СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса «Развитие языковой,
речевой компетенции детей мигрантов,
не владеющих и слабо владеющих русским языком»
Возраст учащихся: 8-14 лет
Учебный год: II полугодие 2022 – 2023 учебного года
Количество часов по учебному плану за год |
68 |
|
в т.ч. |
II полугодие |
68 |
г. Сургут
2023
Пояснительная записка
Программа курса «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком» составлена в соответствии со следующими документами:
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика курса
Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку как иностранному для детей 8 – 14 лет, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Т.В. Савченко, Е.В. Какориной. Учащиеся обеспечены необходимым количеством учебных пособий, рекомендованных Р.Г. Давлетбаевой.
Программа разработана для детей-мигрантов (8-14 лет), обучающихся в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения. Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения. Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.
На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.
Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения.
Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком. Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т.е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
Цели обучения русскому языку в начальной школе:
Организация занятий:
Программа рассчитана на 68 часов, которые реализуются в течение второго полугодия 2022-2023 учебного года.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование метапредметных умений,
определенных
Личностные УУД
Личностные результаты обучения направлены на понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать
Личностные результаты освоения обучающимися:
Коммуникативные УУД
Направлены на обучение всем видам речевой деятельности; умение извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Коммуникативные действия обеспечивают:
Особенно важным фактором данный УУД выступает при обучении детей с разным
Регулятивные УУД
Направлены на обучение управлению своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности
– индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); умению контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Процесс достижения регулятивных УУД соответствует выработке у учащихся умений и навыков:
Учебная деятельность формируется в процессе решения учебных задач. Учебные задачи ориентируют учащихся на открытие или усвоение нового общего способа решения целого класса однородных задач. Младшие школьники далеко не всегда могут сами открыть новый общий способ действия.
Познавательные УУД
Направлены на обучение выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; умению строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.)
В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки:
Для формирования способов решения проблем творческого и поискового характера у детей с разным уровнем языковой компетентности можно использовать следующие виды работы:
Один из видов познавательных УУД – речевые упражнения. Речевые упражнения строятся на основе связного текста. Они имеют аналитическую направленность, логика их выполнения направлена от частей к целому.
Метапредметные результаты
Следствием использования УУД должны явиться метапредметные результаты изучения
Предметные результаты
Предметные результаты освоения учащихся школы в классах со смешанным составом учащихся:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для повышения эффективности средств и методов обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев в начальный период обучения необходима точная диагностика (оценка) уровня их языковой компетентности. В связи с этим при определении принципов оценки языковой компетентности за основу целесообразно принять общеевропейскую шкалу оценки уровня владения языком и коммуникативной компетенции. Для характеристики уровней владения языком разработана система дескрипторов (описаний) умений, достигаемых изучающими язык на каждом уровне, и их реализаций для каждого вида речевой деятельности.
Разработаны определенные параметры для выделения этих уровней. К числу таких параметров отнесены:
Методы и формы обучения:
Коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. В работе используются следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
При фронтальном опросе принимаются во внимание особенности родного языка детей-мигрантов, вопросы и задания формулируются так, чтобы они были понятны и доступны.
При организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать ученики-консультанты.
Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.
Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, фотоколлажам при пересказе.
Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп меняется от задания к заданию.
Эти формы помогают уплотнить время занятий, выполнить большее количество заданий, активизируют учеников, делают занятие более динамичным, эмоциональным, интересным и значимым для ученика.
Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.
Организуя работу с детьми, не говорящими или плохо говорящими по-русски, следует помочь их родителям установить более тесные контакты с носителями русского языка с тем, чтобы и вне стен школы эти дети могли общаться со сверстниками, хорошо владеющими русским языком.
Виды заданий на занятиях:
Работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и другие. Списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу - будут основными.
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения:
Диалога, беседы, игры, сюжетных картинок, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.
Учебно – методическое обеспечение дисциплины:
При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
Планируемые результаты.
Реализация программы позволит:
3.Способствовать пониманию и принятию мигрантами культурных ценностей страны, округа.
Календарно – тематическое планирование
№ урок а |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Основное содержание |
|
План. |
Факт. |
|
||
1 |
Введение. Устная и письменная речь. Монолог о себе. |
17.01 |
|
Создание лингвистических проектов |
2 |
Слово. Предложение. Текст. Будем знакомы! |
18.01 |
|
Работа со словарями. Мини-сочинение «Здравствуйте, а вот и я!». |
3 |
Описание картинки. «Моя семья». |
19.01 |
|
Мини-сочинение «Я и моя семья» |
4 |
Развитие речи. «Что такое дружба?» |
20.01 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. |
5 |
Развитие речи. «Что я больше всего люблю делать?» |
24.01 |
|
Составление текста по данному началу. |
6 |
Практикум. Толковый словарь. Значение слова. |
25.01 |
|
Работа со словарем |
7 |
Развитие речи. Время года.4 сезона. Погода. |
26.01 |
|
Работа с тренировочными упражнениями. |
8 |
Развитие речи. Синонимы. «Моё любимое занятие» |
27.01 |
|
Работа с тренировочными упражнениями. |
9 |
Развитие речи. Антонимы. «Зима и лето» |
31.01 |
|
Работа с тренировочными упражнениями. |
10 |
В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости» |
1.02 |
|
Практикум. Работа с карточками- морфемами. Решение ребусов и лингвистических задач. |
11 |
Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. |
2.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Нахождение орфограмм приставок. |
12 |
Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер. |
3.02 |
|
Создание лингвистических проектов |
13 |
Игра «Разложи по порядку». Основа и окончание слова |
7.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Нахождение орфограмм приставок. |
14 |
Развитие речи. Суффикс. Питание. Я за столом. |
8.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Нахождение орфограмм приставок. Тестирование. |
15 |
Развитие речи. Приставка. Игра «Собираем слова». |
9.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Нахождение корней в слове и орфограммы в корнях. |
16 |
Имя существительное – часть речи. Здоровье. Части тела. |
10.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек. |
17 |
Число имён существительных. Слова-названия предметов и лиц. |
14.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Составление опорных схем и карт. |
18 |
Развитие речи. Род имён существительных. Магазин. Я в магазине. |
15.02 |
|
Решение ребусов и лингвистических задач. Составление опорных схем и карт |
19 |
Предлог. «Мои наблюдения. Что я вижу за окном?» |
16.02 |
|
Составление опорных схем и карт. Тестирование. |
20 |
Развитие речи. Имя прилагательное. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
17.02 |
|
Составление опорных схем и карт. Тестирование. |
21 |
Число имён прилагательных. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» |
21.02 |
|
Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых заданий. |
22 |
Развитие речи. Город. Транспорт. |
22.02 |
|
Работа с тренировочными упражнениями. |
23 |
Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
25.02 |
Полезное для учителя
|