Реализация до- машнего задания. Актуализация знаний. | Чтение домашних сочинений о березке Допишите ряды паронимов, объясните их значение, составьте с ними предло- жения Понятный- Соседний- Буксировать- Обидный- Зачинатель- Жестокий- Слова для справок: понятливый, соседский, жестокий, буксовать, обидчивый, жесткий Что обозначают части: ОМО-, СИ-, АНТИ-, ПАРА- в известных вам понятиях лекси ки. Дайте определения этих понятий, приведите примеры | |
Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | Проблемная задача. Прочитайте начало рассказа. Найдите в тексте слова, которые необходимы для связи предложений в тексте. Это было летом. Мы лежали на пляже. Вдруг показалось маленькое облачко. Оно быстро выросло в тучу. Туча плыла над морем в виде грибы без ножки. А потом у этого гриба стала расти ножка. И это растение стало танцевать на одном месте. Каким способом могут быть связаны предложения в тексте? Совместное целеполагание | Устанавливают, что средством связи могут быть местоимения, однокоренные слова, лексический повтор. Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи |
Открытие нового знания. Физминутка. «Вычерчивать» глазами: Рисуй восьмерку вертикально, Ты головою не крути. А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись, Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец, Зарядка окончена. Ты молодец! | Знакомство с понятием «неоправданность лексического повтора». Упр. № 333 (устно) Еще пример. Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда-нибудь и человек сможет подняться ввысь. Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц и верили, что когда-нибудь и человек сможет подняться ввысь. Знакомство с понятием «Лексический повтор» как изобразительное средство. Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту, среди них различаются следующие типы: Анадиплозис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части: …откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа… Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков): Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи: Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август! Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи: — Вздох не тот! — Ход не тот! — Смех не тот! — Свет не тот! Практическая работа Редактирование. Упр. № 336 Минутка для шутки. Упр. № 335 Устраните неоправданные повторы указанным способом. Исправленные тексты запишите. Замените повторяющиеся слова синонимами, местоимениями или описательными оборотами. У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с собакой лежала палка. Палку Константин Иванович использовал, когда играл с собакой. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал палку в сторону, а собака с радостным повизгиванием бросалась за палкой. В такие минуты и собака, и Константин Иванович были совершенно счастливы. Заменяем: Константин Иванович – хозяин, человек; собака – пёс, мохнатый друг, четвероногий друг; палка – любимая игрушка. На следующем этапе работы вносим коррективы в текст: У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с ней лежала палка. Её хозяин использовал, когда играл с мохнатым другом. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал её в сторону, а пёс с радостным повизгиванием бросался за любимой игрушкой. В такие минуты и человек, и его четвероногий друг были совершенно счастливы Соединить два предложения в одно с однородными сказуемыми. Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда- нибудь и человек сможет подняться ввысь. Объединить предложения так, чтобы одно из них стало частью предыдущего предложения. К театру подъехал автомобиль. Автомобиль был новый и ослепительно чистый. Открылась дверца, и вышел элегантный мужчина с большим букетом роз. |
Сравнивают употребление слова «спать» в разных текстах. Выясняют, что во втором тексте слов «спать» повторяется неоправданно. Знакомятся с материалом, обсуждают прочитанное.
Выполняют задания, комментируют их выполнение |