СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Правописание НЕ с прилагательными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Правописание НЕ с прилагательными"

 Гаджиева Патимат Апандиевнаучитель русского языка и литературы

 Цели урока:

Дидактическая:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
  2. Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки, презентация.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 301.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.

  1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)
  2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

Образец разбора.

Вечерние (тени) – прилагательное.

I. Тени (какие?) вечерние.

Н.ф.- вечерний.

II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.

III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)

3. Блиц - опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.

Ученье без уменья

(не) праздность, а труд.

Пишут (не) пером,

 (не) польза, а беда.

Мы ценим и любим

 а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

- Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
  4. (Не) быть гордым и грубым.
  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
  9.  Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

- Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

- Как пишется не с прилагательными?

Чтение стихотворения.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются, Их без не тебе и мне ставить запрещается. При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится, Тут уже понятно всем: не отдельно пишется. Пишется отдельно не, если в предложении Есть противопоставление. Если слово вместе с не новым заменяется, Значит, к слову это не присоединяется. ( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

§54.Упражнение №309.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Правописание НЕ с прилагательными"»

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Правописание НЕ с прилагательными"

Гаджиева Патимат Апандиевнаучитель русского языка и литературы

Цели урока:

Дидактическая:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;

  2. Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки, презентация.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 301.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.

  1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)

  2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

Образец разбора.

Вечерние (тени) – прилагательное.

I. Тени (какие?) вечерние.

Н.ф.- вечерний.

II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.

III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)

3. Блиц - опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)

  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)

  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)

  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)

  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)

  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)

  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.

Ученье без уменья

(не) праздность, а труд.

Пишут (не) пером,

 (не) польза, а беда.

Мы ценим и любим

 а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

- Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

  4. (Не) быть гордым и грубым.

  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

  9.  Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

- Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

- Как пишется не с прилагательными?

Чтение стихотворения.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

§54.Упражнение №309.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!