5 класс. Биология. Урок 26
Домашнее задание: читать электронный учебник «В.В.Пасечник. Биология, 5 класс, 2023 год», параграф 21, стр. 126-129, выписать определения, выполнить задания учителя.
1.Здравствуйте, ребята! Запишите в своих тетрадях по биологии прописью число, слова «Классная работа» и тему занятия:
Тема. Взаимосвязи организмов в природном сообществе.
2 . Нам с вами придётся работать с электронным учебником «В.В.Пасечник. Биология, 5 класс, 2023г.» Прочитайте текст, который размещается на страницах 126-128 параграфа 21:
3 . Как мы видим, организмы природных сообществ тесно связаны с окружающей их средой и друг с другом. Одни виды получают из неживой природы неорганические вещества и превращают их в органические. Другие виды употребляют эти органические вещества в пищу. Третьи виды могут разрушать органические вещества и снова превращать их в вещества неорганические, возвращая их в неживую природу. Запишите от руки определения, выделенные крупным синим шрифтом:
Продуценты - организмы, способные создавать органические вещества из неорганических веществ. Продуцентами являются растения и некоторые бактерии.
Консументы – организмы, использующие органические вещества как пищу и превращающие их в другие органические вещества. Консументы первого порядка – растительноядные животные. Консументы второго порядка – хищники, питающиеся растительноядными. Консументы третьего порядка – хищники хищников. (Как это понимать? Бабочка питается нектаром растений. Бабочка – консумент I порядка. Синица, которая съела бабочку - консумент II порядка. Ястреб, который поймал синицу – консумент III порядка.)
Консументами являются все животные, некоторые грибы и бактерии и паразитические растения.
Редуценты – организмы, перерабатывающие органические остатки в неорганические вещества. Редуцентими являются некоторые бактерии и грибы.
Круговорот веществ в природе – движение химических элементов из неживой природы через цепь живых организмов снова в неживую природу.
4. Ребята, надеюсь, вы поняли, что основой любого биоценоза, любого сообщества организмов являются продуценты. Только продуценты умеют превращать неорганические вещества в органические и этими органическими веществами пользуются потом все остальные организмы, обитающие в природном сообществе.
Большинство продуцентов – это зелёные растения, автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза.
Давайте вспомним биоценоз елового леса, который мы разбирали в таблице на прошлом уроке. Каких растений в нём больше всего? Конечно, ёлок и пихт! А как вы думаете, что будет с остальными растениями, с животными и грибами елового леса, если вырубить все ели и пихты? Смогут ли оставшиеся растения жить на открытом пространстве, где их не защищает больше тень? Смогут ли на вырубке жить лесные животные? Попробуйте ответить на этот вопрос и запишите в тетрадь определение:
Массовые, самые многочисленные виды в биоценозах называются средообразующими видами, средообразователями. От таких видов зависит жизнь биоценоза. Чаще всего средообразователями являются зелёные растения.
5 . А теперь внимательно прочитайте последний фрагмент текста, также взятый из параграфа 21 электронного учебника. Определите, какие несколько предложений являются итогом, выводом того, о чём рассказывается в тексте и того, что мы с вами рассмотрели на этом уроке. Перепишите эти три предложения в тетрадь.
Успеха в выполнении заданий!