СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс_Почвы Крыма (Дистанционное обучение)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Крыму насчитывается более 400 видов почв, а разновидностей — несколько тысяч.

Главные факторы их формирования: условия увлажнения, температурный режим, интен­сивность биологического круговорота.

Просмотр содержимого документа
«6 класс_Почвы Крыма (Дистанционное обучение)»

Тема. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.



Домашнее задание.


Выучить конспект «Почвы Крыма». Ответить письменно на впросы /если тетради сдали на проверку, то на двойном листике. Не забудьте листик подписать/. Презентация на сайте «Мультиурок».

Подготовиться к онлайн тестированию по темам: Реки, озёра, подземные воды Крыма.


Изучение новой темы


Составить таблицу в тетради /если тетради сдали на проверку, то на двойном листике. Не забудьте листик подписать/.


Типы почв Крыма


Тип почвы

Местоположение

Цвет

Содержание гумуса



Почва – верхний плодородный слой земной коры.


Почвы Крыма имеют небольшую мощность (расчленённый рельеф и засушливый климат, бедная растительность).


В Крыму насчитывается более 400 видов почв, а разновидностей — несколько тысяч.

Главные факторы их формирования: условия увлажнения, температурный режим, интен­сивность биологического круговорота.


С


Макросклон – это склон всей горной системы

оответственно этим факторам с севера полуострова к горному Крыму — от засушливых условий к условиям достаточного увлажнения — происходит смена темно-каштановых почв (Присивашье) черноземами южными (равнинный Крым), а затем — предгорными (Предгорье). В горном Крыму распро­странены бурые горно-лесные почвы. На южном макросклоне гор, а также в юго-западной части Предгорья (Севастополь—Бахчисарай) преобладают коричневые почвы.





Эти типы почв можно назвать зональными. Они занимают большие площади, вытянуты полосами. /см. карту «Почвы Крыма»/


Карта «Почвы Крыма»



Темно-каштановые почвы, формирующиеся в условиях засушливого климата, характеризуются темно-серой с бурым оттенком окраской гумусового горизонта. Содержание гумуса в этих почвах невелико — 2—3 %, что связано с малым разнообразием растительности, низкой биомассой, слабым развитием микробиологических процессов, процессов перегнивання.

Р

Гу м у с (от лат. humus — земля, почва) — перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. От содержания и состава гумуса в значительной степени зависит плодородие почв.

асположены в северной части Северо-Крымской низменности и равнин Керченского полуострова.





Черноземы южные, расположенные южнее, в более увлажненных ландшафтах, характеризуются темным оттенком гумусового слоя, содержанием гумуса до 4,5 %, большей мощностью гумусового горизонта — до 1 м.

Сельскохозяйственное исполь­зование южных черноземов, сопровождающееся вспашкой, орошением и другими активными формами воздействия, приводит к ухудшению их свойств.


Снижается содержание гумуса до 2,5%, нарушается структура, изменяется физический и химический состав


К черноземам южным близки по свойствам черноземы предгорные, распространенные в предгорье. Однако для них характерны несколько более высокое содержание гумуса и большая мощность гумусового горизонта.


В горном Крыму под буковыми, дубовыми, грабовыми и другими лесами нахо­дятся бурые горно-лесные почвы, имеющие светло-желтый и бурый оттенки гумусового горизонта.

Они формируются при достаточном увлажнении и длительном теплом периоде.

Содержание гумуса колеблется в больших пределах в зависимости от типа леса и почвообразующих пород: под буковыми леса­ми — до 6—9 %, под разреженными дубовыми — 2-4 %.


Узкую приморскую полосу на южнобережье (от 1 до 6—7 км — до высоты 300—400 м) занимают коричневые почвы. Они имеют коричневатую окраску гумусового горизонта, сравнительно большую мощность.

Зональная картина почвенного покрова осложняется другими факторами.


В Присивашье, на низменном побережье Каркинитского залива и на Керченском полуострове при близком залегании грунтовых вод формируются солончаки.

Частицы соли в растворенном виде поднимаются с водой на поверхность, где вода испаряется, а соль остается, образуя белую корку. Такие процессы нередко происходят и при орошении, если количество воды превышает норму.


По долинам рек сформировались лугово-черноземные и лугово-каштановые почвы (последние распространены в Присивашье).

Эти участки нередко заливались паводковыми водами, что обусловило активизацию роста биомассы, микробиологических процессов.

Для луговых почв характерны мощный гумусовый горизонт, высокое плодородие.


На яйлах, в условиях прохладного влажного климата под лугово-степной растительностью на продуктах выветривания прокарстованных известняков, сформировались горно-луговые и лугово-степные черноземовидные почвы. Для них характерно высокое содержание гумуса – 10-15%.


Рациональное использование и охрана почв.


Мелиорация – мероприятия, направленные на улучшение свойств почвы.

- гидротехнические (Мелиорация, направленная на удаление с территории избыточной влаги, носит название осушительной.

Мелиорация, направленная на ликвидацию недостатка вод в почвогрунтах сельскохозяйственных полей, носит название орошения).

- химические (внесение удобрений),

- мелиорация физического состояния почв (уборка камней, пескование глинистых почв),

- биологическая мелиорация (облесение оврагов, создание лесных полезащитных полос) и др.

- Дефляция – выдувание почвы. Для того чтобы почвы не выдувалась на полях сажают лесополосы.


- Рекультивация - восстановление почвы после добычи полезных ископаемых.


В целом использование почв в Крыму насчитывает несколько тысячелетий. Особенно сильное хозяйственное освоение в равнинном Крыму началось в конце XIX в., когда распахивались большие площади. В 70-80-х годах XX века для повышения урожайности стало применяться искусственное орошение, химические удобрения, ядохимикаты, что привело к значительным изменениям в структуре почв и их загрязнению, снижению содержания гумуса, увеличению эрозионных процессов. Поэтому необходимо проводить большой комплекс мероприятий для предотвращения этих негативных явлений:

- увеличение высадки лесополос на равнинах и лесов на горных склонах, - создание научно обоснованной дренажной системы на полях;
- применение современных научных достижений по уменьшению эрозионных процессов;
- снижение вторичного засоления.

Только бережное отношение к почвам в настоящем позволит сохранить и улучшить их свойства для будущих поколений


Закрепление учебного материала


Выберите правильный ответ:


1.Плодородие почв в большей мере определяет:

а) материнская порода б) рельеф в) тепло и влага г) гумус


2.На формирование почвы наибольшее влияние оказывают:

а) климат б) подземные воды в) высота над уровнем моря


3.Установите соответствие:

А. ЮБК 1. солонцы и солончаки

Б. Побережье Сиваша 2. южные черноземы

В. Центральный Крым 3. коричневые

Г. Вершины Крымских гор 4. бурые горно - лесные

5. горно- луговые черноземовидные


4.Плодородие почв в большей мере определяет:

а) материнская порода б) рельеф в) тепло и влага г) гумус


5.На формирование почвы наибольшее влияние оказывают:

а) климат б) подземные воды в) высота над уровнем моря


6. К водной мелиорации относится:

а) лесонасаждение б) орошение в) внесение удобрений


7.Установите соответствие:

А. ЮБК 1. солонцы и солончаки

Б. Побережье Сиваша 2. южные черноземы

В. Центральный Крым 3. коричневые

Г. Вершины Крымских гор 4. бурые горно - лесные

5. горно-луговые черноземовидные


8.Установите соответствие между неблагоприятными процессами и мерами по их устранению:

1. Ветровая эрозия а) внесение удобрений

2. Засоление почвы б) высаживание лесополос

3. Истощение почвы в) научно обоснованное орошение

4. Загрязнение почвы нитратами г) снегозадержание на полях

д) научно обоснованное внесение удобрений


Ответьте на вопросы /письменно/:


1. Какие почвы наиболее распространены в Крыму? 2.Какие почвы распространены в нашем районе?

3. Какие почвы наиболее плодородны? 4. Какие сельскохозяйственные культуры позволяют выращивать почвы нашей местности?
5. Почему почвы теряют плодородие?

6. Какие мероприятия вы можете предложить для охраны почв и повышения их плодородия?

7. Что такое мелиорация? Виды мелиорации? 8. Что такое дефляция? 9. Что такое рекультивация?

Обратная связь: Если что-то непонятно, отправляйте сообщения с вопросами через Дненик.ру, или на почту: nadineleo1983@mail.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя