Просмотр содержимого документа
«60 любимых приемов работы с текстом»
53 Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам.
Задания такого рода имеют особенную творческую направленность. Школьники, самостоятельно анализируя первую часть текста и сопоставив ее с заранее приготовленными учителем опорными фразами, составляют свой вариант второй части. Обычно упражнения этого вида выполняются в парах или группах.
54 Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.
Исходный текст состоит из нескольких смысловых частей. В каждой части предложения соединяются на основе причинно - следственной связи. Последовательность предложений внутри каждой части при записи на доске преднамеренно нарушается. Задача учащихся: определить правильный порядок предложений в каждой части и восстановить исходный текст.
55 Восстановление текста на основе языковой интуиции смысла и рифмы стихотворных строк
Записывая стихотворный текст, учитель пропускает слова, имеющие отношение к теме урока. Для усиления поисковой направленности используется несколько строф разных авторов и общая справка.
56 Восстановление текста по смыслу и плану-схеме.
Текст, который предлагается восстановить школьникам, представляет собой рассуждение. Его тезисы записываются учителем в виде схем, а доказательства - с помощью предложений. Последовательность частей, являющихся доказательствами, заведомо нарушается. Задача учащихся - соединить по плану -схеме и смыслу тезисы и доказательства.
5 7 Составление текста, который нужно сократить и завершить.
Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех- четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текст
58.ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…
59. Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
60. - Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.