СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

60 любимых приемов работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

13-15  Кластер, таблица, двойной дневник 

Просмотр содержимого документа
«60 любимых приемов работы с текстом»


13. Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала,

позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий

при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который

является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым

понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,

устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет

информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный

объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,

следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких

ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть

способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации

информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может

организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную

деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена,

использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Заметим, что кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым

наброском к последующему осмыслению. При построении кластера важным представляется

именно выделение элементов и выстраивание связей между ними; собственно, первый набросок

может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу.

Конечно, учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста – как

14. Оформление его в таблицу. Любая таблица – представляет собой результат некоторой

классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц –

важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки

материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе

столько велико, что мы приведем здесь только несколько:

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка

и т.д.

Приведем еще несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.

15. Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста

со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают

задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного

дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые

произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с

эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из

предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой

стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли

она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста Вопросы и комментарии

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные

пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к

прочитанному, учитель может договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве

выписок, которые будут сделаны по тексту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!