Просмотр содержимого документа
«6 класс. Тема: "Дон Кихот": пародия на рыцарские романы.»
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
6 класс. Тема: «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.
Основное содержание урока
Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «пародия». Обсуждение иллюстраций Г. Доре к роману Сервантеса.
I. Образ Дульсинеи Тобосской.
Составление киносценария эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца
(ч. II, гл. X со слов «Итак, увидев крестьянок, Санчо быстрым шагом направился к господину своему Дон Кихоту...» до конца главы).
Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде.
Как в нём проявляется здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?
Каковы способы создания комического эффекта?
ТАБЛИЦА «Киносценарий эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца» | |
Название киноэпизода | Границы киноэпизода | Место действия | Смена планов | Звуки за кадром |
Группа 1. Дон Кихот видит трёх поселянок на ослицах | | | | |
Группа 2. Дон Кихот и Санчо Панса на коленях | | | | |
Группа 3. Ослица сбросила Дульсинею с седла | | | | |
Группа 4. Дульсинея забирается на ослицу | | | | |
Группа 5. Диалог Дон Кихота и Санчо Пансы о волшебниках, заколдовавших Дульсинею | | | | |
II. Анализ эпизода «Происшествие со львами»:
1. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы (ч. II, гл. XVII).
2. Как создаётся в эпизоде комический эффект?
3. Охарактеризуйте Дон Кихота в этом эпизоде.
4. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?
III. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе
Комментирование понятия пародия:
Пародия (от греч. parodia — противопеснь) — юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния... Цель пародии — «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять.
Почему Сервантес решил написать пародию?
(«...чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах».)
Какие рыцарские романы Сервантес считал удачными?
(«Амадис Галльский», «Пальмерин Английский», «Дон Бельянис Греческий», «Тирант Белый». Они названы в числе книг, которые священник и цирюльник решили не предавать огню, когда приговорили к сожжению библиотеку спятившего рыцаря.)
III. Практическая работа. Составление таблицы «Черты пародии в романе „Дон Кихот“»
ТАБЛИЦА «Черты пародии в романе „Дон Кихот“» |
Черта рыцарского романа | Её пародирование в романе «Дон Кихот» |
«Громкое» название | Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский |
Герой — знатный красавец рыцарь, совершающий подвиги | Захудалый идальго, его имущество — «фамильное копьё, древний щит, тощая кляча и борзая собака»; герой постоянно попадает в неприятные истории, но верит, что он совершает подвиги |
Громкое имя героя | Настоящее имя: Алонсо Кехана | |
Верный оруженосец | Санчо Панса, крестьянин-земледелец | |
Рыцарский конь | Росинант («бывшая кляча») |
Рыцарские доспехи | Ржавые доспехи, картонный шлем |
Высокопарные посвящения (в начале романа) | В сонетах Амадис Галльский, Неистовый Роланд и др. восхваляют Дон Кихота; Ориана восхищается добродетелью Дульсинеи; Гандалин, оруженосец Амадиса, шлёт привет Санчо Пансе; а Бабьека — конь Сида — ведёт диалог с Росинантом |
Традиционные герои рыцарского романа (принцессы, великаны, рыцари и пр.) | Комические герои, обманывающие Дон Кихота |
Повторение эпизодов популярных романов (отвергнутый принцессой Орианой Амадис Галльский наложил на себя покаяние и, приняв имя Мрачного Красавца, удалился в горы) | Дон Кихота никто не отвергал, однако, оказавшись среди скал, он вознамерился повторить поступок Амадиса и, обращаясь к Санчо Пансе, сказал: «Сейчас я разорву на себе одежды, разбросаю доспехи, стану биться головой о скалы...» |
IV. Показ и обсуждение иллюстраций французского художника Гюстава Доре к роману Сервантеса
Оноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier; 1808 – 1879) – французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. |
В серии картин, посвященных «Дон Кихоту» (1868 г.), реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. В ритмах неуклонного дон-кихотовского устремления вперед и постоянно ленивого отставания Санчо Панса, словно символизированы два противоположных полюса человеческого духа. В «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души. |
Дон Кихот Дон Кихот и Санчо Панса
отдыхают под деревом
Дон Кихот и мёртвый мул
Дон Кихот и Санчо Панса
едут на свадьбу в Гамаш
Итоговый вопрос:
вопрос 3 из раздела учебника «Читаем самостоятельно»: Расскажите о злоключениях рыцаря. Каким он предстаёт в различных ситуациях и какими оказываются люди, с которыми он встречается в пути?
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Почему роман „Дон Кихот“ считают пародией на рыцарские романы?».
Перечитать ч. II, гл. XLV, LI, LIII, LXXIV.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2016.