Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Стрельская
Исследовательская работа
«7 чудес деревни Стрельская»
Автор работы:
Котельникова Дарья
Ученица 8 класса
МКОУ ООШ д.Стрельская
Руководитель:
Котельникова Ирина Николаевна
учитель географии
МКОУ ООШ д. Стрельская
1.Введение
2.Основная часть
2.1. Немного об истории деревни Стрельская
2.2. Описание объектов «7 Чудес д.Стрельская»
- Аллея выпускников Болото
- Аллея выпускников
- Болото
- Крутой берег реки Молома
- Крутой берег реки Молома
- Здание начальной школы Музей семьи Громоздовых Памятник Родник
- Здание начальной школы
- Музей семьи Громоздовых
- Памятник
- Родник
2.3. Практическая часть
3.Заключение
4.Презентация
Введение
У каждого населенного пункта - как города, поселка и даже небольшой деревни есть свое лицо. И, наверняка, в каждой деревне располагаются объекты природного и культурного наследия. Вот и наша деревня Стрельская имеет свои объекты природы и культуры достойные внимания.
Идея выявить объекты с интересной историей и уникальными особенностями, а также создать на этой основе «7 Чудес деревни Стрельская» принадлежит Зайцевой Светлане Петровне (директор Стрельского сельского дома культуры) и Котельниковой Ирине Николаевне (директор Стрельской школы). Ими проведена работа по выявлению достопримечательностей, составлению списка и облагораживанию территорий у родника, начальной школы, памятника совместно с советом молодежи, женсоветом и жителями деревни.
Изучить и знать достопримечательности своего населенного пункта я считаю, что нужно всем, детям и взрослым. Поэтому исследование и пропаганда культурных и природных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным объектам своей малой родины для школьников являются сегодня актуальным.
Объектом исследования моей работы - являются природные и культурные достопримечательности (объекты) нашего населенного пункта, вошедшие в список «7 Чудес деревни Стрельская»
Предмет исследования – описание объектов «7 Чудес деревни Стрельская», основанное на истории их происхождении.
Цель данной работы: совершить путешествие по семи чудесам деревни Стрельская с целью ознакомления с объектами
Задачи исследования:
1. Исследовать каждую достопримечательность семи чудес деревни
2. Используя литературу описать объекты
3.Изготовить информационный буклет с изображениями и описанием объектов «7 Чудес д.Стрельская»
4. Подготовить презентацию.
Гипотеза исследования: каждый природный и культурный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересные факты и сведения. О каждом объекте можно собрать очень интересный познавательный материал, который заинтересует школьников и взрослых, привлечет внимание жителей других населенных пунктов к посещению данных объектов.
Практическая значимость исследования: подбор и обобщение информации об объектах, подготовленные презентация и буклет могут быть представлены школьникам и взрослым для знакомства с особенностями природных и культурных достопримечательностей нашей деревни.
Немного об истории деревни Стрельская
Деревня Стрельская – центр Стрельского сельского поселения. Населенный пункт расположен в 65 км от районного центра п.Опарино и 400км от областного центра г.Кирова. Площадь деревни около 3км 2 .
Об образовании нашей деревни нет точных данных. Но, согласно воспоминаниям старожилов, где-то в конце 18 века на берегу реки Молома (это место называлось «у лип») поселилась семья Котельниковых с домохозяйкой Маланья – откуда и пошло название Маланичи. Позднее из-за сильных половодий семья переселилась на возвышенность, где и появилась деревня Маланичи или Стрельская.
По данным переписи в 1859 году в нашем населенном пункте числилось 8 дворов, где проживало 68 жителей.
В 1891 году в Стрельской Вологодской губернии Никольского уезда Волмановской волости жило 2 рода – 25 семей, из них 24 семьи Котельниковых и 1 семья Лукиных.
Согласно клировой ведомости Моломской Михайло-Архангельской церкви села Шадрино, в 1916 году в Стрельской было 39 хозяйств, в которых проживал 121 мужчина и 128 женщин.
3 марта 1930 года был организован колхоз «Красный Пахарь.
Во времена Великой Отечественной войны на поля сражения отправилось более 70 жителей д.Стрельская, из них более 20 награждены боевыми орденами и медалями.
В настоящее время (на 1 января 2014г) в Стрельской проживает 216 человек.
На территории населенного пункта расположены администрация, ФАП, школа, детский сад, дом культуры, библиотека, почта, СПК (колхоз) «Красный пахарь», 2 магазина, 2 предприятия лесного профиля.
«7 чудес Д.Стрельская»
Аллея выпускников
Аллея выпускников заложена в мае 1997 года, с момента образования Стрельской основной школы. Ежегодно, по традиции школы, в день Последнего звонка выпускники школы сажают деревья, оставляя о себе память о школьных годах. Обычно каждый выпускник сажает по 2-3 деревца. Первым выпуском посажены сирени вдоль забора школы. В последующие годы посажены липы, тополя, рябины, осины, березы, сирени, акации, клены, ели, сосны, вишни, терновник. На 2014 год насчитывается около 140 деревьев и кустарников, из них 55 лип, 15 кленов, 15 акаций, 15 сиреней, 10 тополей, 8 рябин, 6 берез, 5 дубов, 3 сосны, по 3 вишни и терновника.
Болото
У нашего болота нет названия, возможно потому, что площадь болота невелика. Но известен наш природный объект в округе, как источник клюквы.
Болото расположено под деревней Стрельская на левом берегу реки Молома. Основное богатство – клюква. Болото тянется примерно на 2000м вдоль берега, в ширину – до 1500м. хотя по своим размерам оно не большое, зато в отдельные годы даёт огромный урожай клюквы. Территория болота расположена в экологически чистом районе.
Данное болото интересно еще и тем, что часть его без древесной растительности. В народе ту часть болота называют Гладкое болото. Клюква на Гладком болоте растет не на кочках, а прямо на гладком ковре мха, как-будто бы ее раскидали. Каждую осень болото посещает огромное количество людей, вынося с него тонны клюквы.
Кроме местных жителей дарами нашего болота пользуются люди соседних посёлков Опаринского района, а также жители сел и деревень соседнего Даровского района.
Крутой берег р. Молома
Крутой берег р.Молома – это результат деятельности водного потока реки. Речной поток всегда стремится углубить свое русло до определенного уровня, называемого базисом эрозии. Этим уровнем служит уровень реки, куда впадает эта река. С понижением базиса эрозии река углубляет русло, и наконец, наступает такое время, когда в половодье река уже не может больше затапливать пойму. Водный поток работает вширь (боковая эрозия), и река начинает разрабатывать новую пойму, а старая пойма превращается в террасу – высокую ступень в днище речной долины. Терраса на реке Молома представляет собой открытое обнажение горных пород, в основном это глина красная с пластами голубой и мергель глинистый. Горные породы залегают пластами. Склон реки крутой и обрывистый, постоянно осыпается.
Начальная школа
Здание начальной школы построено в 1910году для Стрельского земского начального училища. В доме было 2 кабинета по 42м 2 , коридор и квартира. Общая площадь здания – 105 м 2 .По данным паспорта начальной школы в 1950 - 1951году численность учеников составляла 14 человек, 1951 -1952г – 13 человек, 1952-1953 – 8 человек.
В 1910 году заведующей была назначена Скрябина Наталья Стефановна. В 1918 году школа переименована в школу 1 ступени.
В последующие годы заведующими работали:
1. Селиванова Мария Лукьяновна – с 1943-1946гг (3года)
2. Шкаредная Татьяна Михайловна – с 1946-1950гг (4 года)
3. Кокоулина (Бестужева) Екатерина Васильевна – с 1950-1977гг (27 лет)
4. Плосконосова Валентина Арсентьевна – с 1977-1997гг (20 лет)
С 1997года существует Стрельская основная общеобразовательная школа.
Музей
Музей создан Громоздовой Любовь Васильевной в память о ее родителях: Бартеве Василии Степановиче(6 марта 1921 года рождения) и Бартевой Таисии Михайловне (3 сентября 1921 года рождения.Музей создавался спонтанно. Сначала Любовь Васильевна, в память о папе, привезла из села Шадрино с дома (в котором родилась и прошло детство) все вещи сделанные папиными руками.
Затем Любовь Васильевна выбрала вещи, сделанные мамиными руками: тканые рушники, скатерти, вышивки и т.д. В память о мамочке у хозяйки музея остались ручная и ножная прялки.
Когда Любовь Васильевна показала впервые свой музей друзьям и знакомым, им очень понравилось, и они также подарили несколько старинных вещей. Так музей стал пополняться раритетными экспонатами.
На 2014 год в музее насчитывается около 600 экспонатов.
Памятник воинам ВОВ
Памятник основан в 2010 году при поддержке администрации Стрельского сельского поселения за счет финансирования с местного бюджета. Памятник числится в реестре имущества муниципального образования Стрельское сельское поселение и содержится за счет средств администрации. Благоустройством памятника занимаются общественные организации д.Стрельской и учащиеся школы.
В 2014 году к памятнику женсоветом установлены 2 стенда со списками участников Великой Отечественной войны. На первом стенде помещен список жителей, вернувшихся с поля боя живыми, на втором – список погибших на фронте.
Родник
Родниковая вода за чистоту и неповторимый вкус всегда пользовалась особой любовью, называлась «живой водой», а сами родники окружаются заботой и вниманием.
Наш родник, по опросу жителей, находится на данном месте очень давно. По словам Котельникова Александра Александровича, родник существовал еще когда он был ребенком, а родился он в 1938 году.В 60-е годы Котельниковым А.А. и Котельниковым Н.П. на роднике была построена мойка для полоскания белья. В мойке стояло 2 больших ванны, через которые родниковая вода протекала. Вода в ваннах всегда была чистая. Многие жители д.Стрельская приходили сюда полоскать белье. Мойка простояла около 25 лет. Родник не замерзает зимой, продолжая течь.
2.3. Практическая часть
В д.Стрельская достаточно интересных и приятных мест. По итогам исследовательской работы мною было изготовлены презентация и информационный буклет
3. Заключение
Проведя описание и изучение объектов «7 чудес д.Стрельская», проанализировав полученную информацию, пришла к выводу, что наша деревня привлекательная. Во время исследовательской работы выяснилось, что все объекты заслуживают внимания и дальнейшему облагораживанию, поддержанию в чистоте.
Спасибо за внимание!