Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа «64»
Проектная работа
Азбука в ребусах
Выполнили:
_____________
_____________
ученицы 1 «Б» класса
МБОУ г. Астрахани
«СОШ №64»,
студентка 4 курса группы «В»
Козьмина М.А.
Научный руководитель
Мешкова Валентина Васильевна,
учитель начальных классов
Астрахань,2023г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. История возникновения ребусов…………………..………………...….4
2. Виды ребусов…………………....…………………………………..…...5
3. Правила разгадывания ребусов………………………………...……….6
Заключение………………………………………………………..…..……8
Список литературы…………………………………………………….…..9
Введение
Ребус — "Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов.
Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рсунков в сочетании с буквами и знаками. Решая ребусы, люди учатся рассуждать, анализировать, делать логические выводы. Это отличная возможность поддерживать себя в тонусе и тренировать самые важные навыки.
Трудные задачи, головоломки помогают нам мыслить. С трудностями в разгадывании ребусов мы столкнулись на уроках в школе при выполнении практического задания. С тех пор задались целью изучить правила разгадывания ребусов и научиться их разгадывать. Это занятие оказалось очень увлекательным и интересным для меня. Так появилась наша работа.
Цель: изучение правил разгадывания ребусов.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения ребусов.
2. Раскрыть виды ребусов.
3. Познакомиться с правилами разгадывания ребусов.
Гипотеза: если знать правила разгадывания ребусов, то можно из любого слова создать ребус.
Объект исследования: ребусы.
Предмет исследования: правила разгадывания ребусов
Методы исследования:
изучение специальной литературы;
поиск информации в сети Интернет;
анализ и обобщение.
1. История возникновения ребусов
Ребус – это один из видов головоломок, который пользуется самой широкой известностью. Ребусы имеют богатую историю, они появились даже раньше письменности. Ведь именно с помощью картинок древние люди пытались донести до окружающих смысл некоторых событий.
История ребусов началась еще до нашей эры в Египте, где вместо написания слова рисовали изображение. Первые ребусы в виде иллюстраций появились во Франции в 15 веке на вступлении шутов на городских площадях.
В середине 16 века издается первая в мире книга ребусов. Ее автором стал Этьенн Табуро. С помощью акростихов, анаграмм, иллюстраций, игры слов и словосочетаний он увлекает читателя разгадывать загадки.
Ребусы так полюбились народу, что довольно быстро их стали распространять по другим странам, таким как Италия, Англия, Германия. Уже в конце 18 века английский художник Томасом Бьюиком создал библию для детей, в которой добавил иллюстрации и заменил некоторые слова изображениями, что сделало восприятие изучаемого более понятным и легким. Эта книга стала набрать большую популярность за океаном и в 1788 году Исайя Томас издает американский вариант Библии в иллюстрациях.
В России первые изображения – загадки появились в журнале «Иллюстрация» в 1845 году, а уже в 1881 году увидел свет журнал «Ребус». Ставший, в свое время, очень популярным, так как помимо статей по воспитанию содержал занимательные головоломки и задания, а за правильные ответы полагались призы. Даже логотип журнала «Ребус» был сам выполнен в виде ребуса.
Позднее разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив процесс в семейную вечернюю игру.
Со временем стали появляться новые журналы, брошюры, буклеты и руководства по решению головоломок и ребусов. С появлением телевидения головоломки успешно завоевали экран. Свидетельством этого является популярное в середине прошлого века американское телешоу «Игра в ребус», на котором разгадывались зашифрованные слова. Самый умный человек получил денежный приз.
Популярность ребусов и сейчас не снизилась. Они прекрасно развивают память и интеллект. Кроме того, они очень интересны как взрослым, так и детям.
2. Виды ребусов
Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.
3. Правила разгадывания ребусов
Ребус допускает комбинацию двух и более правил одновременно. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, или иметь одно общее название и одно конкретное. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Расшифровывать ребусы следует по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а затем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. Читать ребусы очень просто!
Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления:
Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
Знаки препинания и пробелы не учитываются
Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Было «шприц» стало – «приц».
Перевернутая запятая справа означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова. Было «пальма» стало – «паль».
Если над словом перечеркнутые буквы, то это означает, что их нужно вычеркнуть. Если в слове несколько таких букв, то все они вычеркиваются. Было «стол» стало – «ст».
Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, то их нужно добавить к слову в начале или в конце.
Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «НАД» или «ПОД».
Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между предлогами «ЗА» или «ПЕРЕД».
В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог «В».
Иногда выводятся перечеркнутые номера букв с начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы с соответствующим порядковым номером. Было «палач» стало «плач».
Для замены букв внутри используют равенство типа И = Е, которое означает, что следует заменить все буквы И на Е. Если указано равенство типа 2 = Р, то следует вторую букву заменить на Р, например, 3 = К: было «сачок» стало – «сакок».
Строчка вида 2, 4, 6, 7 означает, что из слова необходимо использовать только буквы под номерами 2, 4, 6 и 7; например: 4, 3, 2 – было «будильник», стало – «иду».
Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова. Самый простой вариант использования цифр в ребусах - для замены части слова.
Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать справа – налево. Было «крот» стало – «торк».
При шифровании часто используют структуру начертания изображения
Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:
Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:
Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К». Например, «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»
При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например, «сорок А» читаем «сорока».
Таким образом, для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.
Заключение
Ребусы - это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребусы имеют богатую историю, они появились даже раньше письменности. Популярность ребусов и сейчас не снизилась. Они прекрасно развивают память и интеллект. Кроме того, они очень интересны как взрослым, так и детям. Решение ребусов помогает нам развивать логическое мышление. Ребус развивает внимание, память. При знаниях правил решения ребусов, можно самостоятельно составлять ребусы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если знать правила разгадывания ребусов, то можно из любого слова создать ребус.
Список литературы
Воронина Т.П. Игры со словами: ребусы-ловушки/Т.П. Воронина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016 [с.]: ил. – (Школа развития)
Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды», М., 2014. – 353с.
Просветов Г.И. Ребусы.Задачи и решения.Учебно –практическое пособие.-М.: Альфа Прес, 2018-56с.
Ребусы? Легко! Тренажер в картинках для школьников.1-4 классов. Под ред. Умнова М.С.-М.: Планета, 2020-48с.