Формирование представлений о времени в средней группе
2. Особенности восприятия времени детьми 4-6 лет
4 - 6 лет Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.
Методика формирования представлений о времени в средней группе
В средней группе представления о частях суток обогащаются сведениями о деятельности взрослых в разные временные отрезки суток, сведениями о явлениях живой и неживой природы в различные части суток (посредством бесед, рассказов, наблюдений, чтения и рассказывания литературных произведений, рассматривания художественных произведений, дидактических картинок, фотографий); усвоением представлений о строгой последовательности частей суток, о целостности суток (без количественной характеристики данной меры времени - 24 часа).
Осмыслению сведений о частях суток и их последовательности способствует организация
деятельности группировки и классификации по признаку «Что бывает утром (днём, вечером, ночью)»,
специальных дидактических игр («Веселые сутки», «Я начну, ты продолжай...» «Дополни сутки», «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.),
введение цветовых моделей частей суток (линейных, круговых)
В моделях — квадратах, кружках — обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, время года).
Линейная модель: кружки или квадраты разного цвета выкладываются слева направо друг за другом.. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их (например: утро, день, вечер, ночь).
Наиболее приемлемой для осознания детьми суток как непрерывного единого целого является круговая модель (круг, разделенный на 4 сектора разного цвета).
Особую сложность для детей средней группы представляет:
освоение представлений о смене трех суток, выраженная словами «вчера», «сегодня, «завтра»,
осознание момента смены суток (ночью), которую реально они не могут увидеть,
относительности понятий «вчера», «сегодня, «завтра» (то, что есть сегодня, завтра уже будет пониматься как вчера),
понятий «было», «есть» и «будет».
В средней группе эта работа только начинается и будет иметь продолжение в старшей группе.
Реализация данной задачи возможна двумя вариантами работы:
постоянное повседневное исправление речи детей, объяснение правильного применения терминов, беседы с ребенком;
Например, — Что было вчера? Какое у нас сегодня занятие? Что будет завтра?
методика, которую можно условно назвать «3 дня». При реализации этой методики в течение года многократно выбираются три последовательно идущих дня, связанных с каким-либо значимым событием в жизни детей, и вокруг этого события (за день до него, во время, после него) планируется целенаправленная работа с использованием слов «завтра», «сегодня», «вчера». Например, в определенный день в группе будет проходить праздник осени. За день до него педагог планирует работу со словом «завтра»: постоянно использует в речи это слово, объясняет, что завтра будет праздник, используя значимость события и его эмоционально сильно окрашенное ожидание, предлагает детям нарисовать, какими они будут завтра, участвовать в украшении группы к завтрашнему дню и т. п. В день проведения праздника педагог максимально часто должен использовать слово «сегодня», подчеркивая, что праздник — сегодня, сегодня ты в роли Царицы Осени, сегодня у нас в группе гости и т. п. На следующий после праздника день планируется работа со словом «вчера» (беседа о том, что было вчера, вспоминание песен, стихов и др., которые пелись, рассказывались вчера на празднике, рисование того, что понравилось вчера на празднике и т. п.).
Данный вариант работы позволяет наполнить личным содержанием, эмоциями, личностным отношением понятия «завтра», «сегодня», «вчера», что будет способствовать их лучшему пониманию.
В средней группе продолжается работа над понятием «год». Представления о порах года расширяются посредством формирования представлений о деятельности взрослых людей в городе, селе, на приусадебных участках, дачах в разные времена года; о характерной одежде людей; о жизни животных зимой, летом, осенью, весной; о характерных явлениях неживой природы в разные поры года.
Данные представления формируются посредством организации наблюдений, бесед, рассказов, рассматривания произведений изобразительного искусства, чтения и рассказывания литературных произведений, просмотра видеозаписей, прослушивания аудиозаписей, организации посильного труда детей в природе, использования метода моделирования (модель года, представленная как круг, разделенный на 4 по-разному окрашенных сектора).
Таким образом, у ребенка наиболее значимой выступает настоящая деятельность, настоящие события, формируется представление и о прошедшем, и о будущем времени. Время становится регулятором жизни воспитанника.
Литература
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с
Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с
Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Минск : Нац. инт образования, 2019.
Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
2