Пять правил системно-деятельностного урока
Шурыгина Г.С., учитель начальных классов
Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого, которая, на мой взгляд, является очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Отличает данную систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководствам на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует повышению уровня самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Системно-деятельностный подход предполагает другую организацию урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Современный урок начинается с учителя… Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех ! Основной формой организации обучения является урок, то в рамках системно-деятельностного подхода учителю необходимо знать: принципы построения урока; современные педагогические технологии; методы ведения урока; средства; приёмы; примерную типологию уроков; критерии оценивания урока.
Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения; системно-деятельностный подход; современные средства обучения; выбор оптимальных средств обучения; создание условий для саморазвития ; анализ каждого учебного занятия.
5 правил успешного системно-деятельностного урока:
1 правило: целеполагание имеет тенденцию от учителя к ученику.
Целеполагание предусматривает постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. Цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации) и предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Учитель: определяет компетенции, формирование которых предполагается на конкретном уроке; разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся).
Цель урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям, отождествляться с результатом учебного занятия; совместное целеполагание создаёт условия для мотивации достижения целей учащимися. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
В своей педагогической практике с младшими школьниками можно использовать различные приёмы целеполагания:
1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Учитель называет тему урока, либо дети сами выводят её при помощи отгадывания загадки, кроссворда, ребуса… и предлагаю учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов, которые предлагаю сама. (изучить, узнать, научиться, дать определение, исследовать, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).
2. Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и они объясняют значение каждого слова.
3. Группировка. Дается ряд слов, предметов, фигур, цифр, предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут не внешние признаки, а вопрос: «Почему имеются такие признаки?» Это и будет задачей урока.
4. Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
5. Проблемная ситуация: создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
6. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
7. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
8. Ситуация Яркого пятна. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
9. Домысливание. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
Несомненно, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
2 правило: во время урока обучающиеся и учитель должны систематически и непрерывно осуществлять рефлексивные действия (оценивание своей готовности, обнаружение незнания, определение причин затруднения). Ведь именно деятельность выступает в качестве решающего условия развития личности. Личность включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ей, когда имеются определенные мотивы для её выполнения.
Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности, что способствует формированию регулятивных учебных действий. Именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса, поэтому, начиная с начальной школы, необходимо обучать детей рефлексивной деятельности. Организация рефлексивной деятельности создаёт условия для выявления и осознания школьником основных компонентов деятельности – её смысла, способов, проблем, путей их решения и получаемых результатов. Рефлексия представляет собой основной процесс, который приводит к качественным изменениям в деятельности и занимает центральное место на уроке: с рефлексии он начинается и ею заканчивается.
Изучая литературу по данной теме, я узнала, что существует несколько видов рефлексии учебной деятельности: физическая (успел – не успел); сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно); интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял); интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает: индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу); групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения, своих успехов;
2 этап – ежедневный самоанализ;
3 этап – анализ работы одноклассников;
4 этап – анализ работы своей группы, других групп.
Каждый урок рекомендуется начинать и(или) заканчивать рефлексией настроения и эмоционального состояния, используя различные символы:
и т. д.
Это эмоционально-чувственная форма рефлексии, она позволяет наладить контакт с учениками. Можно сделать карточки разного цвета: зеленый цвет - гармоничное, комфортное состояние, желтый - спокойное и ровное, а красный - тревожное. Дети поднимают карточки того цвета, какого они захотят, оценивая свою работу. Систему организации рефлексивной деятельности учащихся на уроке можно начать с введения в обиход рефлексивных линеечек в тетрадях, на которых учащиеся отмечают свои результаты работы. Сначала это могут быть результаты только на «аккуратность» и «правильность», затем добавить линеечку «самостоятельность» и др. Можно использовать и устную форму рефлексии, цель которой озвучить свою позицию, соотнести её с мнениями других ребят. На различных этапах урока учитель задаёт учащимся рефлексивные вопросы. Например: что нового вы узнали; какие знания помогли вам в работе; какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам завтра; на каком этапе урока вы чувствовали себя успешным; благодаря какому алгоритму вы нашли решение; какие способы и приемы работы вы использовали (таблица, схема, рисунок, ключевые слова); с кем тебе было интереснее работать в паре/группе? Почему?;можете ли вы похвалить себя за урок? Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности, которая может проводиться на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов.
При подведении итогов урока можно использовать рефлексию «Плюс. Минус. Интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Можно использовать рефлексию «Лестница успеха». Ребенок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?" Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценивает достигнутые результаты. Если времени не так много, то на помощь приходят наши «линеечки», но содержание их уже другое: «знаю», «умею», «могу научить». А если времени достаточно, то можно предложить фразы, которые учащиеся должны закончить. Например: сегодня я узнал…,было интересно…,было непросто …,сегодня я узнал…, я понял, что…теперь я могу, я почувствовал, что…,у меня получилось …,меня удивило. В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность. На этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ можно использовать рефлексию, такую как: «Дерево успеха». На дерево прикрепляют листочки: зеленые(нет ошибок), желтые( 1 ошибка), красные (3-4 ошибки); «Поезд». Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание в уроке, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. (Можно использовать не более одного жетона); заполнение таблицы знания и незнания. Мне кажется, что начинать и развивать рефлексивную деятельность надо с анализа учениками их внешних действий, затем необходимо провести комментарий ключевых действий, которые осуществляются в процессе решения проблемы, различных творческих видов деятельности. Учащиеся при этом должны наблюдать, слушать, обсуждать и задавать вопросы: зачем, как именно, что это даст? В заключении, на мой взгляд, необходимо провести работу учеников с листом планирования и анализа познавательной стратегии. В листе планирования в произвольном порядке можно указать набор ключевых действий — внешних и внутренних. Ученику нужно будет отметить цифрами порядок своих действий и также самостоятельно их дополнить, спланировать свою деятельность. Затем, после реализации учебной задачи, ученику будет предложен лист анализа, где он может проанализировать свою деятельность на уроке. Тем самым формируются регулятивные учебные действия — осведомленность и управленческие умения.
Следующий этап развития рефлексивной деятельности (перспектива на 2 класс) – это переход к работе с вопросниками для выявления познавательных стратегий. Вначале они содержат вопросы, которые применяются к конкретной учебной цели и виду деятельности (например, вопросник для выявления стратегии чтения учебного текста, разбора слова по составу, решения задачи). Далее ученики будут работать самостоятельно с усложненными вопросниками для выявления познавательных стратегий полностью самостоятельно. Это необходимо, потому что дети легче рефлексируют свои внешние действия, а затем известные им предметные действия и сложнее рефлексируют действия и операции внутреннего плана действия. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Таким образом, рефлексия — важная и необходимая составляющая учебного процесса в школе. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, формирование рефлексивной деятельности на уроках– это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
3 правило: используйте разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учеников.
Для повышения степени активности учеников в рамках системно-деятельностного подхода можно использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения. Рассмотрим некоторые из них:
мотивация к учебной деятельности. Для этого можно использовать видеосюжет, ролевой сюжет, музыкальный фрагмент, проблемную ситуацию, вопрос-размышление, интересный научный факт;
актуализация знаний. Возможные приёмы: интеллектуальная разминка, эксперимент, диалог, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, игра;
реализация построенного проекта. Возможные формы: работа с литературой, групповая работа, сравнение, сопоставление, составление схем, эксперименты, опыты, работа с сигнальными карточками, мини-проекты, мини-исследования;
включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель подбирает задания, выполняя которые ученики доводят до автоматизма новые способы действия. Возможные формы: тесты, взаимопроверка, составление таблиц, решение или составление кроссворда, задание на соответствие, приём «Куб» (на каждой стороне куба написано задание);
Также в рамках системно-деятельностного подхода используются активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод.
4 правило: старайтесь эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения детей, учите детей работать по алгоритму и творчески.
В системно-деятельностном подходе важно эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
Для этого можно использовать различные учебные ситуации, например:
Ситуация-проблема. Прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение).
Ситуация-оценка. Прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение.
«Жизненная» ситуация. Берётся событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило.
Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту. Учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.
Подбор видов учебной деятельности необходимо осуществлять дифференцированно, то есть в соответствии с уровнями развития школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
5 правило: урок должен быть воспитательным
ставьте задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки для формирования контрольно- оценочной деятельности у обучающихся.
В системно-деятельностном уроке важно задавать задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки для формирования контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
Некоторые шаги, которые для этого можно предпринять:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание. Затем провести самопроверку самостоятельной работы.
Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок. По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке. Затем соотнести цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия.
Таким образом, на уроке должны быть предусмотрены этапы, на которых ученики могут контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу.
Свое выступление хочется закончить короткой притчей.
Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. В зависимости от того, как вы построите урок, организуете деятельность детей на уроке, будет зависеть будущее детей, как они смогут реализоваться в жизни.