Описание технологии:
Объективным источником методики КТД следует считать исследования профессора Игоря Петровича Иванова, его соратников и последователей, а первоисточником – идеи и конструктивные методические находки теории и практики Антона Семеновича Макаренко.
«Коммунарская методика – это система коллективного творческого воспитания. Это, по сути, методика непрерывного обновления педагогов и детей, обновления единого коллектива старших и младших, девиз которого: «Все творчески, иначе зачем?». Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни» (И.П. Иванов. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освига, 1992. – С. 8-9).
Методика коллективного творческого воспитания реализуется в системе коллективных творческих дел (КТД). « Каждое коллективное творческое дело – это проявление практической работы для улучшения общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – дело. Оно – коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками, как младшими, так и старшими товарищами по жизненно практической, гражданской заботе. Оно – творческое дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно – творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте» (И.П. Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989).
Основа методики КТД:
отношения сотрудничества и содружества;
коллективная творческая деятельность;
коллективная организация жизни.
Черты коммунарской воспитательной системы по В.А. Караковскому:
Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Это естественное удовлетворение потребности юности в идеале.
Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие. В главном девизе коммунаров есть фраза: «наша цель – счастье людей».
Пять «само»: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиняться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, работа дежурных командиров
Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых.
Творчество – черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать любое, самое скучное дело интересным, даже праздничным, ведет к постоянной импровизации, экспромту – это качество является гарантией от формализма.
Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Коммунары говорят: «Живи для улыбки товарища» (В.А. Караковский. Стать человеком. – М., 1993).
Этапы проведения КТД.
1 ЭТАП - подготовительный
а) задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником.
б) оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей
в) начальной организации (коллективное планирование)
г) распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания)
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Проведение самого дела
3 ЭТАП – заключительный
а) презентация результатов
б) подведение итогов
Конспект фрагмента внеклассного занятия с использованием современной образовательной технологии «Академия весёлых наук» |
Класс: | 4 |
Учебный предмет: | Технология, окружающий мир |
Тема: | АКАДЕМИЯ ВЕСЁЛЫХ НАУК |
Цель: | Формирование у учащихся умений организации исследовательской деятельности (опыт) |
Задачи: | |
Образовательная |
| Закрепить умение обучающихся организовать и провести опыт |
Воспитательная |
| способствовать развитию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности; |
| Воспитывать умение работать в коллективе сверстников |
Развивающая |
| развивать интеллектуальные и творческие способности на этапе презентации результатов опыта |
Ожидаемые результаты: |
Предметные |
| Ученик овладел начальными формами исследовательской деятельности |
| Ученик умеет определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе алгоритма. |
Метапредметные |
| Ученик умеет составлять план действий |
| Ученик умеет договариваться недирективные методами. |
Личностные |
| Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат |
| Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься |
| У ребенка сформирована учебная мотивация |
Оборудование: | Билеты, фломастеры, листочки бумаги, изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка, пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы, ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги, сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода, чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды, коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар. |
Фрагмент урока / Мероприятия
Этапы мероприятия | Этапы СОТ / методы и приемы СОТ | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые материалы |
1 ЭТАП а) задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. б) оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей | | 10 минуты | Звучит минусовая фонограмма песни «Волшебник-недоучка». - В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! - Дорогие друзья, разрешите сообщить вам об открытии в нашем лагере летней Академии Наук. Но для того чтобы вас зачислили в эту Академии, надо вытянуть билеты. Здесь на столе разложены жетоны-билеты. Пожалуйста, возьмите каждый свой билет. Ребята, обратите внимание, что билеты разного цвета. А это значит, что вам сейчас необходимо собраться вместе так, чтобы у вас были одинакового цвета билеты. Как видите, у нас с вами получилось 6 групп, которые пройдут курсы в Академии весёлых наук. Придумайте название для своей группы и напишите его на предложенных карточках. | Дети подходят к столу, берут жетоны Учащиеся собираются по командам, рассаживаются по местам Придумывают название своей команды | Билеты, фломастеры, листочки бумаги |
б) начальной организации г) распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания) | | 5 минут | -- Каждая группа должна подготовить предложенные опыты для демонстрации. Группам выдадут коробки со всем необходимым для проведения опыта, оборудованием и материалами. На подготовку и апробацию опыта даётся 15 минут, после чего все группы собираются в одном месте, чтобы провести демонстрацию своих опытов. -- Наше жюри – «Научный Совет Академии», состоящее из «Почётных Магистров» (педагогов), будет оценивать выступление каждой группы. Обращается внимание на артистизм и подачу демонстрируемого опыта. В демонстрации могут участвовать как все члены творческой группы, так и один-два человека, выбранные группой. | Дети читают задание для команды, планируют свою деятельность, распределяют роли в группе. | |
2 ЭТАП | | 15 минут | Следят за проведением опытов. | 1 команда «Танцы изюма и кукурузы» 2 команда «Вода поднимается по салфетке» 3 команда «Радуга из воды» 4 команда «Сладкий и цветной» 5 команда «Цвет в молоке» 6 команда «Коробка катается» | Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка. пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы. ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода. чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар. |
3 ЭТАП – заключительный а) презентация результатов б) подведение итогов | | 5 минут | Жюри судит -- В первую очередь хотелось бы поблагодарить все команды за участие, за их сплочённую работу, и проявления артистизма. Нашему жюри было крайне сложно выявить победителя. Но в сегодняшнем мероприятии побеждает команда … поздравляем победителей, вручаем им грамоты и сладкие призы. | Презентуют результаты своих опытов. | Грамоты победителей, сладкие призы |
Приложение 1
Опыты и эксперименты:
1 к. «Танцы изюма и кукурузы»
Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.
Ход опыта:
В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.
Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.
Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.
2 к. «Вода поднимается по салфетке»
Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.
Ход опыта:
стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.
Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..
Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.
3 к. «Радуга из воды»
Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта:
на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
4 к. «Сладкий и цветной»
Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.
Ход опыта:
в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.
Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
5 к. «Цвет в молоке»
Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.
Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
6 к. «Коробка катается»
Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.
Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.
Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..
Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).
Рефлексия процесса выполнения практической работы №6
№ п/п | Вопрос рефлексии | Ответ студента |
| Понятно ли Вам содержание используемой Вами современной образовательной технологии? По каким признакам Вы это поняли? | Да, мне понятна содержание используемой мной технологии, потому что она достаточно распространена, и я ранее с ней сталкивалась. |
| Перечислите преимущества выбранной Вами СОТ по сравнению с другими технологиями | Эта технология направлена в первую очередь на развитие коммуникативных навыков и раскрытие творческого потенциала учащихся. |
| Что в процессе выполнения Практической работы №6 удалось выполнить легко, без затруднений. Почему? | Мне удалось легко выполнить конспект мероприятия, так как у меня есть опыт разработки внеурочных занятий и классных часов. |
| Какой(ие) этап(ы) практической работы вызвали у Вас затруднения? С чем Вы связываете эти затруднения? | Мне было трудно определить задачи и планируемые результаты СОТ, потому что моё мероприятие направлено на развитие коммуникативных и творческих умений в целом, а не на каком-то конкретном предмете |
| Чему еще, по Вашему мнению, Вам необходимо научиться для использования при организации образовательного процесса СОТ? | Организации детей |
| Какие возможные затруднения, проблемы могут возникнуть у учителя при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ? | Могут возникнуть проблемы с мотивацией детей, организацией внеклассного мероприятия |
| Ваши рекомендации по предупреждению возможных затруднений, проблем, которые могут возникнуть при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ? | Стоит брать интерактивные формы работы и продумывать мероприятия до мелочей |