Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол от «24» июня 2015г. № 11 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора ___________________ «____»августа 2015 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы Протокол от «27» августа 2015 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия № 18» _________ В.Д. Демидова Приказ от . .2015 года №-_____________ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «География»,
6 класс
(базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Старый Оскол – 2015
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «География»- базовый уровень обучения (5-9 классы), на основе авторской программы Л.Е.Савельевой «География. Планета Земля. 6 класс» / География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2014.- 176с.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природ ных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потреб ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Используемый УМК
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2014.- 176с.
География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование, 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2012.- 48с.
Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений ФГОС – М.: Просвещение, 2014.- 160с.
География. Планета Земля. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора Лобжанидзе А. А.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г.,Григорьева О.Г., География. Планета Земля. 5-6 классы. Атлас.
Котляр О.Г. ,География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 классы.
Котляр О.Г. , География. Планета Земля. Тетрадь- практикум. 5-6 классы.
Лобжанидзе А. А. , География. Планета Земля. Тетрадь- тренажёр. 5-6 классы. В 2 частях.
Количество учебных часов- 34 в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Итоговых проверочных работ- 2.
Изменений в календарно-тематическом планировании нет
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времен и | Характеристика Деятельности учащихся(основные учебные действия и умения) | сроки прохождени я | примечание |
6А, 6Б, 6В, 6 Г |
| план | факт |
Введение.1 час | |
-
| Введение. | 1 | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой | 6.09 | | |
Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч) |
-
| Гидросфера | 1 | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между со¬ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота во¬ды для природы Земли. | 13.09 | | |
-
| Мировой океан. | 1 | Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности Описывать значение воды для жизни на планете. поверхностных вод Мирового океана | 20.09 | | |
-
| Движения воды в Океане | 1 | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения | 27.09 | | |
-
| Реки Практическая работа №1 Комплексное описание реки | 1 | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт | 4.10 | | |
-
| Озёра и болота | 1 | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранили¬ща мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин | 11.10 | | |
-
| Подземные воды | 1 | Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | 18.10 | | |
-
| Ледники и многолетняя мерзлота | 1 | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | 2510 | | |
-
| Человек и гидросфера Практическая работа№2 Описание по картам вод Мирового океана | 1 | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | 8.11 | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» | 1 | — подготовленное обсуждение Проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги». Учебник, с. 100; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 56-63; | 15.11 | | |
Атмосфера—воздушная оболочка Земли (10 ч) |
-
| Атмосфера Практическая работа № 3 Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды | 1 | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды | 22.11 | | |
-
| Температура воздуха | 1 | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт | 29.11 | | |
-
| Влажность воздуха. Облака | 1 | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность | 6.12 | | |
-
| Атмосферные осадки | 1 | Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах | 13.12 | | |
-
| Атмосферное давление | 1 | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах | 20.12 | | |
-
| Ветер Практическая работа №4 Обобщение данных дневника погоды | 1 | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах | 27.12 | | |
-
| Погода | 1 | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду | 17.01 | | |
-
| Климат | 1 | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы | 24.01 | | |
-
| Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | 1 | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» | 31.01 | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | 1 | — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 64-71; — выполнение задания по составлению фрагмента климатической карты, предлагаемого в Тетради-тренажёре, с. 27 | 7.02 | | |
Биосфера — оболочка жизни (5 ч) |
-
| Биосфера | 1 | Сопоставлять границы биосферыс границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границбиосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного в биосфере | 14.02 | | |
-
| Жизнь в Океане и на суше | 1 | Сравнивать приспособителъные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей | 21.02 | | |
-
| Значение биосферы | 1 | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек | 28.02 | | |
-
| Человек — часть биосферы | 1 | Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека | 7.03 | | |
-
| Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» | 1 | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Био-сфера — оболочка жизни» (по выбору учителя); — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги*, Учебник, с. 134; —выполнение вариантов контрольной работы в тетради- экзаменаторе, с. 72-77 | 14.03 | | |
-
| Географическая оболочка | 1 | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические кар¬ты для доказательства существова¬ния широтной зональности | 21.03 | | |
-
| Природные комплексы | 1 | Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источни¬ков географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного измене¬ния природных комплексов | 4.04 | | |
-
| Почва | 1 | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон,устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства | 11.04 | | |
-
| Ледяные пустыни и тундры | 1 | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать и описывать их. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интерне-те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мираи человека к условиям природнойзоны, охозяйственной деятельности людей в природной зоне | 18.04 | | |
-
| Леса. | 1 | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей | 25.04 | | |
-
| Степи и саванны. Засушливые области планеты | 1 | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными пред-ставителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интерне¬те и других источниках), подготав¬ливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей | 2.05 | | |
-
| Природные комплексы Мирового океана | 1 | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерно¬го распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значе¬нии органического мира Мирового океана для человека | 16.05 | | |
-
| Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие Практическая работа №5 Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» | 1 | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества | 23.05 | | |
-
| Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка— самый крупный природный комплекс» | 1 | Предлагается несколько проведения обобщающего урока теме .Географическая оболочка самый крупный природный комп¬лекс»: — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Под¬ведём итоги», Учебник, с. 158; — выполнение вариантов контроль¬ной работы, предлагаемой в Тетра¬ди-экзаменаторе, с. 78-83 | 26.05 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
основные источники географической информации,
методы изучения Земли,
географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
различия между планом местности, картой, глобусом,
современные способы создания карт,
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
обозначать и надписывать их на контурной карте,
давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
описание образа природных объектов,
описание природных объектов по типовому плану,
описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
представлять результаты измерений в разной форме,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное
значение природы
Формы и средства контроля
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:
Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
Комплексное описание реки, (6 класс);
Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знанийучащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательностьв изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Учебно- методическое обеспечение и оборудование
Основная литература
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.
Лобжанидзе.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений.
Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
Дополнительная литература
Дополнительная литература для учащихся:
Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое об
3