№ п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата проведения уроков | Использование наглядного и учебного оборудования | Основные виды учебной деятельности |
план | факт | план | факт | |
1 | 1 | Введение. Живое Средневековье. (1 час) | 01-05.09 | | 01-05.09 | | схема, технические средства обучения, рабочая тетрадь, атлас | Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам |
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). (4 часа) | |
2 | 1 | Древние германцы и Римская империя. | 01-05.09 | | 01-05.09 | | карта, технические средства обучения, рабочая тетрадь, атлас | Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён, описывать образ жизни. Объяснять значение понятий, |
3 | 2 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 08-12.09 | | 08-12.09 | | карта, технические средства обучения, рабочая тетрадь, атлас | Систематизировать материал в виде схемы «Управление государством франков. Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига. Описывать устройство христианской церкви в виде схемы. |
4 | 3 | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. Феодальная раздробленность. | 08-12.09 | | 08-12.09 | | презентация, контурная карта, атлас | Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Объяснять значение понятий, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. систематизировать материал в виде схемы «Феодальная лестница» |
5 | 4 | Западная Европа в IX-XIвв. Культура Западной Европы и раннего Средневековья. | 15-19.09 | | 15-19.09 | | схема, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья. |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 часа) | |
6 | 1 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 15-19.09 | | 15-19.09 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности Юстиниана |
7 | 2 | Культура Византии. | 22-26.09 | | 22-26.09 | | карта, презентация, плакаты по теме | Составлять описание средневековых памятников. |
8 | 3 | Образование славянских государств. | 22-26.09 | | 22-26.09 | | презентация, мультимедийный проектор, видео фрагмент «образование государств» | Показывать на карте славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян. Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия. |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв.(2 часа) | |
9 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 29.09.-03.10 | | 29.09.-03.10 | | карта, таблица, презентация | Показывать на карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата, объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата, сравнивать религиозные представления христиан и мусульман |
10 | 2 | Культура стран Халифата. | 29.09.-03.10 | | 29.09.-03.10 | | карта, презентация | Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Рассказывать о научных областях, ученых. |
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа) | |
11 | 1 | В рыцарском замке. | 06-10.10 | | 06-10.10 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Описывать образ жизни рыцарства на основе текста и иллюстративного материала учебника, раскрывать особенности рыцарской культуры |
12 | 2 | Средневековая деревня и её обитатели. | 06-10.10 | | 06-10.10 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Характеризовать основные признаки феодального общества, описывать занятия и образ жизни крестьян |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа) | |
13 | 1 | Формирование средневековых городов. | 13-17.10 | | 13-17.10 | | плакат презентация, рабочая тетрадь | Называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов, анализировать фрагмент исторического документа. |
14 | 2 | Горожане и их образ жизни. | 13-17.10 | | 13-17.10 | | схема, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Объяснять, почему года стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 часа) | |
15 | 1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 20-24.10 | | 20-24.10 | | схема, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать материал в виде схемы. |
16 | 2 | Крестовые походы. | 20-24.10 | | 20-24.10 | | карта, мультимедийный проектор | Показывать на карте направления Крестовых походов. Называть участников религиозных движений. Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах, сравнивать их цели. |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (4 часа) | |
17 | 1 | Как происходило объединение Франции. | 27-31.10 | | 27-31.10 | | таблица, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньеров, укрепление центральной власти короля. |
18 | 2 | Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война | 27-31.10 | | 27-31.10 | | схема, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. |
19 | 3 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV вв. во Франции и в Англии. | 10-11.11 | | 10-11.11 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны. Готовности сторон, основных этапах. |
20 | 4 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 10-11.11 | | 10-11.11 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. |
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. (2 часа) | |
21 | 1 | Усиление власти князей в Германии. | 17-21.11 | | 17-21.11 | | таблица, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных ее частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. |
22 | 2 | Расцвет итальянских городов. | 17-21.11 | | 17-21.11 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. |
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа) | |
23 | 1 | Гуситское движение в Чехии. | 24-28.11 | | 24-28.11 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Характеризовать Чехию в XIV в. рассказывать об отношении общества к католической церкви. |
24 | 2 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 24-28.11 | | 24-28.11 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию. Государство османов и другие страны. Указывать причины усиления османов. |
Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 часа) | |
25 | 1 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | 01-05.12 | | 01-05.12 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». |
26 | 2 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 01-05.12 | | 01-05.12 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятия: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Сопоставлять представления о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. |
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа) | |
27 | 1 | Средневековый Китай. Индия. Государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. | 08-12.12 | | 08-12.12 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстания Красных повязок. |
28 | 2 | Африка. Наследие Средних веков в истории человечества. | 08-12.12 | | 08-12.12 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столицы, состав населения, религия, управление. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. |
29 | 1 | Предмет отечественной истории. (1 час) | 15-19.12 | | 15-19.12 | | презентация | Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источниках. |
Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в (11 часов) |
30 | 1 | Древнейшие народы на территории России. | 15-19.12 | | 15-19.12 | | карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. |
31 | 2 | Восточные славяне. | 22-26.12 | | 22-26.12 | | схема, карта, презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. |
32 | 3 | Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. | 22-26.12 | | 22-26.12 | | таблица, презентация | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. |
33 | 4 | Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. | 12-16.01 | | 12-16.01 | | таблица, презентация | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. |
34 | 5 | Первые киевские князья. | 12-16.01 | | 12-16.01 | | презентация, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта | Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. |
35 | 6 | Владимир Святославович. Принятие христианства. | 19-23.01 | | 19-23.01 | | презентация, рабочая тетрадь | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича. |
36 | 7 | Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. | 19-23.01 | | 19-23.01 | | тесты презентация, рабочая тетрадь | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. |
37 | 8 | Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. | 26-30.01 | | 26-30.01 | | тесты презентация, рабочая тетрадь | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. |
38 | 9 | Культура Древней Руси. | 26-30.01 | | 26-30.01 | | тесты презентация, рабочая тетрадь | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. |
39 | 10 | Быт и нравы Древней Руси. | 02-06.02 | | 02-06.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. |
40 | 11 | Повторение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» | 02-06.02 | | 02-06.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Систематизировать исторический материал о Древней Руси. |
Тема 2. Русь удельная в XII- XIII вв. (10 часов) |
41 | 1 | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. | 09-13.02 | | 09-13.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Показывать на карте крупнейшие русские земли периода раздробленности. Называть причины раздробленности, излагать суждения о положительных и отрицательных её последствиях |
42 | 2 | Характер политической власти в период раздробленности. | 09-13.02 | | 09-13.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров, выявлять особенности политического развития каждой земли. |
43 | 3 | Владимиро – Суздальское княжество. | 16-20.02 | | 16-20.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров, выявлять особенности политического развития каждой земли. |
44 | 4 | Новгородская земля и Галицко – Волынское княжество. | 16-20.02 | | 16-20.02 | | презентация, рабочая тетрадь | Показывать на карте направления походов монголо-татар, описывать их образ жизни и военную организацию. Раскрыть историческое значение борьбы русского народа против завоевателей. Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости. |
45 | 5 | Нашествие с Востока. | 23-27.02 | | 23-27.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Показывать на карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждение о деятельности Александра Невского. |
46 | 6 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 23-27.02 | | 23-27.02 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Раскрывать экономические и политические последствия ига для Руси |
47 | 7 | Русь и Золотая Орда. | 02-06.03 | | 02-06.03 | | презентация, рабочая тетрадь | Знать о судьбе Русских земель в составе Великого княжества Литовского. |
48 | 8 | Русь и Литва | 02-06.03 | | 02-06.03 | | презентация, рабочая тетрадь | Знать о судьбе Русских земель в составе Великого княжества Литовского. |
49 | 9 | Культура русских земель в XII-XIII вв. | 09-13.03 | | 09-13.03 | | презентация, рабочая тетрадь | Составлять описание памятников русской культуры, раскрывать её особенности, выявлять влияние ордынского владычества. |
50 | 10 | Повторение и контроль по теме «Русь Удельная в XII – XIII вв.» | 09-13.03 | | 09-13.03 | | Тестирование, составление схемы | Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем |
Тема 3. Московская Русь XIV-XVI вв.(16 часов) |
51 | 1 | Предпосылки объединения русских земель. | 16-20.03 | | 16-20.03 | | карта | Давать определение понятий, показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. |
52 | 2 | Усиление Московского княжества. | 16-20.03 | | 16-20.03 | | презентация, рабочая тетрадь | Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны. |
53 | 3 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 30.03 – 03.04 | | 30.03 – 03.04 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Раскрывать роль церкви в объединении страны |
54 | 4 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV вв. | 30.03 – 03.04 | | 30.03 – 03.04 | | презентация, рабочая тетрадь | Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. |
55 | 5 | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. | 06-10.04 | | 06-10.04 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Показывать на карте процесс завершения объединения русских земель. Раскрыть историческое значение свержения ига, систематизировать материал в виде схемы. |
56 | 6 | Московское государство в конце XV- начале XVI вв. | 06-10.04 | | 06-10.04 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Систематизировать материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. |
57 | 7 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. | 13-17.04 | | 13-17.04 | | презентация, рабочая тетрадь | Раскрывать роль православной церкви в создании единого государства. Определять причины противоречий церковной и светской власти. |
58 | 8 | Боярское правление. | 13-17.04 | | 13-17.04 | | презентация, рабочая тетрадь | Сравнивать систему правления государством при Иване 3 и Иване 4, |
59 | 9 | Избранная рада. Реформы центрального и местного управления. | 20-24.04 | | 20-24.04 | | презентация, рабочая тетрадь | характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. |
60 | 10 | Внешняя политика Ивана IV. | 20-24.04 | | 20-24.04 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Показывать на карте направления походов Ивана Грозного. Рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. |
61 | 11 | Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Опричнина. | 22.04 – 01.05 | | 22.04 – 01.05 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Называть существенные черты политического устройства при Иване Грозном. |
62 | 12 | Итоги царствования Ивана Грозного. | 22.04 – 01.05 | | 22.04 – 01.05 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Раскрывать причины падения Избранной Рады и введения опричнины. , выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России |
63 | 13 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв. | 04-08.05 | | 04-08.05 | | презентация, рабочая тетрадь | Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания. |
64 | 14 | Архитектура и живопись XIV-XVI вв. | 04-08.05 | | 04-08.05 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры. |
65 | 15 | Быт и нравы XV-XVI вв. | 11-15.05 | | 11-15.05 | | карта презентация, рабочая тетрадь | Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете. |
66 | 16 | Повторение и контроль по теме «Московская Русь XIV-XVI вв.» | 11-15.05 | | 11-15.05 | | презентация, рабочая тетрадь | Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем |
| | Итоговое повторение и обобщение | 2 | | | | | |
67 | 1 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Древняя Русь с VIII-XII вв.» | 18-22.05 | | 18-22.05 | | презентация, рабочая тетрадь | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древних времен до конца XVI в. Выполнять тестовые контрольные задания. |
68 | 2 | Итоговое повторение и обобщение по теме «Древняя Русь в XIII-XVI вв.» | 18-22.05 | | 18-22.05 | | презентация, рабочая тетрадь | Выполнять тестовые контрольные задания. |
| | Итого: 68 часов | | | | | | |