СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 ИСТОРИЯ.ФГОС.РАБОЧАЯ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе авторской программы по всеобщей истории для 5-9 классов. А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2011, история России для 6-9 классов. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание учебного предмета «

Просмотр содержимого документа
«6 ИСТОРИЯ.ФГОС.РАБОЧАЯ»

21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе авторской программы по всеобщей истории для 5-9 классов. А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2011, история России для 6-9 классов. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание учебного предмета «История» изложено в программе в виде двух блоков — «Всеобщая история» и «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени).

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю на изучение курса истории.


Цель изучения курса «История Средних веков»:

— освоение значимости периода феодализма в истории на­
родов Европы, Азии, и России в частности, а также их места
в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:

  • формирование морально-ценностных установок и ори­ентиров национальной и культурной идентификации шести­классников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

  • овладение знаниями о социокультурном развитии наро­дов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эво­люции общественных взглядов);

  • овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, эко­номическом, политическом и духовно-нравственном контексте.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Историческое образование — мировоззренческий инстру­мент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к ми­ровым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основыва­ется на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на со­циализацию учащихся, которая осуществляется в процессе ре­ализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традици­онного процесса обучения в деятельностный, личностно зна­чимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

  • познавательная, развивающая функция, обеспечиваю­щая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

  • практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политическо­го курса, предостерегает от субъективизма;

  • мировоззренческая функция, обеспечивающая форми­рование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

  • Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообра­зие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духов­ного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

  • Структура и содержание программы соответствуют образо­вательному стандарту и принципам развития системы россий­ского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование си­стематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движе­ния. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия че­ловек, личность в истории.

  • Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматри­вается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

  • Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходи­мое внимание и наиболее важным сквозным проблемам раз­вития человеческого общества, и особенностям развития от­дельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включа­ет изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, одна­ко основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцен­тируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

  • Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 6 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса ци­вилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической сре­дой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в кур­се всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

деятелъностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через
активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории
формирование комплекса общеучебных (универсальных, над-
предметных) умений, развитие способностей, различных видов
деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся
основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное за­дание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный под­ход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимо­связи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в их ис­тинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, мно­гогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотре­ние исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипоте­тическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позво­ляет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, со­держание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотива­ции, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания исто­рии обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Отбор учебного материала для содержания программы осу­ществлён с учётом целей и задач изучения истории в основ­ной школе, его места в системе школьного образования, воз­растных потребностей и познавательных возможностей уча­щихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Главная (сквозная) содержательная линия курса — че­ловек в истории. В связи с этим особое внимание уделяет­ся характеристике условии жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине ми­ра, ценностям. Деятельность людей развёртывается в истори­ческом времени и историческом пространстве, а своим ре­зультатом имеет историческое движение. В программе в це­лостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты Данной деятельности:

  • экономическая история России: развитие материально­го производства, эволюция трудовой и хозяйственной дея­тельности, изменение характера экономических отношений;

  • социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

  • политическая история России: зарождение и эволю­ция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены влас­ти, взаимодействия власти и общества на разных этапах раз­вития; основные вехи политической истории;

  • история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конф­ликтов;

социокультурная история России: развитие и важней­шие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования;

принятие, усвоение и творческое развитие традиционных рели­гий народов России; вклад народов России в мировую куль­туру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценност­ных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его на­родов. Он даёт представление об основных этапах историчес­кого пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изуче­нии всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной истори­ческой науке различных подходов и не используются идеоло­гически окрашенные суждения и эпитеты.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести уча­щегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Учебный план для образовательного уч­реждения МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), в 6 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1ч в неделю), в 7 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 8 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 9 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в не­делю).

В соответствии с учебным программа предполагает также обоб­щающие уроки по разделам, курсу (1 ч); повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 2 ч. Однако с учётом реализации творческих, авторских подходов учите­ля, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый «Тематическом планировании» вариант распределения часов, например, за счёт объединения двух параграфов, либо углу­бить изучение отдельной темы.

Предмет «История России» изучается на ступени основ­ного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 194 ч. Из них: 6 класс — 40 учебных часов; 7 класс — 42 учебных часа; 8 класс — 44 учебных часа; 9 класс — 68 учебных часов.

В 6—8 классах на изучение истории отводится 2 ч в не­делю, в 9 классе — 2 (3) ч в неделю (дополнительный час может быть взят из резерва). Курс «История России» реко­мендуется изучать параллельно с курсом «Всеобщая история».

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учеб­ной работы школьников, формированию у них целостных ис­торических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, за историческое прошлое многонацио­нального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлеж­ности, знание культуры своего народа и своего края в контек­сте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому чело­веку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащи­мися основной школы включают:

— способность сознательно организовывать и регулировать
,свою учебную деятельность, осуществлять контроль по ре­зультату и способу действия на уровне произвольного внима­ния, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реали­зации;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (опреде­ление и ограничение понятий, установление причинно-след­ственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнё­ра, формулировать и аргументировать своё мнение, коррект­но отстаивать свою позицию и координировать её с партнё­рами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта ин­тересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории
своего Отечества как единого и неделимого многонациональ­ного государства; развитие у обучающихся стремления внес­ти свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед
человечеством; -

— формирование важнейших культурно-исторических
ориентиров для гражданской, этнической, социальной, куль­турной самоидентификации личности, миропонимания и по­
знания современного общества, его важнейших социальных
ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира
и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения историчес­кого опыта России;

  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликуль­турном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оцени­вать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

  • создание основы для формирования у части школьни­ков интереса к дальнейшему расширению и углублению ис­торических знаний и выбора истории как профильного пред­мета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной де­ятельности. /

Предполагается, что в результате изучения истории Рос­сии в основной школе учащиеся должны овладеть следующи­ми знаниями и умениями:

знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

3) основных Информационных источников по историчес­ким периодам;

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;

умениями: \

  1. извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб-, ник, исторические карты, графики и пр.);

  2. сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

  3. различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

  4. давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  5. на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

  6. определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

  7. применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На изучение блока «Всеобщая история» авторской программой отводится 32 часа, из них взято 28 часов, за счет сокращения часов в темах:

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) – 4 часа.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 4 часа.

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. – 2 часа.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 2 часа.


Один час отдан на вводный урок: Введение. Живое Средневековье.


На изучение блока «История России» авторской программой отводится 40 часов. Раздел резервного времени в количестве 4 часов распределен на следующие темы:


Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в. – 11 часов.

Тема 2. Русь удельная в XII- XIII вв. - 10 часов.

Тема 3. Московская Русь XIV-XVI вв. - 16 часов.

Итоговое повторение – 2 часа.


Несмотря на корректировку часов, все темы, отводимые на изучение курса были сохранены.


ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность тер­мина «Средневековье». Место истории Средних веков в исто­рии человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIbb.)

Древние германцы и Римская империя. Переселение гер­манцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение I шанцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Римский историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила —1 воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов, племён на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI—I VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новые отношений среди франков. Полноправность знати на местам Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни! по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри! как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европей­ских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла, утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франского государства. Образование империи Карла Великого.

Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья, административно-военное управление воссозданной империей Франского короля. Культурная разрозненность и слабость экомических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождением Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах, опальная раздробленность. Укрепление самостоятельности инкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений Франкском государстве. От свободы крестьян к крепости зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

Стадная Европа в IX—XI вв. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его имен. Германия в IX—XI вв. Внешняя опасность как фактор усиление власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Ещё одно восстановление древней Римской Империи — Священная Римская империя. Италия и Германия. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре, историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Огра­ниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых учёный Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Сем! свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры» Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появления светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.] Византия при Юстиниане

Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Римской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евроазийский облик и характер нового государства! Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии! Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступности и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии! Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусства внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян, образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского Царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования |Болгарского государства и его достижения. Великоморавская Держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его под­чинение Германии. Образование Киевской Руси — государства у восточных славян. Появление на карте средневековой Европы и государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Тема 3. Арабы в VI—XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия И арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах —Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — свя­щенная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами.

Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторже­ние арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей боль­шей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения, Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивле­ние арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эми­ра г. Распад халифата.

Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ис­лам. Арабский язык —«латынь Востока». Образование — ин­струмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Амь-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказ­ки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встречь и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Тема 4. Феодалы и крестьяне

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архи­тектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — фео­дальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зави­симые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледель­цев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как ор­ганизация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Совершенство­вание орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии.; Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение peмесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых горо­дов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка но­вого поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры евро­пейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торгов­ли в феодально-раздробленной Европе. Объединения куп­цов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отноше­ний. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой ев­ропейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.

Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и in достаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы Римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы II монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана П. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Отличия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносца­ми государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока нати­ску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой даль­нейших завоеваний крестоносцев. Садах ад-Дин и Третий кре­мовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значения и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От заво­евания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к побе­дам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возоб­новление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предатель­ство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Чёрная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост кре­стьянского недовольства. Жакерия во Франции: её победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и во­енных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизован­ной власти в Французском государстве. Последствия объеди­нения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.Геконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия— мнотоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании, Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврей­кой культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Тема 8. Германия и Италия в XII—XV вв.

Усиление власти князей в Германии. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских кре­стьян. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны. Ослабление внутренних связей между княжествами. От дина­стии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений и авторитета имперской власти. Усиление самостоятельности Германских государств. Территориальные потери и приобрете­ния Священной Римской империи.

Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и италь­янских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневе­ковая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и тбеллины. Борьба светской и духовной властей как условие 1-кладывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии и Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце.

Мучительная казнь Ян Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуостро­ва. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — по­теря былого могущества. Соперничество балканских госу­дарств. Образование государства османов. Начало захват­нической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — сто­лицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв.

Образование и философия. Расширение границ мира сред­невекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Поло. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры, Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Университет как корпорация людей интеллек­туального труда. Устройство университета. Схоластика — религиозная философия. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и доказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Ансельм Кентерберийский. Спор меж­ду церковью и философами. Спор философа-схоласта Пьера Абеляра и его оппонента Бернара Клервоского. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблю­дение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к леген­дарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние ры­царской литературы на развитие светской средневековой куль­туры. Влияние школьного и университетского образования на Формирование городской культуры. Городская литература — литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Лпигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. 1а рождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания и формировании человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхи­мии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование во­пя и ого двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенство техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном пне. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестрое­ния. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие гра­мотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековый Китай. Империя Тан — единое государ­ство. Император — «Сын неба». Население страны — поддан­ные одного господина — императора. Подчинение соседей династии империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными государственных зе­мель. Образование крупных поместий. Усиление позиций фе­одалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недо­вольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опас­ность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Лптимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и

развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеан­ского региона.

Индия. Государства и культура. Географическая и эт­ническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпо­ху Средневековья. Установление феодальных отношений. Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская рели­гия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Ослабление страны. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование само­стоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скуль­птура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Государства и народы доколумбовой Америки. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жиз­ни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изуче­нии природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с ислам­ской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в це­лом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и авто­номия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской куль­туре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.



РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ

(не менее 40 ч)

Что изучает история Отечества. История России —
часть всемирной истории. История региона — часть истории
России. Факторы самобытности российской истории. Истори­ческие источники по истории нашей Родины.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жиз­ни, занятия, социальная организация земледельческих и ко­чевых племён. Верования древних людей. Древние государ­ства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жите­ли лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия. Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных сла­вян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточносла­вянской государственности Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя поли­тика.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятель­ства. Христианство и язычество. Владимир Святославич. Рус­ская православная церковь, Значение принятия христианства.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мо­номаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи.

Социально-экономический и политический строй Древ­ней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народа мости. Основные слои древнерусского населения. Древнеруские города. Развитие ремесла и торговли.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникно­вение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвеще­ние. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Дере­вянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искус­ство. Значение древнерусской культуры в развитии европейс­кой культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бо­яр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и об­раз жизни земледельческого населения.

Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древ­нерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Характер полити­ческой власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. По­следствия раздробления Древнерусского государства.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси. особеннос­ти их географического положения, экономического и соци­ально-политического развития.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскуюземлю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Ге­роическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княже­ства. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Ко­зельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоева­телей и её историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалти­ки. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского вла­дычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княже­ству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфес­сиональная политика литовских князей. Значение присоеди­нения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XIIXIIIвв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые осо­бенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях куль­туры. «Слово о полку Игореве».

Московская Русь в XIV — XV вв.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Поли­тическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Кали­ты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и цер­ковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоот­ношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Кули­ковской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV се­редине XV в. Василий I. Московская усобица второй четвер­ти XV в., её значение для процесса объединения русских зе­мель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образо­вание русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынс­кого владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоедине­ние Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Социально-экономическое и политическое развитие Ру­си в XIVXV вв. Изменения в политическом строе и управ­лении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автоке­фальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосиф­ляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIVXVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культу­ры в XIV — начале XVI в. Расцвет культуры Руси после Ку­ликовской битвы. Москва — центр складывающейся культу­ры великорусской народности. Отражение в литературе поли­тических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За­домщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная ли­тература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Раз­витие зодчества (главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Феофан Грек. Нацио­нальная школа живописи. Андрей Рублёв.

Московское государство в XVI в.

Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание Ива­на IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.

Внешняя политика и международные связи Московско­го царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набе­гами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотно­шения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многона­циональный характер.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в на­чале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполи­тического курса. Сущность, причины и цели опричной поли­тики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Лик­видация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ли­вонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт в XVI в. Особенности российской куль­туры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Раз­витие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдо­ров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домо­строй».

Россия на рубеже XVI—XVII вв.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годуно­ва. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцаре­ние Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лже­дмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Шве­ции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польс­ких и шведских интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государствен­ности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царст­вования династии Романовых.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Авторская

Рабочая


1

Введение. Живое Средневековье.

-

1

Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам

2

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

5

4

Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён, описывать образ жизни. Объяснять значение понятий,

Систематизировать материал в виде схемы «Управление государством франков. Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига. Описывать устройство христианской церкви в виде схемы.

Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Объяснять значение понятий, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. систематизировать материал в виде схемы «Феодальная лестница»

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья.

3

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

3

3

Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности Юстиниана

Составлять описание средневековых памятников.

Показывать на карте славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян. Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.

4

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

2

2

Показывать на карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата, объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата, сравнивать религиозные представления христиан и мусульман

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Рассказывать о научных областях, ученых.

5

Тема 4.Феодалы и крестьяне

2

2

Описывать образ жизни рыцарства на основе текста и иллюстративного материала учебника, раскрывать особенности рыцарской культуры

Характеризовать основные признаки феодального общества, описывать занятия и образ жизни крестьян

6

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

2

Называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов, анализировать фрагмент исторического документа.

Объяснять, почему года стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

7

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

2

2

Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать материал в виде схемы.

Показывать на карте направления Крестовых походов. Называть участников религиозных движений. Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах, сравнивать их цели.

8

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

4

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньеров, укрепление центральной власти короля.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны. Готовности сторон, основных этапах.

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты.

9

Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв.

2

2

Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных ее частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.

10

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

2

Характеризовать Чехию в XIV в. рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию. Государство османов и другие страны. Указывать причины усиления османов.

11

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.

4

2

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество».

Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятия: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Сопоставлять представления о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.

12

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

4

2

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстания Красных повязок.

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столицы, состав населения, религия, управление.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений.


Итого

34

28


13

Введение.

1

1

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источниках.

14

Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.

10

11

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

15

Тема 2. Русь удельная в XII- XIII вв.

9

10

Показывать на карте крупнейшие русские земли периода раздробленности. Называть причины раздробленности, излагать суждения о положительных и отрицательных её последствиях

Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров, выявлять особенности политического развития каждой земли.

Показывать на карте направления походов монголо-татар, описывать их образ жизни и военную организацию. Раскрыть историческое значение борьбы русского народа против завоевателей. Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости.

Показывать на карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждение о деятельности Александра Невского.

Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Раскрывать экономические и политические последствия ига для Руси

Знать о судьбе Русских земель в составе Великого княжества Литовского.

Составлять описание памятников русской культуры, раскрывать её особенности, выявлять влияние ордынского владычества.

Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем

16

Тема 3. Московская Русь XIV-XVI вв.

15

16

Давать определение понятий, показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны.

Раскрывать роль церкви в объединении страны

Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период.

Показывать на карте процесс завершения объединения русских земель. Раскрыть историческое значение свержения ига, систематизировать материал в виде схемы.

Систематизировать материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Раскрывать роль православной церкви в создании единого государства. Определять причины противоречий церковной и светской власти.

Сравнивать систему правления государством при Иване 3 и Иване 4, характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Показывать на карте направления походов Ивана Грозного. Рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.

Называть существенные черты политического устройства при Иване Грозном.

Раскрывать причины падения Избранной Рады и введения опричнины. , выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания.

Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры.Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете.Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем

17

Итоговое повторение и обобщение.

1

2

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древних времен до конца XVI в. Выполнять тестовые контрольные задания.

18

Резерв

4

-


19

Итого

40

40


20

Итого:

74 часа

68 часов









ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Список основной литературы:

  1. Е.В. Агибалова Г.М. Донской История средних веков М. «Просвещение» 2013 г.

  2. О.В. Арасланова К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс М. «ВАКО» 2012 г.

  3. А.В. Биберина Тестовые задания по истории средних веков 6 класс. М. «Творческий центр» «Сфера» 2012 г.

  4. А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в. М. «Просвещение» 2013 г.

  5. М.Н. Назаренко Поурочные планы по истории России 6 класс Волгоград 2012 г.

  6. Е.В. Симонова Тесты по истории России к учебнику А.А. Данилов Л.Г. Косулина

  7. История России с древнейших времен до конца XVI в М. «Экзамен» 2012 г.

Список дополнительной литературы:

1. Балязин В. ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века» Первое сентября; М., 2007

2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.

3. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Интерактивная доска

Электронные пособия:


  1. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  2. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008

  3. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».


Ресурсы Интернет


  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Сайты учителей истории и обществознания:


1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича  предназначен для учителей истории и права.

2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны. 

3.http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

4.http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.

5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.

6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт  учителя истории Бочарова А.Ю. 

7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. 

8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.

9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 




Требования к уровню подготовки учащихся


к концу 6 класса

  • Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории

  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.

  • Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

  • При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла СОШ № 8

от ___________ 20__ года № 1

___________ ________ подпись руководителя МО Ф.И.О.






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ ______

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года