Класс: 7
Тема. Шрифты
Цель урока: формирование умения использовать приёмы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учётом композиционных законов.
Задачи урока:
-
Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне
-
Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
-
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна
Тип урока. Урок - сообщение нового материала. Урок – диалог.
Оборудование: альбом, линейка, карандаш, ластик, фломастер, цветной карандаш, презентация по теме урока.
Ход урока
Изучить.
Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведёт свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.
Потом рисунки превратились в буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.
На смену пиктографическому письму пришло идеографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.
Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причём знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.
Первый алфавит литеро - фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры.
Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое? (знать определение)
-
Совокупность букв, цифр, знаков определённого рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
-
Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
-
Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.
Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.
В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо.
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия.
С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ей писались грамоты и официальные документы.
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы).
Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек.
Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
К шрифтам предъявляются самые высокие требования - это:
-
Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
-
Пропорциональность – соотношение частей и целого.
-
Ритмичность – чередование элементов, которое придаёт композиции чёткость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
-
Равновесие – ощущение симметричности.
-
Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к чёрному. Хроматическая – цветная.
-
Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
-
Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
-
Целостность – впечатление завершённости, простота элементов.
Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.
Буква – своеобразная картина. Её графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.
Закрепление материала. Практическая работа
Просмотрели презентацию, выполнили задание.