СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 52 - 53. Р.Р. Лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора. Точность употребления слов.

Категория: Русский язык

Цели урока:

  1. Дать представление о лексическом повторе как средстве художественной выразительности; формировать умение использовать различные способы устранения,  предупреждения неоправданного лексического повтора, точного употребления слов.
  2. Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.

3.    Воспитывать культуру учебного труда

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Р.М.»

  1. Знакомство с понятием «Лексический повтор» как изобразительное средство.

Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту, среди них различаются следующие типы:

Анадиплозис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:


Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:


Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:


…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…


Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.


Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!


  1. Практическая работа

  1. Устраните неоправданные повторы указанным способом.  Исправленные тексты

запишите. Замените повторяющиеся слова синонимами, местоимениями или описательными оборотами.

 У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с собакой лежала палка. Палку Константин Иванович использовал, когда играл с собакой. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал палку в сторону, а собака с радостным повизгиванием бросалась за палкой. В такие минуты и собака, и Константин Иванович были совершенно счастливы.  

  1. Соединить два предложения в одно с однородными сказуемыми.

Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда- нибудь и человек сможет подняться ввысь.  

  1.  Объединить предложения так, чтобы одно из них стало частью предыдущего

предложения.

К театру подъехал автомобиль. Автомобиль был новый и ослепительно чистый. Открылась дверца, и вышел элегантный мужчина с большим букетом роз.  



  1. Знакомство с понятием «Лексический повтор» как изобразительное средство.

Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту, среди них различаются следующие типы:

Анадиплозис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:


Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:


Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:


…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…


Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.


Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!


  1. Практическая работа

  1. Устраните неоправданные повторы указанным способом.  Исправленные тексты

запишите. Замените повторяющиеся слова синонимами, местоимениями или описательными оборотами.

 У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с собакой лежала палка. Палку Константин Иванович использовал, когда играл с собакой. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал палку в сторону, а собака с радостным повизгиванием бросалась за палкой. В такие минуты и собака, и Константин Иванович были совершенно счастливы.  

  1. Соединить два предложения в одно с однородными сказуемыми.

Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда- нибудь и человек сможет подняться ввысь.  

  1.  Объединить предложения так, чтобы одно из них стало частью предыдущего

предложения.

К театру подъехал автомобиль. Автомобиль был новый и ослепительно чистый. Открылась дверца, и вышел элегантный мужчина с большим букетом роз.  



Просмотр содержимого документа
«Урок № 52. Лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»

4


5 класс

Урок 52.

Р.Р. Лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора. Точность употребления слов.

Цели:

  1. Дать представление о лексическом повторе как средстве художественной выразительности;

  2. Формировать умение использовать различные способы устранения, предупреждения неоправданного лексического повтора, точного употребления слов.

  3. Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.

  4. Воспитывать культуру учебного труда

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают, что такое лексический повтор, речевая ошибка.

  2. Умеют использовать различные способы устранения и предупреждения неоправданного лексического повтора.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ХИ-ХА-ХО»

По команде учителя они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Чтение домашних сочинений о березке

  2. Допишите ряды паронимов, объясните их значение, составьте с ними предло-

жения

Понятный-

Соседний-

Буксировать-

Обидный-

Зачинатель-

Жестокий-

Слова для справок: понятливый, соседский, жестокий, буксовать, обидчивый, жесткий

  1. Что обозначают части: ОМО-, СИ-, АНТИ-, ПАРА- в известных вам понятиях лекси

ки. Дайте определения этих понятий, приведите примеры


  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.

  1. Проблемная задача.

Прочитайте начало рассказа. Найдите в тексте слова, которые необходимы для связи предложений в тексте.

Это было летом. Мы лежали на пляже. Вдруг показалось маленькое облачко. Оно быстро выросло в тучу. Туча плыла над морем в виде грибы без ножки. А потом у этого гриба стала расти ножка. И это растение стало танцевать на одном месте. Каким способом могут быть связаны предложения в тексте?
  1. Совместное целеполагание

Устанавливают, что средством связи могут быть местоимения, однокоренные слова, лексический повтор.


Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!


  1. Знакомство с понятием «неоправданность лексического повтора». Упр. № 333 (устно)

Еще пример. Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда-нибудь и человек сможет подняться ввысь. Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц и верили, что когда-нибудь и человек сможет подняться ввысь. 

  1. Знакомство с понятием «Лексический повтор» как изобразительное средство.

Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту, среди них различаются следующие типы:

Анадиплозис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:

…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…

Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:

— Вздох не тот!
— Ход не тот!
— Смех не тот!
— Свет не тот!

  1. Практическая работа

  1. Редактирование. Упр. № 336

  2. Минутка для шутки. Упр. № 335

  3. Устраните неоправданные повторы указанным способом.  Исправленные тексты

запишите. Замените повторяющиеся слова синонимами, местоимениями или описательными оборотами.

 У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с собакой лежала палка. Палку Константин Иванович использовал, когда играл с собакой. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал палку в сторону, а собака с радостным повизгиванием бросалась за палкой. В такие минуты и собака, и Константин Иванович были совершенно счастливы.  

Заменяем: Константин Иванович – хозяин, человек; собака – пёс, мохнатый друг, четвероногий друг; палка – любимая игрушка.

На следующем этапе работы вносим коррективы в текст: У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с ней лежала палка. Её хозяин использовал, когда играл с мохнатым другом. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал её в сторону, а пёс с радостным повизгиванием бросался за любимой игрушкой. В такие минуты и человек, и его четвероногий друг были совершенно счастливы

  1. Соединить два предложения в одно с однородными сказуемыми.

Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда- нибудь и человек сможет подняться ввысь.  

  1.  Объединить предложения так, чтобы одно из них стало частью предыдущего

предложения.

К театру подъехал автомобиль. Автомобиль был новый и ослепительно чистый. Открылась дверца, и вышел элегантный мужчина с большим букетом роз.  



Сравнивают употребление слова «спать» в разных текстах. Выясняют, что во втором тексте слов «спать» повторяется неоправданно.

Знакомятся с материалом, обсуждают прочитанное.

























Выполняют задания, комментируют их выполнение

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Стратегия «Три М»

Учащиеся подводят итоги урока, называя три положительных момента урока

Домашнее задание.


§ 44, упр. 332, выполнить все задания





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!