СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6класс календарно- тематическое планирование

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс календарно- тематическое планирование к учебнику   Лобжанидзе

Просмотр содержимого документа
«6класс календарно- тематическое планирование»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-научного цикла

Протокол от

«24» июня 2015г.

№ 11

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

___________________

«____»августа 2015 г.


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

Протокол от

«27» августа 2015 г.

№ 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия № 18»

_________ В.Д. Демидова


Приказ от . .2015 года

№-_____________









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «География»,

6 класс

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год













Старый Оскол – 2015


Пояснительная записка


Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «География»- базовый уровень обучения (5-9 классы), на основе авторской программы Л.Е.Савельевой «География. Планета Земля. 6 класс» / География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2014.- 176с.

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и

прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природ ных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потреб ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Используемый УМК

  1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2014.- 176с.

  2. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование, 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Е.Савельева.- М.: : Просвещение, 2012.- 48с.

  3. Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений ФГОС – М.: Просвещение, 2014.- 160с.

  4. География. Планета Земля. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора Лобжанидзе А. А.

  5. Савельева Л.Е., Котляр О.Г.,Григорьева О.Г., География. Планета Земля. 5-6 классы. Атлас.

  6. Котляр О.Г. ,География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 классы.

  7. Котляр О.Г. , География. Планета Земля. Тетрадь- практикум. 5-6 классы.

  8. Лобжанидзе А. А. , География. Планета Земля. Тетрадь- тренажёр. 5-6 классы. В 2 частях.

Количество учебных часов- 34 в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Итоговых проверочных работ- 2.


Изменений в календарно-тематическом планировании нет



















Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времен и

Характеристика Деятельности учащихся(основные учебные действия и умения)

сроки прохождени я


примечание

6А, 6Б, 6В, 6 Г


план


факт

Введение.1 час


Введение.

1

Знакомиться с устройством баро­метра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характе­ристики состояния атмосферы с по­мощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника на­блюдений за погодой

6.09



Гидросфера водная оболочка Земли (9 ч)

Гидросфера

1

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между со¬ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота во¬ды для природы Земли.


13.09



Мировой океан.

1

Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.

Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности Описывать значение воды для жизни на планете.

поверхностных вод Мирового океана

20.09



Движения воды в Океане

1

Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирово­го океана.

Сравнивать карты и выявлять зави­симость направления поверхностных течений от направления господству­ющих ветров.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирово­го океана.

Обозначать и подписывать на кон­турной карте холодные и тёплые те­чения

27.09



Реки

Практическая работа №1 Комплексное описание реки

1

Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водо­сборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на кон­турной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику рав­нинной (горной) реки по плану на основе анализа карт

4.10



Озёра и болота

1

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранили¬ща мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

11.10



Подземные воды

1

Анализировать модели (иллюстра­ции) «Подземные воды», Артезиа­нские воды».

Находить дополнительную инфор­мацию (в Интернете, других источ­никах) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека


18.10



Ледники и многолетняя мерзлота

1

Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей рас­пространения ледников и мерзлоты.

Описывать географическое положе­ние областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особен­ностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

2510



Человек и гидросфера

Практическая работа№2 Описание по картам вод Мирового океана

1

Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

8.11



Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»

1

— подготовленное обсуждение Проб­лем, предлагаемых в рубрике «Под­ведём итоги». Учебник, с. 100;

— выполнение вариантов контроль­ной работы, предлагаемой в Тетра­ди-экзаменаторе, с. 56-63;


15.11



Атмосферавоздушная оболочка Земли (10 ч)

Атмосфера Практическая работа № 3 Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды

1

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную инфор­мацию (в Интернете, других источ­никах) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утвержде­нии: «Тропосфера — «кухня погоды

22.11



Температура воздуха


1

Вычерчивать и анализировать гра­фики изменения температуры в тече­ние суток на основе данных дневни­ков наблюдений погоды. Вычислять средние суточные темпе­ратуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хо­да температур.

Решать задачи на определение сред­ней месячной температуры, измене­ния температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.

Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт

29.11



Влажность воздуха. Облака

1

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолют­ной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

6.12



Атмосферные осадки

1

Анализировать и строить по имею­щимся данным диаграммы распреде­ления годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имею­щихся данных.

Определять способы отображения ви­дов осадков и их количества на кар­тах погоды и климатических картах

13.12



Атмосферное давление

1

Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах

20.12



Ветер

Практическая работа №4 Обобщение данных дневника погоды

1

Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах

27.12



Погода

1

Определять с помощью метеороло­гических приборов показатели эле­ментов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды коли­чественные и качественные показа­тели состояния атмосферы. Описывать погоду

17.01



Климат

1

Сравнивать показатели, применя­емые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климати­ческих показателях на основе ана­лиза климатограмм.

Овладевать чтением климатичес­ких карт, характеризуя климати­ческие показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов осве­щённости и климатических поя­сов, делать выводы

24.01



Оптические явления в ат­мосфере. Человек и атмосфера

1

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источ­никах) об оптических и неблагопри­ятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обес­печивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Поло­жительные и отрицательные приме­ры воздействия человека на атмо­сферу»


31.01



Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

1

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122;

— выполнение вариантов контроль­ной работы, предлагаемой в Тетра­ди-экзаменаторе, с. 64-71;

— выполнение задания по составле­нию фрагмента климатической кар­ты, предлагаемого в Тетради-трена­жёре, с. 27

7.02



Биосфера — оболочка жизни (5 ч)

Биосфера

1

Сопоставлять границы биосферыс границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границбиосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного

в биосфере

14.02



Жизнь в Океане и на суше

1

Сравнивать приспособителъные осо­бенности отдельных групп организ­мов к среде обитания.

Выявлять причины изменения рас­тительного и животного мира от эк­ватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

21.02



Значение биосферы

1

Анализировать схему биологичес­кого круговорота и выявлять роль разных групп организмов в пере­носе веществ.

Составлять (дополнять) схему био­логического круговорота веществ. Обосновывать конкретными при­мерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек


28.02



Человек — часть биосферы

1

Различать по иллюстрациям и описа­ниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на осно­ве анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, рас­пространением рас и размещением населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни человека

7.03



Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфе­ра — оболочка жизни»

1

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Био-сфера — оболочка жизни» (по выбору учителя);

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги*, Учебник, с. 134;

—выполнение вариантов контрольной работы в тетради- экзаменаторе, с. 72-77

14.03



Географическая оболочка

1

Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические кар¬ты для доказательства существова¬ния широтной зональности

21.03



Природные комплексы

1

Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе.

Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источни¬ков географической информации.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного измене¬ния природных комплексов

4.04



Почва

1

Выявлять причины разной степени плодородия используемых челове­ком почв.Сравнивать по иллюстрациям (мо­делям) строение профиля подзо­листой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и при­родных зон,устанавливать соответ­ствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства

11.04



Ледяные пустыни и тундры

1

Определять по картам географическое положение природных зон,

показывать и описывать их.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными

представителями её растительного

и животного мира.

Находить информацию (в Интерне-те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мираи человека к условиям природнойзоны, охозяйственной деятельности людей в природной зоне

18.04



Леса.

1

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

25.04



Степи и саванны. Засушливые области планеты


1

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными пред-ставителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интерне¬те и других источниках), подготав¬ливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

2.05



Природные комплексы Ми­рового океана

1

Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.

Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерно¬го распространения живых организмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значе¬нии органического мира Мирового океана для человека

16.05



Всемирное наследие челове­чества. Природное и культурное нас­ледие

Практическая работа №5 Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»

1

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

23.05



Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка— самый крупный природный комплекс»

1

Предлагается несколько проведения обобщающего урока теме .Географическая оболочка самый крупный природный комп¬лекс»:

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Под¬ведём итоги», Учебник, с. 158;

— выполнение вариантов контроль¬ной работы, предлагаемой в Тетра¬ди-экзаменаторе, с. 78-83

26.05




















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,

  • результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,

  • основные источники географической информации,

  • методы изучения Земли,

  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,

  • различия между планом местности, картой, глобусом,

  • современные способы создания карт,

  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,

  • состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,

  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  • показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,

  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

  • находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,

  • приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,

  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,

  • описание образа природных объектов,

  • описание природных объектов по типовому плану,

  • описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,

  • определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы

Формы и средства контроля


Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:

        1. Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);

        2. Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);

        3. Комплексное описание реки, (6 класс);

        4. Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);

        5. Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знанийучащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательностьв изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Учебно- методическое обеспечение и оборудование

Основная литература

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для

общеобразовательных учреждений.

География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.

Лобжанидзе.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для

учащихся общеобразовательных учреждений.

Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для

учащихся общеобразовательных учреждений

География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.

География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.

География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие

для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

Дополнительная литература

Дополнительная литература для учащихся:

Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое об










3