Занятие 5. Подготовка исследовательской работы для представления на конкурсе/фестивале.
Презентацию подготовила:
Брастовская Дина Юрьевна
В данной работе использованы материалы:
Статья: «Форма представления исследовательских работ учащихся на научно-практическую конференцию» (Тренюшева Тамара Муратовна, учитель английского языка, истории и экономики http://festival.1september.ru/articles/528779 / ),
Презентация на тему: «Жанр рецензии» Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна. http://www.myshared.ru/slide/325756 / )
Доклад
Слайды
3-4
Формы
Стендовый доклад
Реферат
Слайды
5-9
представления исследовательских работ
Литературный обзор
Слайд
10
Слайды
11-13
Рецензия
Стрелки - гиперссылки
Компьютерная презентация
Занятие 6
Доклад – это документ, содержащий
изложение результатов исследовательской
деятельности. В докладе должна быть
отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Стендовый доклад - форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.
Материалы, предназначенные для
стендового доклада, могут быть
предварительно оформлены на листе
ватмана (или иным способом) и
прикреплены к стенду.
Требования к стендовому докладу
Наглядность. При просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы .
Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1 . При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
Оптимальность . Количество информации должно
позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты .
Популярность . Информация должна быть
представлена в доступной для участников
конференции форме.
Структура стендового доклада:
1. Цели и задачи работы.
2. Описание сделанного в процессе исследования
3. Методы, используемые в ходе исследовательской
деятельности.
4. Основные результаты и выводы.
5. Благодарность организациям и специалистам,
оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно
представлять в графическом или иллюстративном виде.
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой: краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Прежде всего нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Сроки выполнения рефератов.
Как правило, работа над рефератом занимает не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после ознакомления
руководителем работы с черновым
вариантом реферата, автору может
понадобиться время для доработки
содержания и редактирования текста. За
неделю до защиты реферат сдаётся на
рецензию учителю, руководившему работой.
Картинка «учительница» – гиперссылка на слайд с информацией для учителей. Стрелочка – гиперссылка «прыжок» через слайд.
Ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами
Готовность учащегося к работе над рефератом.
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знание. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника над рефератом будет обеспечена только в этом случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.
Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма в неурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер – не каждый ученик даже при поддержки педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.
Полезная информация для учителей
Структура реферата.
Первоначально учащийся готовит развёрнутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
введение; основная часть , самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.; заключение; список источников ; приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается её актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом , вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.
Список источников может содержать не только
литературные источники, такие как книги, журналы, газеты,
но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию
из теле- и радио передач, а также частные сообщения
каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах
с автором реферата.
Процедура защиты реферата.
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат . Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.
Доклад учащегося должен быть рассчитан на 5-7 минут . Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение . В своём выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе
которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата.
После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия
закончилась, комиссия совещается по поводу оценки
реферата. В это время ученик не присутствует в
помещении, где проводится защита. После достижения
комиссией согласия относительно оценки работы,
учащемуся объявляются результаты защиты. Члены
комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.
Оценка реферата.
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:
содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);
оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);
представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло рассмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
- составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
- выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив
при этом внимание на объективность суждения. В
литературном обзоре нужно показать, что его автор
знаком с областью исследования по нескольким
источникам и способен поставить перед собой
исследовательскую задачу. Подготовка литературного
обзора помогает исследователю овладеть материалом,
обоснованно отвечать на вопросы во время научного
доклада.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) - представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой
и т.д. Рецензия может быть опубликована в
виде статьи в газете или журнале.