Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью СИПР (вариант 2) (АРП ООО ЗПР с РАС) разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с внесёнными изменениями ФЗ, в редакции от 2015 года, ч. 1.2. ст.79;
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП ООО СИПР (вариант 2) ГБОУ СОШ №37 (Приказ № ___ от ___.08.2024 г.)
- Уставом и локальными актами ГБОУ СОШ № 37
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Профильного труда» дает возможность умственно отсталому ребенку в процессе творческой работы закрепить и расширить знания, полученные в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелена на освоение доступных технологий изготовления продукции. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
В процессе обучения у обучающихся формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа отвечает психофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать с другими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: швейное дело, керамика, растениеводство, деревообработка, работа с пластическими материалами, работа с бумагой и картоном, техническое моделирование. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Цели изучения предмета Профильный труд
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий;
развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности;
овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов;
воспитание уважения к труду, людям и результатам их труда.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Профильный труд» отводится:
6 класс (7-й год обучения)– 1 час в неделю, 34 часа в год;
Планируемые результаты освоения учебного предмета Профильный труд
Личностные результаты освоения учебного предмета:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств материалов, используемых на уроках профильного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках профильного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках профильного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
умение составлять стандартный план работы по пунктам;
умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; бумагой и картоном; нитками и тканью; конструировать из металлоконструктора);
умение ухаживать за комнатными растениями.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;
умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
уметь классифицировать предметы садового инвентаря и спецодежды;
Тематическое планирование
2024-2025
УО СИПР (вариант 2)
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Работа с природным материалом | 6 | | | |
2. | Работа с бумагой и картоном | 10 | | | |
3. | Работа с пластическим материалом | 10 | | | |
4. | Растениеводство | 8 | | | |
| | | | | |
Итого | 34 | | | |
Критерии оценивания результатов освоения программы.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), разработанной на основе АООП. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года, задачей которой является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий: | баллы |
- не выполняет задание | - | 0 |
- выполняет задание со значительной помощью | зп | 1 |
- выполняет задание с частичной помощью | чп | 2 |
- выполняет задание по подражанию | п | 1 |
- выполняет задание по образцу | о | 2 |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш | 3 |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + | 4 |
Количество баллов | Оценка |
1-2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 5 |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Контрольно-измерительные материалы
07.10.2024
Материалы для проведения диагностики:
Лист бумаги, засушенные листья, клей, образец.
Выполнить работу по образцу.
4