СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №6 Язык - друг или враг

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые цели.

Все учащиеся смогут:  узнать, зачем нам нужен язык; читать, пересказывать, определять  тему.

Большинство  учащихся смогут: понять содержание притчи о языке, сделать текст связным и последовательным, определить его тему и основную мысль,

Некоторые  учащиеся смогут: рассказать, как им пригодилось в жизни владение словом, знание языка, используя эмоционально-окрашенные слова. 

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №6 Язык - друг или враг»

Дата

ФИО учителя:

Класс 5

Урок №6

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, урока (подраздел)

Культура: язык и общение.

1.6 Язык – ваш друг или враг?

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.СГ3:.пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально-окрашенные слова;

5.Ч1:.понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему

5.Ч2:.определять основную мысль на основе содержания и композиции.

5. СРН1: правильно писать окончания в разных частях речи.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: узнать, зачем нам нужен язык; читать, пересказывать, определять тему.

Большинство учащихся смогут: понять содержание притчи о языке, сделать текст связным и последовательным, определить его тему и основную мысль,

Некоторые учащиеся смогут: рассказать, как им пригодилось в жизни владение словом, знание языка, используя эмоционально-окрашенные слова.

Ключевые слова и фразы: сила языка, культура, вдохновлять на творчество.

Полезные фразы для диалога\письма: однажды, вдруг, в первый раз, в другой раз, на следующий день, в конце.

Вопросы для обсуждения: Язык – это друг или враг?

Можете ли вы сказать, почему Эзоп попросил 2 раза приготовить язык?

Письменные подсказки: согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже с другими частями речи.

Ценности

Роль языка в жизни общества

Предыдущее обучение:

Умеют определять тему, идею текста, понимают основного содержание текста, темы, имеют представление о диалоге и эмоционально-окрашенных словах.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность учителя

Запланированная деятельность учащихся

Ресурсы


НАЧАЛО - ПОБУЖДЕНИЕ-

5 минут

Деление по группам на начало урока по А, В, С


  1. Целеполагание.

Работа с высказываниями, пословицами и поговорками для этапа вызова первоначального интереса.


ФО «Большой палец»

  • Кто правильно «собрал» высказывание?

Собирают высказывания, пословицы и поговорки, разрезанные на части, записывают в тетради.

  1. Язык есть труд целого поколения (В. Даль)

  2. Любой язык по-своему велик (Н. Доризо).

Показывают большой палец.

Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1

СЕРЕДИНА-РЕАЛИЗАЦИЯ-

30 минут:


12 минут – чтение, письмо

Чтение:

И

  1. Данное задание направлено на составление учащимися последовательного текста и формирование навыков определения темы и основной мысли текста на основе его композиции. Учитель должен обратить внимание учащихся на выражения, которые учащиеся должны логично включить в начало каждого абзаца: однажды, в первый день, на второй день, в конце. Учитель может пояснить учащимся, что данные фразы используются для связи частей текста.

Учащиеся прочитают текст и определят последовательность его частей: 2, 4, 1, 3, включив слова однажды, в первый день, на второй день, в конце.

Письмо.

Выписывают выделенные словосочетания, правильно дописав окончания.

(Упражнение А – стр. 16)

ИКТ (Интерактивный экран – памятка согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже с другими частями речи).

7 минут – осмысление

  1. С помощью схемы

«Лингвистическая копилка» учащиеся должны обосновать, почему части текста, которые они сделали связными и последовательными можно назвать текстом. Такой вид заданий поможет учащимся лучше понять текст, а также сформирует навыки выделения темы и основной мысли текста.

Д

Учащиеся с более развитыми навыками (А) смогут объединить два утверждения и сформулировать основную мысль всей притчи при выполнении упражнения на стр. 17.

П

Работа в парах.

Учитель может попросить учащихся придумать несколько вопросов к каждому из утверждений.

ФО

Взаимооценивание:

  • За что можно похвалить друг друга?

Самооценивание.

Учитель может спросить учащихся о том, что у них получилось и что вызвало затруднения.

Можно также предложить учащимся определить на шкале оценивания (от 1 до 10), на каком уровне они находятся в определении темы текста, в понимании основной мысли.

Учащимся уже знакомы с такими признаками текста, как наличие темы и основной мысли, теперь им предстоит узнать о таких особенностях текста, как смысловая и грамматическая связь предложений.











Работают в парах.

Учащиеся будут составлять и записывать вопросы к данным в учебнике утверждениям, затем отвечать друг другу.

Учащиеся выберут из утверждений те, которые они отнесли бы к теме текста, и те, которые отражают его основную мысль (утверждения 3, 5).

Д

Учащиеся с более развитыми навыками смогут объединить два утверждения и сформулировать основную мысль всей притчи.

(Упражнение В – стр. 16-17)

8 минут – говорение

  1. Говорение

Задание позволит формировать у учащихся навыки говорения, а также будет способствовать закреплению изученного на уроке материала: соблюдать последовательность в тексте, использовать выражения для связи частей текста (однажды, вдруг, в первый раз, в другой раз, на следующий день, в конце), отражать в тексте основную мысль, применяя пословицы.

Д

Учитель попросит учащихся в парах рассказать о том, как им в жизни пригодилось владение словом или языком. Для этого учащиеся могут вспомнить интересный сюжет из жизни (для этого им могут помочь картинки учебника и начало к каждому из рассказов).

Учитель может дифференцировать данное задание, предоставив учащимся, которые испытывают затруднения (С), план истории / идеи для сюжета / пословицы о языке; (А) – использовать эмоционально-окрашенные слова.

Перед выполнением задания необходимо совместно с учащимися составить критерии оценивания работы:

    • рассказ из жизни о помощи языка в определенной ситуации,

    • соблюдение последовательности текста,

    • использование выражений для связи частей текста,

    • отражение основной мысли текста с помощью пословицы о языке.

Учащиеся смогут оценить рассказы друг друга по критериям.


(Инструкция–стр. 17)

КОНЕЦ-

РЕФЛЕКСИЯ-


8 минут


  1. Составление синквейна:

  1. Группа – друг;

  2. Группа – враг.

1.Первая строка – тема, выраженная 1 словом, обычно именем существительным.

2. Вторая строка – описание темы в 2 словах, как правило, именами прилагательными.

3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы 3 словами, обычно глаголами, причастиями.

4. Четвертая строка – фраза на тему «Синквейна» из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5. Пятая строка – 1 слово, повторяющее суть темы, – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Работают в группах, озвучивают учащиеся С:

1 группа

Язык

Лучший, живой

просим, примиряемся, даём

С помощью языка формируется культура.

Друг


2 группа

Язык

Злой, плохой

ругаются, лгут, льстят

Вносит войны и разруху

Враг

Памятка составления синквейна


Оценивание


«Шкала уверенности»



Последующие задания и чтение

Объясняет особенности выполнения домашней работы: подготовить пересказ притчи:

Всем – близко к тексту;

Большинству – использовав эмоционально-окрашенные слова;

Некоторым – наизусть (понравившийся зпизод).

Записывают домашнюю работу в дневниках.


Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся с более развитыми навыками (А) смогут объединить два утверждения и сформулировать основную мысль всей притчи при выполнении упражнения на стр. 17.

Учитель может дифференцировать данное задание, предоставив учащимся, которые испытывают затруднения (С), план истории / идеи для сюжета / пословицы о языке.

ФО: «Большой палец»

Учителю необходимо попросить учащихся вспомнить, чем они занимались на уроке, какие цели ставили вначале занятия, чего им удалось достичь.

Учащиеся заполнят таблицу на рабочих листах, оценив свою работу по шкале уверенности от 1 до 10 баллов.

Цели урока

Шкала уверенности (от 1 до 10)

Узнать, зачем человеку нужен язык.

Сделать текст последовательным и связным, определить его тему и основную мысль.

Рассказать, как пригодилось в жизни владение языком

словом или знание языка.


Смена видов деятельности.

Жизнь народа в его языке.

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?

ЦО взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые.


Чему сегодня научились учащиеся?

Все учащиеся достигли цели обучения.


Какой была атмосфера обучения?

Создана коллаборативная среда

Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?

Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования.


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

При контроле за временем выдержаны все этапы урока.

Отступлений и изменений в плане не было.

Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

  1. Составление синквейнов

  2. Выполнение письменного упражнения

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

  1. Оказание помощи группе учащихся при формулировании вопросов по содержанию услышанной информации.

  2. На уроке ученики оценивали друг друга, проводилось Формативное оценивание, и в конце урока бы проведена рефлексия от учеников, в процессе которой и прослеживались те улучшения, или те недостатки для реализации на последующих уроках.

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

  1. Этот урок помог увидеть способных учащихся, которые легко выполняют задания учителя.

  2. Выявлена группа учащихся, которые тяжело воспринимают информацию, полученную во время урока, поэтому испытывают трудности при составлении рассказа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!