К теме: Развитие ориентировки в пространстве у детей средней группы
Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей 4-5 лет
4 - 5 лет Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дети дошкольного возраста испытывают определенные трудности в восприятии пространственных отношений между предметами.
Формирование умения ориентироваться относительно себя
3 этап. В средней группе количество предметов (4-6) и площадь их расположения увеличивается. В каждом направлении расставляется по 2 предмета. Детьми осваивается терминология: впереди-дальше, впереди-ближе, справа-дальше, справа-ближе, и т.п.
Формирование умения ориентироваться относительно других объектов
В средней группе дети учатся не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и познают, что словесное определение пространственного направления зависит от того, как сам ребенок ориентирован в пространстве.
Для этого предлагаются упражнения. Напротив ребенка ставится предмет (например, кукла) и выясняется: где относительно тебя сидит кукла? (впереди). Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос. (Теперь о кукле можно сказать, что она сидит справа). И так продолжается далее, ребенок видит, что кукла не движется, но о ее расположении в пространстве каждый раз говорится по-другому, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ребенок.
У детей формируют умения самостоятельно создавать указанные ситуации. «Встань так, чтобы стол был впереди, а шкаф - сзади; стань так, чтобы дверь была слева, а окно – справа».
У детей формируют умения определять расположение предметов с помощью предлогов: между, за, над, под, среди, посередине и др. (кроме расположения справа, слева).
Для этого используется настольный театр, наглядность, где предметы расположены по-разному, задача решается в рамках занятий по развитию речи, различных видах детской деятельности Сначала воспитатель сам описывает расположение предметов, а затем предлагает это сделать детям.
Формирование умения двигаться в заданном направлении (средняя группа)
Основным методом решения этой программной задачи является игра «Куда пойдешь, что найдешь?». Воспитатель предварительно прячет предметы в одинаковые коробки (или под салфетки). Прячется по 1 предмету в одном или двух противоположных направлениях на небольшом расстоянии от ребенка.
Инструкция: «Слева от тебя спрятана кукла, а справа мишка. Что ты хочешь найти? Куда пойдешь?» Например, налево пойдешь куклу найдешь, направо пойдешь мишку найдешь. Ребенок называет направление, называет, что он там найдет и идет в этом направлении. Совершив действие, ребенок рассказывает, куда ходил и что нашел, может поиграть с игрушкой.
Воспитателю необходимо следить, чтобы ребенок не менял положения тела, не поворачивал корпус в заданном направлении, а выполнял приставные шаги (вправо, влево, вперед, назад) в ходе выполнения инструкции.
Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги)
В двухмерном пространстве – только 2 направления (верх-низ, право-лево.отсутствуют направления: спереди, сзади).
В средней группе дети осваивают пространственные ориентировки: середина – центр листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу.
Детям предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая рука – правая часть.
Виды упражнений:
- раскладывание определенного количества предметов справа (слева, вверху, внизу),
- создание узора на плоскости.
Варианты:
а) воспитатель диктует, какие предметы положить в каком месте;
б) детям дается готовая карточка, и дети описывают ее;
в) дети придумывают узор и описывают его.
Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем (например: вверху от треугольника; внизу всей плоскости)
Вопросы: Что находится вверху (внизу, слева, справа) на листе? Где находится треугольник?
Игры: «Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору),
«Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки).
На занятиях по изодеятельности (аппликации и рисовании) дети создают узоры на плоскости листа (открытка, домик, фартучек).
При формировании представлений о пространстве, умений пространственной ориентировки следует помнить, что в деятельности педагога должен отсутствовать зеркальный показ. Во время выполнения движений с воспитанником в заданном направлении, показа правой и левой сторон листа и т. п. действий взрослый должен занимать такое же пространственное положение, в каком находится ребенок.
Литература
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с
Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Минск : Нац. инт образования, 2019.
Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2016. – 390с.
Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
2