СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Рабочий лист к уроку биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой рабочий лист заданий для урока биологии по теме "Взаимосвязи организмов в природном сообществе". Может быть использована при дистанционной форме обучения. 

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Рабочий лист к уроку биологии.»


5 класс. Биология. Урок 26

Домашнее задание: читать электронный учебник «В.В.Пасечник. Биология, 5 класс, 2023 год», параграф 21, стр. 126-129, выписать определения, выполнить задания учителя.


1.Здравствуйте, ребята! Запишите в своих тетрадях по биологии прописью число, слова «Классная работа» и тему занятия:


Тема. Взаимосвязи организмов в природном сообществе.


2 . Нам с вами придётся работать с электронным учебником «В.В.Пасечник. Биология, 5 класс, 2023г.» Прочитайте текст, который размещается на страницах 126-128 параграфа 21:

3 . Как мы видим, организмы природных сообществ тесно связаны с окружающей их средой и друг с другом. Одни виды получают из неживой природы неорганические вещества и превращают их в органические. Другие виды употребляют эти органические вещества в пищу. Третьи виды могут разрушать органические вещества и снова превращать их в вещества неорганические, возвращая их в неживую природу. Запишите от руки определения, выделенные крупным синим шрифтом:


Продуценты - организмы, способные создавать органические вещества из неорганических веществ. Продуцентами являются растения и некоторые бактерии.


Консументы – организмы, использующие органические вещества как пищу и превращающие их в другие органические вещества. Консументы первого порядка – растительноядные животные. Консументы второго порядка – хищники, питающиеся растительноядными. Консументы третьего порядка – хищники хищников. (Как это понимать? Бабочка питается нектаром растений. Бабочка – консумент I порядка. Синица, которая съела бабочку - консумент II порядка. Ястреб, который поймал синицу – консумент III порядка.)

Консументами являются все животные, некоторые грибы и бактерии и паразитические растения.


Редуценты – организмы, перерабатывающие органические остатки в неорганические вещества. Редуцентими являются некоторые бактерии и грибы.


Круговорот веществ в природе – движение химических элементов из неживой природы через цепь живых организмов снова в неживую природу.


4. Ребята, надеюсь, вы поняли, что основой любого биоценоза, любого сообщества организмов являются продуценты. Только продуценты умеют превращать неорганические вещества в органические и этими органическими веществами пользуются потом все остальные организмы, обитающие в природном сообществе.

Большинство продуцентов – это зелёные растения, автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза.

Давайте вспомним биоценоз елового леса, который мы разбирали в таблице на прошлом уроке. Каких растений в нём больше всего? Конечно, ёлок и пихт! А как вы думаете, что будет с остальными растениями, с животными и грибами елового леса, если вырубить все ели и пихты? Смогут ли оставшиеся растения жить на открытом пространстве, где их не защищает больше тень? Смогут ли на вырубке жить лесные животные? Попробуйте ответить на этот вопрос и запишите в тетрадь определение:


Массовые, самые многочисленные виды в биоценозах называются средообразующими видами, средообразователями. От таких видов зависит жизнь биоценоза. Чаще всего средообразователями являются зелёные растения.


5 . А теперь внимательно прочитайте последний фрагмент текста, также взятый из параграфа 21 электронного учебника. Определите, какие несколько предложений являются итогом, выводом того, о чём рассказывается в тексте и того, что мы с вами рассмотрели на этом уроке. Перепишите эти три предложения в тетрадь.


Успеха в выполнении заданий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!