23 «Свободный МИКРОФОН». Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В
классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель
предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал)
желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон»,
рассказывает, Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть, что добавить к
выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки.
Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.
24«Пресс-конференция с учителями-предметниками». Учащиеся, работая с текстами,
готовят вопросы. Вопросы обсуждаются в классе (какие имеет смысл задавать, а на какие
можно найти ответы другими способами). Затем приглашаются учителя-предметники
(лучше, если это будут, по крайней мере, два учителя, например, физик и биолог). Можно
то же самое проводить и с родителями, работающими по сходным специальностям.
Специалисты садятся в президиум, ученики последовательно задают им вопросы, а
специалисты отвечают. Особый смысл в этой работе имеет то, как взрослые «берут на
себя» тот или иной вопрос. Будущее разделение естественнонаучных предметов начинает
здесь потихоньку «расходиться» на конкретных специалистах - носителях знания. В конце
пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной
норме.
25«Письменная ДИСКУССИЯ». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно
вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по
этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы
и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики
обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к
высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится,
учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее
итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.
Методы технологии: ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг,
Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками
(Осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн
(Размышление), Концептуальная таблица (Осмысление,
размышление), Знаю-Хочу узнать-Узнал (все три этапа).
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
1.«Мозговой штурм».
2.«Глоссарий».
.«Ориентиры предвосхищения».
.«Батарея вопросов».
.«Предваряющие вопросы».
.«Рассечение вопроса».
.«Алфавит за круглым столом»
.«Соревнуемся с писателем».
26«Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Ход работы:
1.Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2.Учитель записывает все называемые ассоциации.
.Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.