УМК
Школа России
Класс
1 класс
Тема урока
Перестановка слагаемых
Тип урока
Изучение нового материала
Цель: создание условий для формирования представлений у младших школьников о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
УУД:
Предметные: знать правило о том, что о перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1,2,3,4
Личностные:
Воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь, правильное поведение. Умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке;
отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные:
Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные:
Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе, умение правильно оформлять свою устную речь, слушать, понимать и контролировать речь других.
Оборудование: учебник Моро «Математика» 1 класс, 2 часть; памятка-правило «Перестановка слагаемых»; задания для работы в парах; компьютер, проектор; геометрический материал; «Светофоры» по количеству детей в классе.
Ход урока
Организационный момент.
– Занимайте свои места. Садимся правильно: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
– Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.
II. Устный счёт.
Сейчас будет устный счёт, но справиться с ним только тот, кто будет внимательным:
–Увеличьте 5 на 4.( 9 )
–Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3.Чему равна сумма? ( 5 )
–Найдите сумму чисел 4 и 2. ( 6 )
–Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6. Какое число я задумала? ( 3 )
– Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
- Решим задачу.
Я нашла в дупле у белки
5 лесных орешков мелких.
Вот еще 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай-ка!
- Запишем решение задачи на доске.
5+1 =6 (ш.)
- Прочитайте получившийся пример по разному. (5 плюс 1 равно 6, 5 увеличить на 1 получится 6, 5 – первое слагаемое 1- второе слагаемое 6 – сумма, сумма 5 и 1 равна 6)
- Как называются компоненты при действии сложение?
Самоопредление
- Ваня нашёл 5 подберёзовиков, а Петя 3. Кто нашёл больше и на сколько?
- А сколько всего грибов нашли мальчики?
Составьте решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
- Мальчики устроили спор. Ваня утверждает, что верное решение 5 + 3, а Петя, что 3 + 5 . Кто прав?
Прочитаем оба решения по-разному.
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить.
- Готовы? (Да).
ОНЗ
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
№1 стр.14
– Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)
– Как получили второй пример? (Перевернули фишку)
– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)
– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
– Какие выражения легче было решить? ( К большему прибавить меньшее)
Прочитаем правило в рамочке.
Выполним задание по чертой.
В места пропуска нужно подставить такое число, чтобы обе части были равны
IV. Физминутка.
Первичное закрепление знаний и умений.
А) Работа у доски. Решение примеров с комментированием.
6+3 7+2
3+6 2+7
Б) Игра «Найди пару» (карточка желтая)
- Соедини стрелочкой примеры.
3+1 4+3
5+2 2+5
3+4 1+3
3+2 2+3
10. Подведение итогов урока.
– Какой математический закон мы сегодня открыли?
– Какое чувство вы испытали, когда сделали открытие?
– С каким настроением вы работали на уроке?
Рефлексия:
На партах у вас лежат смайлики, дорисуйте ему радостную улыбку, если все было понятно, грустную, если были затруднения.