СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 шагов к построению успешного взаимодействия с родителями обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, педагоги-психологи, классные руководители! Сегодня я хотела бы обратиться в первую очередь к классным руководителям, и сказать несколько слов о том, что мы можем сделать для построения, или улучшения, эффективного взаимодействия между нами, педагогами, и родителями обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«5 шагов к построению успешного взаимодействия с родителями обучающихся»

5 шагов к построению успешного взаимодействия

с родителями обучающихся


Уважаемые коллеги, педагоги-психологи, классные руководители!

Сегодня я хотела бы обратиться в первую очередь к классным руководителям, и сказать несколько слов о том, что мы можем сделать для построения, или улучшения, эффективного взаимодействия между нами, педагогами, и родителями обучающихся.

Семья, как известно, это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, права, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые, а затем и устойчивые представления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю жизнь. Сначала воспитывается в ней сам, а затем создает свою семью, воспитывает своих детей.

  • Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». сказал В.А. Сухомлинский

Как никто лучше о ребёнке могут рассказать его родители, и в наших интересах получить такую информацию. Но часто это бывает очень сложно сделать. Общение между педагогами и родителями подчас конфликтно. Что говорят педагоги: родители их не слышат, настаивают на своем, требуют и требуют, подчас невозможного и тд.

С одной стороны, когда есть подобная конфликтность – значит есть отношения. Именно на стыке действий: родителей и педагогов возникает то самое взаимодействие, внутри которого конфликт и может развиваться. Поэтому важно в результате конфликта, преодолев его, выйти на новый уровень отношений. К сожалению, нет никакой волшебной таблетки, чтобы этого достичь. Нет и готовых шаблонных рецептов. А что есть? Есть наша жизнь и стремление к тому, чтобы общение – позитивное, конструктивное – состоялось. Для этого могу предложить вам несколько шагов, или пунктов.

Итак, шаги к построению успешного взаимодействия с родителями обучающихся.

Шаг 1. Находим время.

Безусловно, это вопрос непростой, волнует многих. Действительно, когда? При нашей занятости, загруженности. Но это тот самый очевидный шаг, без которого все остальное не имеет смысла. Время нужно находить как для родителей обучающихся, так и для себя.

  • Для родителей – установление границ, взаимного удобного времени для общения, выполнение установленных договоренностей;

  • Для себя – нахождение времени для своего развития и отдыха, для восполнения своего ресурса, который даёт уверенность, а это очень важно. Хотя бы 15 мин в день, а сколько это будет за неделю, а за месяц.., за год... почти 100 часов для своего ресурса, что замечательно!

Шаг 2. Практикуем безоценочность.

Это тоже известное правило, но не всегда выполнимое. Часто ведь так: если ребёнка не видно на уроке (очно или онлайн) – вывод один: лежит на диване. Не сдал тетрадь – не сделал задание. Примеров масса. Наше оценивание чаще всего негативное, которое приводит к негативным установкам в общении. Уходя от домысливания, отрицательного оценивания и прогнозирования, мы внутренне сами настраиваемся на позитивное общение и действуем в этом русле.

Не догадываюсь, а наблюдаю, и только потом делаю выводы. Не говорю о других, а о себе, своих чувствах. Не обвиняю, а сообщаю о потребности, о цели, о нужном поведении и тд. Не конфликтую, а договариваюсь, учитывая мнение, обстоятельства, особенности и тд другого человека. В этом мне видится практика безоценочного общения.

Шаг 3. Ищем общие ценности.

Как и раньше, так и сейчас быть родителем непросто. Очень часто родители жалуются не столько на ребёнка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте с подрастающими детьми. Поэтому становится очевидно, что воспитание ребёнка следует начинать с помощи его родителям. И в этом сложном процессе родители и педагоги должны выступать как единомышленники, партнёры и даже друзья.

Задумывались ли вы, кто, и где и как учит быть родителем? Нет таких заведений. Мы учимся быть родителями, кто-то по опыту своих родителей, кто-то, почерпнув знания по данному вопросу из серьёзной литературы, а кто-то, к сожалению, так, как получится. Поэтому в родительском становлении столько сложностей, ошибок. Обратите внимание на цитату.

  • Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям». Томас А. Харрис

Да, родителям сложно! Особенно сейчас. Как и нам. Родителям нужна поддержка, понимание, помощь. Как и нам. Они тоже устают он бесконечного негатива. Как и мы. Родителям обучающихся нужна разрядка, общение, поводы для радости. Как и нам.

То есть, в поиске общих ценностей и чего-то объединяющего я вижу смещение фокуса объектива нашего восприятия. В родителях наших учеников видеть не противостояние, не тех, кому нужно доказать свою правоту (часто во что бы то ни стало), а видеть друг друга, видеть людей, союзников, тех, кого мы можем усилить и дополнить, и тех, кому можем помочь.

Шаг 4. Создаем событие.

Что это значит? Я думаю, что мы все понимаем отличие мероприятия от события. Если назвать ассоциации со словом «мероприятие», то будут такие, как «обязательно», «рутинно», «скучно». А со словом событие? Возможно, «неожиданно», «ярко», «интересно», «живо». Вот в этом я вижу отличие мероприятия от события. Событие для каждого участника становится значимым, потому что человек в нем участвует эмоционально, а значит, и запоминающимся.

Соответственно, нужно стремится к тому, чтобы наши мероприятия становились именно событиями! Это может быть все, что угодно: группа встреч для детей и родителей, тренинги коммуникации и взаимодействия, открытые дискуссии, психологические лаборатории, практикумы. Да даже родительское собрание можно превратить в событие, если включить в его канву, например, элементы тренинга.

Простой пример. Чтобы составить первичное представление о детско-родительских отношениях, можно попросить на собрании написать, с какими словами родители обычно отправляют своего ребёнка в школу. Листочки подписаны, но при зачитывании данные не озвучиваются. При обсуждении с родителями будет интересно их мнение, что они услышали в данных пожеланиях. Можно выбрать лучшее, обговорить, почему.

А что это дает педагогу? Педагогу можно понять, на что ориентирован локус контроля родителя: на ребёнка, его поведение, или на внешние обстоятельства. Кроме того, в каждом таком пожелании могут обозначиться и взаимоотношения с родителями, и имеющиеся проблемы, и родительская позиция.

Шаг 5. Движемся к сотрудничеству.

Шагов на пути к сотрудничеству может быть и больше, и они могут быть другими. Я озвучила те, которые мне кажутся важными и обязательными.

Сотрудничество я понимаю как открытый процесс. Когда мы что-то делаем вместе, желательно, создаем события, и получаем обратную связь. И, конечно, помним о главном – зачем мы в школе? Зачем мы для родителей наших учеников? Думаю, что стабильный фокус внимания на этой главной нашей цели поможет и снять остроту в различных ситуациях, и поможет наладить действительно конструктивное и успешное взаимодействие.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!