СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок русского языка в соответствии с ФГОС ООО "Морфемика. Орфография.Обобщение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка посвящена методике организации урока по русскому языку  в помощь учителям,работающим по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Урок русского языка в соответствии с ФГОС ООО "Морфемика. Орфография.Обобщение"»

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Инновационные практики реализации ФГОС в деятельности учителя русского языка и литературы»





Работу выполнила:

Соколова А.С.,ГБОУ «Казанская

кадетская школа-интернат имени Героя

Советского Союза Б.К.Кузнецова».





Научный руководитель: Волкова О.В.,

доцент ПМПЦПК и ППРО КФУ,

кандидат педагогических наук











Казань 2018

Введение .

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Главное отличие ФГОС – ориентация на достижение планируемых результатов : личностных, метапредметных, предметных.

Цель ФГОС – переход от ретрансляции знаний к развитию творческих умений.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

  • Осуществляется практический, деятельностный подход.

  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Для многих работников образования переход от ГС к ФГОС проходит мучительно в связи с ограниченностью методических рекомендации. Да и то, что имеется в наличии, имеет противоречия. Многие рекомендации только имеют гриф «Соответствует ФГОС», что не соответствует действительности.

Данные методические рекомендации посвящены методике организации урока русского языка в 5 классе при повторении темы «Морфемика. Орфография». Настоящая работа призвана оказать помощь учителям русского языка, работающим по ФГОС. Актуальность данной разработки обоснована нехваткой методического сопровождения, особенно в организации поурочного планирования.

Источниками практического опыта, положенного в основу разработки, стали мастер-классы, открытые уроки, собственный опыт.



Список литературы.

  1. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах: учебное пособие.- Ростов н/Дону: Легион,2012.

  2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч 2/( Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т. Баранов и др.; науч.ред. Н.М.Шанский).- М.: Просвещение,2012.

  3. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ ( Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т. Баранов и др.). – М.: Просвещение. 2012.

  4. http://pedsovet.pro/

  5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3432/

  6. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/ighrovyie_tiekhnologhii_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litieratury




























Приложение 1

Урок русского языка для 5 класса в условиях реализации ФГОС.

1. Тема урока: Повторение темы «Морфемика. Орфография»

2. Тип и вид урока: урок общеметодологической направленности; урок-игра

3. Задачи:

-закрепить и обобщить знания, полученные по теме;

-развивать навыки самостоятельной работы, работы в парах;

-формировать навыки самоконтроля

4.Планируемые результаты:

-предметные: применять знания и умения по морфемике в практике правописания;

-метапредметные: способность строить рассуждение, обосновывать свою

точку зрения; уметь сотрудничать;

-личностные: стремление к овладению учебными действиями, речевому совершенствованию

5.Ресурсы урока: учебник, ИКТ, «ключи», «замки», «ромашка» с заданиями, двухцветные «светофорики», карточки с текстом, листы самооценивания

6.Предварительное домашнее задание: повторить словарные слова (п.70-п.87 учебника),подготовить инсценировку сказки «Богатыри слов» (см. приложение 2)

Ход урока

  1. Мотивация

(звучит фонограмма: звук запираемой двери)

Учитель. Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как вместе со звонком на урок, дверь в класс наглухо закрылась? Вон сколько замков на ней появилось! Что же нам теперь делать? Посмотрите вокруг, может быть, увидите подсказки. (по всему классу разбросаны ключи, надо их собрать и открыть дверь. Раз ключи под номерами, надо брать их по очереди). Итак, первый ключ. Оказывается все не так просто: здесь написано задание, которое вам надо выполнить, тогда ключ подойдет к замку.

Обратите внимание на доску: чтобы выполнить задание 1, следует разгадать сканворд. А разгадать его помогут те словарные слова, которые вы повторяли к сегодняшнему уроку.


1

М

а

р

ш

р

у

т


2

в

е

л

О

с

и

п

е

д



3

Р

а

с

с

в

е

т

4

Ф

о

н

а

р

ь


5

к

а

б

и

н

Е

т







6

М

о

н

о

л

о

г

7

п

и

а

н

И

н

о





8

ц

ы

п

о

ч

К

и







9

р

А

с

ц

в

е

т


1-путь следования

2-двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями

3-время перед восходом солнца, начало утра

4-осветительный прибор/перен.-синяк от побоев

5-комната для учебы, занятий

6-речь одного лица

7-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано

8-кончики пальцев ног\цыган встал на них и цыкнул на цыпленка

9-высшая степень развития\существительное от глагола РАСЦВЕСТИ

Учитель .Какое слово появилось в выделенной строчке?(морфемика)

Давайте вспомним, что изучает морфемика. (инсценировка сказки-см.Приложение 2) спасибо, ребята, садитесь.

  1. Формулирование темы и цели

Так что изучает морфемика? ( морфемы, части слова)

Ребята, вспомните, а какой раздел языкознания является лучшим другом морфемики, да и других разделов.(орфография)

А почему? (правописание морфем определяется правилами)

Скажите, пожалуйста, кроме словарных слов, что вам было задано на дом? (ответить на вопросы Повторения)

Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему и цель урока, обобщив все, о чем мы только что говорили и используя опорные слова на доске УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ (повторение темы морфемика,орфография; научиться выделять морфемы, применять изученные правила на практике)

Молодцы, записываем число, классная работа, тему урока.

3.Актуализация знаний

Учитель. Какое задание нам приготовил ключ №2? (один из учеников берет ключ, читает задание : «игра «Верю – не верю»).

Разделите станицу на два столбика: ДА и НЕТ; ставьте галочку напротив номера вопроса, соглашаясь или не соглашаясь с вопросом.

Верите ли вы, что…:

  1. Морфемика изучает части слова

  2. Окончание служит для образования новых слов

  3. Окончание служит для образования формы слова

  4. Окончание входит в основу слова

  5. В приставке на З/С перед глухими согласными пишется С

  6. В слове ПРЕДЛОЖЕНИЕ –корень ЛОЖ

  7. Слово РОСТОК-исключение из правил

  8. В корне после шипящих под ударение пишется Ё

  9. В словах на –ЦИЯ пишется И после Ц

  10. В слове СЕСТРИЦЫН в суффиксе пишется И

Сравните с эталоном -слайд 1. (см.Приложение 3)

Второй ключ получен!

4.Организация познавательной деятельности.

Учитель. Что же надо сделать, чтобы получить третий ключ? Выполнить задание на экране (слайд 2)и ответить на вопрос :Чем отличаются однокоренные слова от формы слова? (форма слова-это то же самое слово в другом падеже или числе, а однокоренные-слова разных частей речи с общим лексическим значения)…, что у тебя получилось?(однокоренные-апельсин,апельсинова; форма-апельсин,апельсина)

Учитель. Что такое суффикс?(значимая часть слова, служащая для образования новых слов) А еще для чего он нужен в слове? (каждый суффикс имеет свое значение: уменьшительно-ласкательные, род занятий, детеныши животных, степень проявления и т д.)

Чтобы получить следующий ключ, необходимо поработать с суффиксами. Задание на экране-слайд 3. (см.Приложение 4)

Проверьте по эталону на экране-слайд 4.

Учитель. Что такое морфемный разбор? (разбор слова по составу, на морфемы) Пятый ключ мы сможем получить , если сможем разобрать эти слова на морфемы.(слайд 5). Это задание слишком легкое для вас! А с таким заданием справитесь?

1-приставка как в слове заскочить,

корень как в слове помашет,

суффикс как в слове шляпка,

окончание как в слове каблуки. (Замашки)



2-приставка как в слове подсолнечный,

корень как в слове осинка,

суффикс как в слове малиновый,

суффикс как в слове домик

окончание как в слове стол. (Подосиновик).



3-приставка как в слове управление,

корень как в слове загон,

суффикс как в слове экскаваторщик,

окончание как в слове салон. (Угонщик).



4-корень как в слове воздух,

соединительная гласная О,

корень как в слове плавание,

суффикс как в слове кусать,

суффикс как в слове учитель,

окончание как в слове кот. (Воздухоплаватель).

5- корень как в слове мышиный,

соединительная гласная Е,

корень как в слове подловить,

суффикс как в слове приманка,

окончание как в слове бусинка. (Мышеловка).

Учитель. Идем дальше. Задание ключа №6- это работа с текстом. У каждого из вас на парте есть карточка. Прочитайте, пожалуйста, предложения. Это текст? Докажите. (предложения связаны общим смыслом, предложения стоят в определенной последовательности) .Если это текст, значит можно определить тип и стиль речи, так?Я думаю, если здесь описывается растение, то это тип речи-описание, а стиль-научный. (нет, тип-повествование, потому что здесь много действия, много глаголов. А стиль-художественный. Ведь это рассказ. И здесь нет терминов)

Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. На это задание вам дается 2 минуты. Какое правило помогло вам справиться с заданием? Приготовьте ваши светофорики: … читает, что у него получилось, а вы если согласны показываете зеленую сторону, если нет- красную.

Молодцы ! Количество ключей растет и это здорово!

Учитель. Куда подевался следующий ключ? Кто видит номер 7? Нашли! Читаем задание. Как нет задания?! А что же там написано? (разгадайте загадку) А где найти эту загадку? (На слайде 8) Открываем слайд. Ребята, скажите, какие правила спрятались в этих загадках? ( беглые гласные и чередующиеся морфемы)

Справились! А сейчас я буду называть слова, а вы должны определить-какая гласная убегает: если О-наклон влево, если Е-вправо, все ясно? Подъем! Начали!

ЛОКОТОК,КУСОЧЕК,КРЮЧОК,УГОЛ,ЧЕХОЛ,РЕМЕНЬ,КАШЕЛЬ.

( как вариант- данное задание можно оформить в виде Ромашки, на каждом лепестке написать одно слово)

Учитель. Мы собрали больше половины ключей, но дверь еще не открыть. Так что продолжаем работать. Следующая работа - в парах. Спишите с доски слова. Итак, нужно подобрать слово, чтобы определить вариант морфемы. Через 3 минуты вы поменяетесь тетрадями , сверите с эталоном и выставите оценку соседу по парте. Критерии оценивания: за каждый правильный ответ-1 балл; за 6б –«5», за 5-4б-«4», за 3б-«3», за 2-1б-«2».

1-Она-ей

2-Златовласка-золотоволосая

3-Окружали-круг

4-Личико-лицо-лик

5-Освещала-свет

6-Радужный-радуга

Учитель. Для получения девятого ключа вам надо написать распределительный диктант. (Двое работают у доски, остальные- в тетради. ) С или З?
распределите в две колонки.

Бе…форменный, бе…вкусный, во…гордиться, во…кликнуть, в…бежать, в…порхнуть, и…толковать, и…давать, ни…ходить, ни…вергать, …десь, ра…жать, ра…ширить, ра…свет, ра…цвет, ра…чет, ра…считывать, …дание, …бить, …делать.

Проверка:

З

Безвкусный

Возгордиться

Взбежать

Издавать

Низвергать

Здесь

Разжать

Здание


С

Бесформенный

Воскликнуть

Вспорхнуть

Истолковать

Нисходить

Расширить

Рассвет

Расцвет

Расчет

Рассчитывать

Сбить

Сделать


Ребята, на какое правило это упражнение? (приставки на З/С)

А вам ничего не показалось здесь странным? (да, слова ЗДЕСЬ и ЗДАНИЕ- лишние, в этих словах З-часть корня)

Учитель. И опять ключ просит обратить внимание на экран-слайд11.

Выборочная работа.
Выпишите только слова с О после шипящих.

Ш..пот, ж..кей, щ..лка, капюш..н, ж…лудь, ш…рох, щ…чка, ш…рстка, ш…в, ч…лн, реш…тка, крыж…вник, щ…голь, ш…мпол, расч…ска. (ЖОКЕЙ, КАПЮШОН,ШОРОХ,ШОВ, КРЫЖОВНИК,ШОМПОЛ)

Почему только в этих словах?( исключения, иноязычные)

А как звучит правило? (в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё)

Учитель. Еще один ключик в нашу копилку. Следующее задание-слайд 12.

Узнай слово. Задание выполняется устно.

1.-твердый покров некоторых животных; (панцирь)

2.- коврик, сплетенный из соломы,лыка; (циновка)

3.-болезнь десен из-за отсутствия витаминов в пище; (цинга)

4.-дословная выдержка из какого-либо произведения; (цитата)

5.-собрание каких-либо предметов; (коллекция)

6.-ребенок куриц… .(цыпленок)

Ключик не подойдет к замочку, если вы не скажете, на какое правило это задание. (правописание И/Ы после Ц)

Учитель. И вот он последний ключ! В учебнике, на стр.42, упр.466. Прочитайте задание. Всем все ясно? Отлично, приступайте к выполнению упражнения. Когда закончите его, дополните таблицу словами со слайда 13, достаточно 1-2 слова.

Ц…корий, по-ц…гански, ц…нк, образц…, р..стовщик, отр..сль, изл…жение, прил…гательное, выр…щенный, р…стение, бе…страшный, бе…словесное, во…действовать, пре…чувствовать, ш…колад, ш…тландец, ч…лка, ш…ссе.

5.Рефлексия.

Ребята, скажите , пожалуйста, что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?( виды деятельности, правила, т.д.)

Составьте синквейн. По вариантам:

МОРФЕМИКА

Беглые, чередующиеся

Выбрать, выделить, разобрать

Изучает части слова

Состав слова

ОРФОГРАФИЯ

Ударные, чередующиеся

Знать, применять, выбирать

Правильное написание слов

Правила


Оценки за взаимопроверку я выставлю в журнал.

6.Домашнее задание.



1-стр.43, упр.469-выписать все слова в тетрадь и выучить;

2-стр.42, упр.467.

  • *Написать сочинение-миниатюру на тему «Самая главная морфема»





Учитель. Вот и подошло к концу наше приключение. Давайте соединим ключи с замками и откроем дверь.(вешают ключи на замки.)

(звучит фонограмма-открывающаяся дверь)























Приложение 2



Богатыри слов.

Приехали в страну Морфемика три богатыря. Имен их никто не знал. Понравилась им эта страна, и решили они поселиться в ней.

Морфемикой правил король Русский язык, который рассказал богатырям, что он правит страной, в которой нет жителей, и предложил им стать ее главными жителями. Те подумали и согласились.

-Только вот имен у нас нет,- пробурчали богатыри.

- Не беда,-ответил король,-вот ты, могучий богатырь, будешь КОРНЕМ, на тебе все государство держаться будет, в словах ты будешь самой главной частью.

-А ты будешь ПРИСТАВКОЙ,- указал он на другого богатыря,- в словах твое место будет перед корнем.

-А я кем буду?-спросил третий.

-А уж ты будь СУФФИКСОМ, твое место будет позади корня. А работа ваша в словах следующая: будете новые слова образовывать.

Принялись они за работу, очень старались. Но чего-то в словах не хватало. И вот однажды приплыло облачко и сказало: «я тоже хочу быть кем-нибудь».

На что король ответил:

-Выбери себе место.

Облачко подумало и скромно встало позади СУФФИКСА:

-Я хочу заканчивать слова.

-Вот видишь, ты само себе и имя придумало, будешь ОКОНЧАНИЕМ. Твоя работа скромная, но важная: образовывать будешь формы слова, значения слов при этом не изменяя.

Вот так появились части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.





Приложение 3

Верю-не верю…
да нет

1 +

2 +

3 +

4 +

5 +

6 +

7 +

8 +

9 +

10 +





Приложение 4



еньк-уменьшительно-ласкательный

оват-в небольшой степени

тель-профессия

ец/ич-житель населенного пункта

енок/онок-детеныш животного









карточка 1

Неугомонный р…сточек.

Мне исполнилось 11 лет - вполне солидный возр...ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р…сток в горшочке. Сказали, что это очень редкое р…стение, что в нашем климате оно вообще почти не р…стёт, и если я сумею его выр…стить, то я герой. На нем должен выр…сти удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р…сточек и начал его выр…щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р…ст пошёл, дал отр…стки и как начал р…сти- подр….стать! Я ужасно удивлялся!

Через неделю он уже так подр…с, что выше меня стал, через две выр…с больше папы! А через три так разр…сся, что в комнате умещаться перестал!

Не знаю теперь, что мне с моим быстрор…стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р…сточек мой скоро так разр…стётся, что нам всем от этой р….стительности в доме места не останется!