com/watch?v=hLGcmUxi7Pk&list=PLt6kNtUbjfc8if34666GBpgoJ_J3LGSgG&index=6

мультфильм: «Илья Муромец (Пролог)» 10 минут



План характеристики героя для учащихся С















Листы А-4, фломастеры

Таблица ИВС

Стикеры для ФО

  1. Рефлексия

Конец урока

10 минут

  1. Эссе «Мои открытия по теме “Былины”» (5-10 предложений).

Предлагает выполнить работу письменно и презентовать ее группе; лучшую работу от каждой группы заслушивает на «авторском стуле»

Учащиеся отмечают свои открытия по предложенной теме, зачитывают свои эссе в группе, выбирают одну работу для представления в классе.

ФО: «Коллекция стикеров»






Стикеры для ФО

Домашнее задание

Доказать, что «Илья Муромец и Соловей - разбойник» является былиной

Записывают домашнее задание.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. ИКТ.

Ученикам со слабым уровнем подготовленности будут предложены план характеристики главного героя былины, таблица языковых средств с примерами.

Более сильные учащиеся будут выделять слова, которые воздействуют на слушателя или читателя, составлять план героя самостоятельно и подбирать к нему цитаты.

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

- наблюдение и рекомендации учителя:

- взаимооценивание: стратегии «Светофор», «От кулака до пяти пальцев», «Две звезды – одно пожелание», «Коллекция стикеров»

История Древнего мира, русский язык

Использованы презентации, видео- и аудиоматериалы


Рефлексия по уроку


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?


Правильно ли проведена дифференциация на уроке?


Выдержаны ли были временные этапы урока?


Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:


Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Просмотр содержимого документа
«Лист оценивания работы групп»

Критерии для оценивания работы группы:

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 



Критерии для оценивания работы группы:

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

Критерии для оценивания работы группы:

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

Критерии для оценивания работы группы:

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 



Просмотр содержимого документа
«Литературный диктант по теме»

Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова________________________________________

  2. Различают два вида былин_________________________и _______________________________

  3. Назовите героев былин_____________________________________________________________

  4. Назовите врагов в былинах__________________________________________________________

  5. Приемы создания образов-богатырей____________________ и _________________________

  6. Назовите элементы композиции былины______________________________________________

  7. Как называется былинный стих?______________________________________________________



Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова________________________________________

  2. Различают два вида былин_________________________и _______________________________

  3. Назовите героев былин_____________________________________________________________

  4. Назовите врагов в былинах__________________________________________________________

  5. Приемы создания образов-богатырей____________________ и _________________________

  6. Назовите элементы композиции былины______________________________________________

  7. Как называется былинный стих?______________________________________________________



Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова________________________________________

  2. Различают два вида былин_________________________и _______________________________

  3. Назовите героев былин_____________________________________________________________

  4. Назовите врагов в былинах__________________________________________________________

  5. Приемы создания образов-богатырей____________________ и _________________________

  6. Назовите элементы композиции былины______________________________________________

  7. Как называется былинный стих?______________________________________________________



Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова________________________________________

  2. Различают два вида былин_________________________и _______________________________

  3. Назовите героев былин_____________________________________________________________

  4. Назовите врагов в былинах__________________________________________________________

  5. Приемы создания образов-богатырей____________________ и _________________________

  6. Назовите элементы композиции былины______________________________________________

  7. Как называется былинный стих?______________________________________________________



Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

  1. Название жанра «былина» происходит от слова________________________________________

  2. Различают два вида былин_________________________и _______________________________

  3. Назовите героев былин_____________________________________________________________

  4. Назовите врагов в былинах__________________________________________________________

  5. Приемы создания образов-богатырей____________________ и _________________________

  6. Назовите элементы композиции былины______________________________________________

  7. Как называется былинный стих?______________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Таблица ИВС в помощь слабым учащимся»

сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.



сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.



сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.

сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.



сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.



сравнение

засвистал по-соловьему

эпитет

чистое поле

гипербола

с горы на гору перескакивает

олицетворение

лесушки приклонялися

повторы

черным-черно

слова-синонимы

путь-дорога

параллелизм

Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.



Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест №3. Былина "Илья-Муромец и Соловей-разбойник".


  1. Из какого села был родом Илья Муромец?

А) из Чернигова;

Б) из Карачарова;

В) из Киева;

Г) из Калинова.

2. Куда хотел поспеть Илья Муромец к обеденке?

А) в Муром;

Б) в Чернигов;

В) в Киев;

Г) в Рязань.

3. Кем звали Илью в Черниговград мужички?

А) царем;

Б) боярином;

В) воеводою;

Г) князем.

4. "Как у той ли то у Грязи у Черной,

Да у той ли у березы у покляпой,

Да у той ли что у речки у Смородины,

У того ли креста у Леванидова …"

Что там находится?

А) три ворона на дубу;

Б) мужички-разбойнички;

В) нагнано силушки полным-полно;

Г) сидит Соловей-разбойник.

5. Чей сын Соловей-разбойник?

А) Одихмантьев;

Б) Владимиров;

В) змеинов;

Г) богатырский.

6. От чего "все травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все преклонялися"?

А) от покрика богатырского;

Б) от ветра;

В) от воя диких зверей;

Г) от соловьиного свиста.

7. Кому Илья Муромец говорил таковы слова: "Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!"?

А) соловью-разбойнику;

Б) своему коню;

В) дочерям соловья;

Г) князю Владимиру.

8. К кому повез Соловья Илья Муромец?

А) к отцу-матери;

Б) к мужичкам Черниговским;

В) к Киевскому князю;

Г) к жене и детям.



Тест №3. Былина "Илья-Муромец и Соловей-разбойник".


  1. Из какого села был родом Илья Муромец?

А) из Чернигова;

Б) из Карачарова;

В) из Киева;

Г) из Калинова.

2. Куда хотел поспеть Илья Муромец к обеденке?

А) в Муром;

Б) в Чернигов;

В) в Киев;

Г) в Рязань.

3. Кем звали Илью в Черниговград мужички?

А) царем;

Б) боярином;

В) воеводою;

Г) князем.

4. "Как у той ли то у Грязи у Черной,

Да у той ли у березы у покляпой,

Да у той ли что у речки у Смородины,

У того ли креста у Леванидова …"

Что там находится?

А) три ворона на дубу;

Б) мужички-разбойнички;

В) нагнано силушки полным-полно;

Г) сидит Соловей-разбой



5. Чей сын Соловей-разбойник?

А) Одихмантьев;

Б) Владимиров;

В) змеинов;

Г) богатырский.

6. От чего "все травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все преклонялися"?

А) от покрика богатырского;

Б) от ветра;

В) от воя диких зверей;

Г) от соловьиного свиста.

7. Кому Илья Муромец говорил таковы слова: "Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!"?

А) соловью-разбойнику;

Б) своему коню;

В) дочерям соловья;

Г) князю Владимиру.

8. К кому повез Соловья Илья Муромец?

А) к отцу-матери;

Б) к мужичкам Черниговским;

В) к Киевскому князю;

Г) к жене и детям.




Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа









Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа










Таблица ответов

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс