21 «Кто ЧТО ПОНЯЛ?». В работе по этому варианту ученики одной группы читают
одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает,
что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем
выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои
соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на
вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его
оценками, выразить, свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по
этому варианту можно привлекать учеников старших классов в рамках разновозрастного
сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать
образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать
образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я
раньше не понимал..., а теперь...», «мне осталось неясным после сообщения Володи,
как...»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору
текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из
участников должен назначаться (выбираться) на роль ведущего, фиксирующего повторы в
обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников.
Ведущему можно тоже предложить заполнить карточку:
1 группа Понятно ли было
слушателям из
сообщения рассказчика,
о чем он говорит?
Удалось ли рассказчику
сообщить слушателям что-то новое
по сравнению с тем, что они сами
поняли из
прочитанного или уже
высказанного другим
рассказчиком?
Какой вопрос по поводу
содержания
текста в ходе
обсуждения
остался без
ответа?
22«Читательская конференция».
Эта форма работы требует специальной подготовки на отдельном уроке или во и
внеурочное время с приглашением родителей. Группа учащихся получает одинаковый
текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков
обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они ищут
дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков
договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то
может нарисовать плакат, кто-то - представить книги, кто-то - сделать устное сообщение
от группы, кто-то - провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель
рассказывает ученикам о возможном распределении обязанностей между ними и
сообщает о времени на выступление группы (5- 10 минут) на конференции.
При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить
вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли
им интересно и полезно заслушать такое сообщение.