Просмотр содержимого документа
«6 кл ист казахстанаааааааааааааааааа»
Сборник заданий формативного оценивания
История Казахстана
класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.
СОДЕРЖАНИЕ
І четверть 4
Раздел «Казахстан в VI – IX веках» 4
ІІ четверть 13
Раздел: Казахстан в X – начале XІІІ веков 13
ІІІ четверть 23
Раздел: Казахстан в XIII – первой половине XV вв. 23
Раздел: Формирование казахского народа 33
Раздел: Образование единого Казахского государства 34
ІY четверть 37
Раздел: Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках 37
Раздел: Экономика и культура XVI – XVII веков 46
I четверть Раздел «Казахстан в VI – IX веках»
Тема | Раннесредневековые государства на территории Казахстана |
Цель обучения | 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните таблицу. Название каганата | Хронология | Территория | Столица | Этнический состав | Тюркский | | | | | Западно-Тюркский | | | | | Восточно-Тюркский | | | | | Тюргешский | | | | | Определите взаимосвязь между этими государствами ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся называет хронологию существования государств; называет территории расположения государств; называет столицы государств; называет этнический состав государств; определяет взаимосвязь между государствами. |
Тема | Раннесредневековые государства на территории Казахстана |
Цель обучения | 6.2.1.3 Использовать понятие «Страна Великой степи» при описании преемственности исторических событий и процессов |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Раскройте значение понятия «Страна Великой степи». Сравните карты Древнего Казахстана и Казахстана в Средние века. Опишите изменения. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся объясняет значение понятия «Страна Великой степи»; определяет изменения в территории; определяет объединение племен в единое государство в средние века. |
Тема | Письменность древних тюрков |
Цель обучения | 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Обозначьте на контурной карте тюркские государства в VI-IX веках, указывая названия соседних государств Назовите современные государства, на территории которых располагался Восточно-Тюркский каганат. Определите и назовите государство, с которым вел непосредственные взаимоотношения Восточно-Тюркский каганат. |
Дескрипторы | Обучающийся обозначает на контурной карте границы Восточно-Тюркского каганата, указывая названия соседних государств; называет современные государства, на территории которых располагался Восточно-Тюркский каганат; определяет государство, с которым вел тесные взаимоотношения Восточно-Тюркский каганат. |
Тема | Письменность древних тюрков |
Цель обучения | 6.2.3.1 Объяснять значение древнетюркской письменности |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитайте отрывок перевода текста памятника древнетюркской письменности (Памятник Культегина. Малая надпись) и ответьте на вопросы. Тенгри рожденный – Я, тюркский каган, В Тенгрии существующий – Я, мудрый каган, В мире изменчивом, Возвышен Судьбой, Воссел по Закону – На Трон кочевой! Когда наверху Небо-Тенгри, А внизу бурая Земля возникли в Вечности – Сотворены были меж ними Сыны человеческие… Предки мои Бумын, Истеми - По милости Тенгри каганами стали, Тюрков народ и Закон тюркский - Они сохраняли, Они возвышали! | Со всех сторон были враги, В походах великих мы их покорили, Народам простым – Мир подарили! Головы имеющих – Заставили склониться, Колени имеющих – Заставили преклониться! Вперед – до Хингана, Назад – до Железных Ворот, Мы расселили Могучий народ! И пределов величья не зная, Свободный народ Тюрков Небесных Царственно кочевал В кочевьях беспечных! Эти каганы были мудры, Эти каганы были велики, И Вечное Небо хранит – Их светлые лики! | Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте? Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста? |
Дескрипторы | Обучающийся выделяет сведения об истории тюркского каганата из отрывка памятника древнетюркской письменности; выделяет сведения о религии тюрков из отрывка памятника древнетюркской письменности. |
Тема | Атлахская битва |
Цель обучения | 6.3.2.3 Анализировать историческое значение Атлахской битвы |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Задание Заполните таблицу. Какое историческое значение Атлахской битвы в имело в судьбе арабов и китайцев? |
Дескрипторы | Обучающийся анализирует историческое значение Атлахской битвы для арабов; анализирует историческое значение Атлахской битвы для китайцев. |
Тема | Атлахская битва |
Цель обучения | 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Используя иллюстрации, опишите вооружение воинов-кочевников. |
Дескрипторы | Обучающийся описывает использования конницы на войне у тюрков; описывает использование лука и стрел на войне у тюрков; описывает общее военное снаряжение у тюрков (доспехи, холодное оружие). |
Тема | Огузское государство |
Цель обучения | 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Используя карту, опишите геополитическое положение государства огузов. Назовите современные государства, на территории которых располагалось государство огузов. |
Дескрипторы | Обучающийся называет территории, входившие в состав государство Огузов; называет современные государства, на территории которых располагалось государство Огузов. |
Тема | Кимакский каганат |
Цель обучения | 6.4.2.1 Определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Раскрасьте на карте районы развития городской культуры. |
Дескрипторы | Обучающийся указывает на карте территорию южного Казахстана как один из районов развития городской культуры; указывает на карте территорию юго-западного Семиречья как один из районов развития городской культуры; указывает на карте территорию юго-восточного Семиречья как один из районов развития городской культуры. |
Тема | Начало формирование тюркского мира |
Цель обучения | 6.3.2.1 Объяснять миграционные процессы тюркоязычных племен, определяя взаимосвязь между историческими событиями |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Используя карту, опишите процесс миграции тюркских племен. |
Дескрипторы | Обучающийся |
II четверть Раздел: Казахстан в X – начале XІІІ веков
Тема | Политические процессы на территории Казахстана в X – начале XІІІ веков |
Цель обучения | 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Обозначьте на контурной карте границы тюркских государств на территории Казахстана в период X–XIII вв. с указанием их названий. |
Дескрипторы | Обучающийся указывает на карте государства карлуков и огузов; указывает на карте государства караханидов и каракитаев; обозначает на карте границы государств карлуков и огузов; обозначает на карте границы государств караханидов и каракитаев. |
Тема | Государство Караханидов |
Цель обучения | 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет политического положение Караханидского государства Показывает по карте местоположение Караханидского государства |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Задание Используя карту, назовите на территории каких современных государств располагалось государство Караханидов? Какие регионы входили в состав государства? |
Дескрипторы | Обучающийся определяет регионы, входившие в состав государства караханидов; указывает территории современных государств, на территории которых существовало государство караханидов. |
Тема | Найманы, кереиты и жалаиры |
Цель обучения | 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся найманов, кереитов и жалаиров Использует карту для определения места пребывания найманов, кереитов и жалаиров |
Уровень мыслительных Навыков | Применение |
Задания 1. Соотнесите название племени с его описанием. 1.Найманы | А. Ставкой государства была местность Битобе на востоке от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. Государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. | 2.Кереиты | В. Обитали по рекам Хилок и Селенга, а точнее, в верховьях Орхона, впадающего в Селенгу. О существовании этого племени как самостоятельного государственного образования скупо упоминается лишь в монгольских летописях. | 3.Жалаиры | С. Этот союз состоял из восьми племён населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Государство достигло своего расцвета при хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления население стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь. | |
2. Используя карту, опишите территорию проживания найманов, кереитов и жалаиров. |
|
Дескрипторы | Обучающийся указывает название регионов проживания найманов, кереитов и жалаиров; демонстрирует знание общих сведений о жалаирах; демонстрирует знание общих сведений о кереитах; демонстрирует знание общих сведений о найманах. |
Тема | Кыпчакское ханство |
Цель обучения | 6.2.1.3 Использовать понятие «Великая степь» для описании преемственности исторических событий и процессов |
Критерий оценивания | Обучающийся преемственности исторических событий и процессов |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Объясните значение понятий. Тюркизированные племена __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Тарханы ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Беки ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Великая степь ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся − объясняет значение понятия «тюркизированные племена»; − объясняет значение понятия «тарханы»; − объясняет значение понятия «беки»; − объясняет значение понятий «Великая степь». |
Тема | Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана |
Цель обучения | 6.4.2.1 Определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Покажите составные части средневекового города на рисунке и дайте им названия. наиболее укрепленная центральная часть города, где размещалась резиденция влиятельной особы окруженная стеной территория города, в которой размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители торгово-ремесленные предместья Какова роль городов в развитии Великого шелкового пути? __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся демонстрирует знание понятия «цитадель» как составного элемента структуры средневекового города на территории Казахстана; демонстрирует знание понятия «шахристан» как составного элемента структуры средневекового города на территории Казахстана; демонстрирует знание понятия «рабад» как составного элемента структуры средневекового города на территории Казахстана; делает вывод, показывая значение городов для развития Великого шелкового пути |
Тема | Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана |
Цель обучения | 6.4.1.1 Выявлять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлым населением |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных Навыков | Применение |
Задание Распределите товары Великого шелкового пути по регионам в таблице и на карте. Используя карту, объясните, как происходил торговый обмен между странами. Ковры, арбузы, дыни, персики, рис, мед, фарфор, хлопчатобумажные ткани, кожа и меха, кони. Китай | Центральная Азия | Европа | | | | |
Дескрипторы | Обучающийся объясняет процесс торговли, используя карту Великого шелкового пути; называет регионы производства соответствующих товаров; показывает на карте регионы производства соответствующих товаров. |
Тема | Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана |
Цель обучения | 6.2.2.2 Объяснять особенности средневековых архитектурных памятников |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Соотнесите название памятников архитектуры с их изображениями. Мавзолей Карахана, Мавзолей Ибрагим-Ата, Мавзолей Айша-биби, Мавзолей Арыстан-Баб. |
Дескрипторы | Обучающийся − определяет мавзолей Карахана по иллюстрации; − определяет мавзолей Айша-биби по иллюстрации; − определяет мавзолей Ибрагим-Ата по иллюстрации; − определяет мавзолей Арыстан-Баб по иллюстрации. |
Тема | Материальная и духовная культура тюрков |
Цель обучения | 6.2.2.2 Объяснять особенности средневековых архитектурных памятников |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Дайте определения следующим терминам. Мавзолей ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Мечеть ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Суфа ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Тандыр ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Ташнау ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся − объясняет значение понятия «мавзолей»; − объясняет значение понятия «мечеть»; − объясняет значение понятия «Cуфа»; − объясняет значение понятия «Тандыр»; − объясняет значение понятия «Ташнау». |
III четверть
Раздел: Казахстан в XIII – первой половине XV веках.
Тема | Образование монгольской империи |
Цель обучения | 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Используя иллюстрации, опишите вооружение монголов. Заполните содержание схем. | Главные силы | | | | | | Тумен (десять тысяч) | | | | | |
Дескрипторы | Обучающийся описывает вооружение и военную технику монголов; описывает военную структуру монгольского войска, используя схему; описывает организацию монгольского войска, используя схему. |
Тема | Образование монгольской империи |
Цель обучения | 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII–XV веках, используя карту |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Используя карту, укажите исконную территорию монгольских племен, направления походов, также завоеванные ими территории. |
Дескрипторы | Обучающийся − описывает географическое положение монголов к 1206 году; − называет территории, завоеванные монголами в годы правления Чингисхана; − указывает направления походов монгольских войск после смерти Чингисхана. |
Тема | Монгольские завоевания в Казахстане |
Цель обучения | 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах ХІІІ –ХY веках, используя карты |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Отметьте на карте улусы Джучи, Чагатая, Угедея и Тулуей |
Дескрипторы | Обучающийся − отмечает на карте улус Джучи; − отмечает на карте улус Чагатая; − отмечает на карте улус Угедея; − отмечает на карте улус Тулуей |
Тема | Последствия монгольского завоевания |
Цель обучения | 6.3.1.8 Определять особенности системы управления государств на территории Казахстана |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Заполните пропуски в схеме «система управления в Золотой Орде», используя слова для справок. Слова для справок: визири, беки, даруги, баскаки, малики, командующие туменами, тысячами, сотнями, десятками. |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает основные элементы военной власти в системе управления в Золотой Орде; −указывает основные элементы гражданской власти в системе управления в Золотой Орде. |
Тема | Образование улусов на территории Казахстана |
Цель обучения | 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту |
Критерий оценивания | Обучающийся Называет политическое положение государств возникших на территории Евразии при распаде Монгольских государств |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Укажите на контурной карте границы территорий следующих государств: Ак Орда, Ногайская Орда, Могулистан. |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает на карте границы Ак-Орды; − указывает на карте границы Ногайской орды; − указывает на карте границы Могулистана. |
Тема | Ак Орда |
Цель обучения | 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв. используя карту |
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет государства XIII-XV вв., используя карту, объяснять политические процессы |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Отметьте на контурной карте границы государства Ак Орды. |
Дескрипторы | Обучающийся − отмечает Ак Орду на контурной карте; − показывает границы Ак Орды на контурной карте. |
Тема | Ак Орда |
Цель обучения | 6.1.1.2 Определять этносоциальную структуру государств XIII-XV вв. |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Заполните схему «Этнический состав Ак Орды». |
Дескрипторы | Обучающийся называет народы, входившие в состав населения Ак Орды. |
Тема | Ак Орда |
Цель обучения | 6.3.2.5 Объяснять внешнюю политику государств, образованных в XIII – XV вв. на территории Казахстана, определяя взаимосвязи между историческими событиями |
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет внешнеполитическое положение Ак Орды, определяя взаимосвязь исторических событий |
Уровень мыслительных навыков | |
Задание Составьте схему «Внешняя политика Ак Орды». В рамках напишите названия государств, с которыми взаимодействовали (воевали) правители Ак Орды; Над стрелками напишите даты и результаты военных столкновений; Определите главное, на ваш взгляд, направление внешней политики Ак Орды. |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает направление внешней политики Ак Орды; − указывает хронологию и результаты военных столкновений; − анализирует внешнюю политику Ак Орды, определяя главное направление. |
Тема | Культура Казахстана в XIII–XV веках |
Цель обучения | 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов, как исторических источников |
Критерий оценивания | Обучающийся Показывает значимость средневековых Исторических произведений как исторических источников |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Заполните таблицу, указав соответствующие названия произведений различных направлений фольклора. Легенды и мифы | Сказки | Поэмы и сказания | Кюи | | | | | «Камбар-батыр», «Сказание о Солнце» («Күннің баяны »), «Ескендир», «Ер Саин», «Полярная звезда и Большая медведица» («Темірқазық пен Жетіқарақшы»), «Ер Тостик», «Куламерген- Жоямерген», «Едиге» |
Дескрипторы | Обучающийся указывает примеры названий легенд и мифов; указывает примеры названий сказок; указывает примеры названий поэм и сказаний; указывает примеры названий кюев. |
Раздел: Формирование казахского народа
Тема | Завершение процесса формирования казахского народа |
Цель обучения | 6.1.1.3 Определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья |
Критерий оценивания | Обучающийся Выявляет взаимосвязь древних и средневековых племен в процессе возникновения казахского народа как этноса |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Расставьте в правильной хронологической последовательности периоды развития (эволюции) различных этнических групп на территории Казахстана и Средней Азии. А) наблюдается новая перегруппировка народов, выделяются ногайцы, переселившиеся на Северный Кавказ, узбеки, ушедшие в Туркестан и казахи, оставшиеся в степях Казахстана | В) народы в степях Азии, в том числе и на территории нынешнего Казахстана, объединены на определенной, еще низкой ступени общественного развития. Для этого периода характерна крайняя неустойчивость и неопределенность национальных границ, их постоянное смешивание и исчезновение. | С) происходит разобщение западных и восточных степей. Появляются новые различия в территории, экономике и языке, а отсюда - новая группировка народов | |
Дескрипторы | Обучающийся − расставляет в хронологической последовательности периоды развития (эволюции) различных этнических групп на территории Казахстана и Средней Азии. |
Раздел: Образование единого Казахского государства
Тема | Образование Казахского ханства |
Цель обучения | 6.2.3.4 Объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди» |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответ на вопросы: это время около 870 г. хиджры Абулхайр хан владычествовал в Дешт-и Кипчаке. Султанам джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них - Жанибек и Керей-хан бежали в Могулистан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо и отвел им край Чу и Кози-баши который составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абулхайр хана улус узбекский пришел в расстройство: начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Керей хану и Жанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч: звать их стали узбеками-казахами. |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает название исторического источника об образовании казахского ханства; − называет автора «Тарихи Рашиди». |
Тема | Образование Казахского ханства |
Цель обучения | 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении государства |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Заполните таблицу Исторические личности | События и факты, связанные с личностью | Керей | | Жанибек | | |
Дескрипторы | Обучающийся |
Тема | Образование Казахского ханства |
Цель обучения | 6.2.1.3 Использовать понятие «Великая степь» для описании преемственности исторических событий и процессов |
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет понятие «Страна Великой степи» при описании преемственности исторических событий и процессов |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните схему, показав значение образования Казахского ханства. |
Дескрипторы | Обучающийся определяет политическое значение образования Казахского ханства; определяет социально-экономическое значение образования Казахского ханства; определяет культурное значение образования Казахского ханства. |
IY четверть Раздел: Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках
Тема | Усиление Казахского ханства при Касым хане |
Цель обучения | 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении государства |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Определите события, относящиеся к внутренней и внешней политики хана Касыма. Внутренняя политика хана Касыма | Исторические события | Внешняя политика хана Касыма | | 1. Создание свода законов, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма») | | 2. Борьба хана Касыма за присоединение присырдарьинских городов к казахскому ханству | 3. Укрепление армии, создание 300 тысячного конного войска | 4. Включение в состав казахского ханства части территории Семиречья | 5. Победа султана Касыма над Бурундук-ханом | 6. Переход под покровительство хана Касыма части племен, населявших Ногайскую Орду | |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает исторические события и факты внешней политики хана Касыма; − указывает исторические события и факты внутренней политики хана Касыма. |
Тема | Укрепление южных границ Казахского ханства при Тауекель хане |
Цель обучения | 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении государства |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Приведите соответствие между событиями и датами. 1. Приход к власти Таукель хана 2. Казахские войска во главе с султаном Тауекелем разбили войска Баба – султана и казнили его. 3. Народное восстание в Ташкенте против произвола наместника хана Абдаллаха. 4. Мятеж крупных феодалов в ханстве Абдаллаха. 5. Смерть хана Абдаллаха и его сына, гибель казахского хана Тауекеля. 6. Поход Ермака в Сибирь и разгром сибирского хана Кучума. 7. Восьмидесятилетний Шигай занял трон Казахского ханства. 8. Хан Тауекел разорвал союзнические отношения с узбекским ханом Абдаллахом. 9. Между представителем династии Аштарханидов и казахскими ханами заключён договор о присоединении земель, завоеванных ими, к Казахскому ханству. 10. Бегство хана Кучума в Среднюю Азию, после чего Сибирское ханство попало под власть Российского государства. 11. Захват ханом Тауекелем городов Акши, Искандер, Мунши, Ташкент и Самарканд, 20- дневная осада Бухары. 1582 г | 1598 г. | 1597 – 1598 гг | 1588 г. | 1583 г. | | | | | | |
Дескрипторы | Обучающийся − определяет исторические события 1582 года; − определяет исторические события 1598 года; − определяет исторические события 1597-1598 гг; − определяет исторические события 1588 года; − определяет исторические события 1583 года. |
Тема | Укрепление южных границ Казахского ханства при Тауекель хане |
Цель обучения | 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов |
Критерий оценивания | Обучающийся Анализирует политическое положение Казахского ханства при Тауекель хана Объясняет роль внутренней и внешней политики Тауекель хана в деле укрепления Казахского ханства |
Уровень мыслительных навыков | Применение Навыки высокого порядка |
Задание Заполните схему «Внешняя политика хана Такеля». Укажите значение каждого направления внешнеполитической деятельности хана Таукеля. |
Дескрипторы | Обучающийся − показывает процесс борьбы хана Таукеля с Баба султаном; − показывает отношения хана Таукеля с узбеками; − оценивает итог борьбы хана Таукеля с Баба султаном; − показывает отношения хана Таукеля с русским государством; − показывает роль взаимоотношений хана Таукеля с узбеками; − показывает роль взаимоотношений хана Таукеля с русскими. |
Тема | Укрепление единства Казахского ханства при Есим хане |
Цель обучения | 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Задание Заполните таблицу «Отношения Казахского ханства при хане Есиме с соседними государствами». Отношения с Бухарой | Отношения с Восточным Туркестаном | | | Как Вы считаете, какое направление играло главную роль во внешнеполитической деятельности хана Есима? Ответ аргументируйте. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
Дескрипторы | Обучающийся − показывает отношение хана Есима с Бухарой; − показывает отношение хана Есима с Восточным Туркестаном; − определяет главное направление внешнеполитической деятельности хана Есима. |
Тема | Казахско-джунгарское противостояние при Жангир хане |
Цель обучения | 6.2.2.3. Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Определите верные и неверные утверждения. | Утверждение | «Верно» или «неверно» | 1. | Орбулакская битва состоялась в 1643 году | | 2. | В Орбулакской битве сражались казахское войско и войско китайского императора | | 3. | Командующим казахским войском в Орбулаксой битве был Джангир хан | | 4. | Орбулакское сражение закончилось поражением для казахов | | 5. | В орбулакском сражении казахами было впервые массово применено огнестрельное оружие | | |
Дескрипторы | Обучающийся − определяет верные утверждения; − определяет неверные утверждения. |
Тема | Общественно-правовая система казахов при Тауке хане |
Цель обучения | 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении государства |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Дополните предложения… В целях укрепления центральной власти и ослабления роли султанов хан Тауке в управлении государством стал опираться на____________ Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди», сочинение_______________. Первый курултай трех казахских жузов с целью организации борьбы с джунгарами состоялся близ Каракумов в___________г. В годы правления хана Тауке, при активном участии Толе би, Казыбек би, Айтеке би был разработан________________ В целях укрепления центральной власти хан Тауке особое значение придавал укреплению ханского совета и совета____________ При хане Тауке в казахском государстве исполнительную власть представляли_________________ При хане Тауке все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете_______________ «Жеты-Жаргы» определивший основные принципы правопорядка и государственного устройства в Казахском ханстве был составлен при хане______________ Хан Тауке создает военный союз с кыргызами и каракалпаками перед угрозой нашествия___________. |
Дескрипторы | Обучающийся − указывает исторические события и факты внутренней политики Тауке хана|; − указывает исторические события и факты внешней политики Тауке хана. |
Тема | Общественно-правовая система казахов при Тауке хане |
Цель обучения | 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Задание Заполните Таблицу «Анализ достижений хана Тауке». Было | Стало | Изменилось | Раздробленность Казахского ханства | | | Войны за пастбищные угодья | | | Сбор налогов в пользу удельных ханов, а не великого хана | | | Война ханов за власть. | | | Опустошительные набеги джунгар. | | | Власть ханов без опоры на биев. | | | Вражда с Бухарой | | | |
Дескрипторы | Обучающийся − показывает изменение положения казахского ханства при хане Тауке; − анализирует изменения во внутренней политике казахского ханства при хане Тауке; − определяет изменения во внешней политике казахского ханства при хане Тауке. |
Тема | Социальная структура Казахского ханства |
Цель обучения | 6.1.2.1 Определять роль социальных групп в Казахском ханстве |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задания Укажите верное соответствие в системе управления Казахского ханства. 1. | Аул | А) Рубасы | 2. | Ата – аймак | В) Би | 3. | Род | С) Аксакал | 4. | Арыс | D) Аулбасы | 5. | Улус | Е) Хан | 6. | Жуз | F) Великий хан | 7. | Ханство | G) Султан | Используя примерный шаблон, составьте схему «Функции казахского хана». |
Дескрипторы | Обучающийся − описывает систему управления Казахского ханства; − описывает функции казахского хана. |
Раздел: Экономика и культура XVI – XVII веков
Тема | Духовная культура казахов в XVI – XVII веках |
Цель обучения | 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов, как исторических источников |
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает значимость кюев, легенд, шежире и эпосов, как исторических источников |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Используя шаблон, составьте и заполните схему «Жанры фольклора казахского народа». Под каждым примером покажите его значение. |
Дескрипторы | Обучающийся − называет жанры фольклора казахского народа; − показывает значение кюев как исторических источников; − показывает значение эпосов, поэм как исторических источников; − показывает значение сказок, пословиц и поговорок как исторических источников. . |
Тема | Материальная культура казахов в XVI – XVII веках |
Цель обучения | 6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном искусстве |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задания Используя рисунок, укажите составные части казахской юрты и опишите ее внутреннее убранство ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Используя шаблон, составьте схему «Казахская национальная одежда». |
Дескрипторы | Обучающийся − называет составные части казахской юрты; − описывает внутреннее убранство казахской юрты; − называет примеры казахской национальной одежды, головных уборов, обуви и описывает их. |
Тема | Традиционное хозяйство казахов |
Цель обучения | 6.4.1.2 Определять особенности традиционного хозяйства кочевников |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Заполните схему, показывая значение каждого из пастбищ для кочевого скотоводства казахов. |
Дескрипторы | Обучающийся − показывает особенности и значение весеннего пастбища; − показывает особенности и значение летнего пастбища; − показывает особенности и значение осеннего пастбища; − показывает особенности и значение зимнего пастбища. |
43