СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Музыкальная литература

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков для 7 класса ДМШ №24 Кировского р-на г.Казани. Темы уроков:

1. Обзорная лекция по отечественной музыке 1960-1990-х годов

2. Г.В.Свиридов. Биография и творчество.

Источники: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века: учебник для ДМШ: четвертый год обучения. М., 2004. С.198-217.  Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. Четвертый год обучения. Ростов-на Дону, 2016. С.170-177. 

Просмотр содержимого документа
«7 класс Музыкальная литература»

7 класс. Музыкальная литература. 3, 10 апреля.

Урок №1. Отечественная музыка в 1960 – 1990-е годы.

Урок №2. Георгий Васильевич Свиридов (текст биографии Свиридова идет на экзамен – Билет №3, вопрос №1. Все названия музыкальных произведений, которые выделены жирным курсивом и подчеркнуты – нужно послушать).

Ссылка для скачивания музыки:

https://cloud.mail.ru/public/2eAb/5xsuY2SFk





Урок №1.

Отечественная музыка в 1960 – 1990-е годы.

Начиная с 1960-х годов, отечественная культура вступает в новый период развития. Отмена в 1958 году постановления ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере «Великая дружба» В.И.Мурадели» открывала более широкие горизонты для творческих поисков. Однако, идеологический диктат продолжал оказывать влияние, это приводило к запрету или замалчиванию многих произведений отечественных и зарубежных авторов, и даже к их изгнанию.

Расширяются международные культурные связи. В нашей стране выдающиеся зарубежные исполнители (канадский пианист Гленн Гульд, дирижеры Леопольд Стоковский, Герберт фон Караян). Регулярными становятся гастроли зарубежных оперных театров, симфонических оркестров. Начиная с 1956 года за рубежом гастролируют наши отечественные театры, музыкальные коллективы, исполнители. Все чаще в концертных программах появляются произведения зарубежных композиторов XX века – Г.Малера, Р.Штрауса, П.Хиндемита, А.Шенберга, Б.Бартока, О.Мессиана, А.Онеггера. Большим событием в музыкальной жизни стало концертное турне русского композитора, проживающего за границей – Игоря Стравинского в 1962 году.

В рассматриваемый период трудятся композиторы разных поколений. Творчество одних к этому времени стало уже музыкальной классикой – это Д.Шостакович, А.Хачатурян, Д.Кабалевский, Г.Свиридов. Наряду с ними появляется новое поколение композиторов: Э.Денисов, С.Губайдуллина, В.Гаврилин, А.Петров, Б.Тищенко, А.Шнитке, Р.Щедрин. Они ищут новые пути, с интересом изучают технику сочинения современных зарубежных композиторов. Нередко молодым композиторам приходится отстаивать свое право на музыкальное творчество. Их сочинения вызывают бурные дискуссии.

Темы для творчества: происходит более глубокое осмысление темы войны, революции, истории отечества; усиливается интерес к философским вопросам о смысле жизни и смерти.

Жанры. В 1960-е годы продолжается работа композиторов в самых разнообразных жанрах: песня и симфония, опера и балет, кантата и оратория, в камерных вокальных и инструментальных жанрах.

Песня. Появляются торжественно-патриотические песни. Самая яркая среди них «День победы» Д.Тухманова (сл.В.Харитонова). Многие песни, прозвучавшие в кино- или телефильмах, стали широко популярными – это М.Таривердиев песни из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «С легким паром», «Ирония судьбы». Из мультфильмов – песни В.Шаинского «Улыбка», «Чунга-чанга», «Песенка про кузнечика», «Песенка крокодила Гены», песни Г.Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты». Авторов стихов и мелодий, самостоятельно исполнявших свои песни под гитару, называли «бардами» (Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Розенбаум, Ю.Ким, В.Высоцкий). В 1960-1980-е годы интенсивно распространяется рок-музыка (вокально-инструментальные ансамбли «Веселые ребята», «Машина времени» и др.) Рок оказывает влияние на другие жанры – например, рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Опера. Поиски новых тем, сюжетов. Самое яркое произведение на историческую тему – опера А.Петрова «Петр Первый». На сюжеты Гоголя написана опера «Мертвые души» Р.Щедрина, Чехова – балеты В.Гаврилина «Анюта», Р.Щедрин «Чайка», «Дама с собачкой». По роману Л.Толстого «Анна Каренина» Щедрин написал балет.

Кантата и оратория. Историческая тема воплощена в хоровой поэме Щедрина «Казнь Пугачева» (по Пушкину), тема войны и мира – в Реквиеме Кабалевского. Огромная заслуга в развитии хоровых жанров принадлежит Г.В.Свиридову – основателю направления «новая фольклорная волна». Начало этому направлению положил цикл «Курские песни», в котором композитор использует музыкальный диалект песен южнорусской области. Свиридов также начал возрождение традиций русской духовной музыки (Три хора к драме А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» на слова и распев XVI века). Немало духовных произведений было создано в связи с 1000-летием Крещения Руси (1988).

Стремление композиторов отразить парадоксальность своего времени приводит к поискам в музыке новых жанров, форм, стилей, средств музыкальной выразительности. В одном произведении зачастую соединяются принципы различных жанров – симфонический, хоровых камерных, инструментальных и вокальных. Появляются хоровые действа Гаврилина, сочетающие в себе признаки оратории, симфонии, вокального цикла, балета, драматического спектакля. Влияние жанра оратории обнаруживается в Тринадцатой симфонии Шостаковича, синтез симфонии, вокальной и инструментальной музыки – в его Четырнадцатой симфонии.

Домашнее задание. Ответить на вопросы:

  1. Назовите композиторов 1960-1990-х годов. Какие произведения они написали?

  2. Укажите авторов и жанры следующих произведений: «Анюта», «Дама с собачкой», «День Победы», «Петр Первый», «Улыбка».





Урок №2. Тема: Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998).





Жизненный и творческий путь.

Г.В.Свиридов – крупнейший русский композитор XX века. Его называли последним представителем русской классической музыки. Очень рано Свиридов оказался в числе признанных классиков советской музыки. Главным направление его творчества была вокальная – сольная и хоровая музыка.

Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеж возле Курска в семье скромного почтового работника и учительницы. Его ранние музыкальные впечатления связаны с пением церковного хора, с домашним музицированием, в котором преобладали песни и романсы. В доме звучал граммофон с оперными ариями и романсами Глинки. На улице пели частушки, играла гармошка. В 7 лет Свиридов начал заниматься на фортепиано, играл на балалайке в любительском оркестре. С 1929 по 1932 г. он учился в курской музыкальной школе. К этому же времени относятся первые опыты сочинения музыки.

В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу фортепиано, а затем композиции профессора М.А.Юдина. Учиться было нелегко, помогать было некому (в 1924 г. умер отец), поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Вокальный цикл «Шесть романсов на стихи Пушкина», созданный выпускником техникума, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Его сразу же приняли в Союз композиторов. В 1936 г. он поступил в Лнинградскую консерваторию. С 1937 г. до окончания консерватории в 1941 г. он занимался в классе Д.Д.Шостаковича.

В ранний период творчества Свиридов испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку XX века. Это влияние проявилось в инструментальных произведениях (Фортепианное трио, за которое получил Государственную премию в 1946 году, Соната для фортепиано памяти Соллертинского и др.).

В 1950 г. Свиридов создает вокальную поэму «Страна отцов» на стихи армянского поэта Аветика Исаакяна, которая стала началом периода творческой зрелости. С этого времени основным направление его творчества становится вокальная и хоровая музыка. Круг поэтов, на чьи тексты композитор пишет свои произведения, достаточно широк: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян, Бернс.

В 1950-1970-е годы в его творчестве развивается ораториальный жанр. Он вдохнул в этот жанр новую струю и подтолкнул к нему многих композиторов. Для него оратория – это сжатое выражение напряженный мыслей о Родине, о пережитых событиях истории страны. Он всегда придавал огромное значение слову, дополняющему эмоциональную стихию музыки.

Им были созданы монументальные вокально-симфонические фрески «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи Маяковского, кантата «Курские песни» на народные тексты, вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи А.Блока, концерт для хора «Пушкинский венок», симфонические сюиты «Время, вперед!» и «Метель» (по повести Пушкина), «маленькие кантаты»: «Деревянная Русь» на стихи Есенина, «Снег идет» на стихи Пастернака.

Главный образ творчества композитора – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Свиридова.

В 1970-90-е годы Свиридов создает произведения, в которых использует подлинные церковные тексты, интонации древнерусских духовных песнопений. Его последнее сочинение называется «Песнопения и молитвы».

Свиридов скончался 6 января 1998 года.



Музыкальные произведения Г.В.Свиридова.



«Поэма памяти Сергея Есенина»

Сочинение написано для хора, солиста-тенора и оркестра в 1956 году.

Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина, долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни: в счастливой советской стране кончать жизнь самоубийством было преступно. Простили это только Маяковскому — любимому поэту Сталина. Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет.

Образ Поэта предстает у Свиридова сложным глубоким и трагичным. Революция разрушила вековой уклад крестьянской жизни. Поэт сознает неизбежность перемен и лично для него нет места в новой жизни. «Я последний поэт деревни» - горестно размышляет он. Поэт остается в одиночестве. Гибель прежнего уклада означает для него гибель Родины.

Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси.

  1. «Край ты мой заброшенный»

  2. «Поет зима - аукает»

  3. «В том краю»

  4. «Молотьба»

Второй раздел, включающий в себя пятую и шестую части, идущие без перерыва и объединенные общим названием «Ночь под Ивана Купала», — аналог симфонического адажио, пленительные картины ночи, вдохновенный, одухотворенный и чарующий ноктюрн.

Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси после прихода Революции:

7. «1919…»

8. «Крестьянские ребята»

9. «Я последний поэт деревни»

10. «Небо – как колокол».

С лирическими песнями-монологами тенора чередуются хоровые номера.

1 «Край ты мой заброшенный». Ощущение простора и щемящая грусть. Это песня, родственная народным. Её истоки в старой крестьянской песенности, а также в более современной городской. Когда вступает голос, в оркестре появляются плачущие секунды у альтовой флейты. Эта интонация стона пронизывает всю 1 часть.

2 «Поет зима – аукает». Часть почти целиком посвящена изображению вьюги – удалой, богатырской, полной здоровья, «ядрёной» силы. С самого начала слушателя неудержимо увлекает ритм бега гигантских саней.

Трагичен финал поэмы №10 «Небо – как колокол». Колокольный звон здесь создается звучанием всего оркестра, фортепиано, натуральных колоколов. На его фоне в ритме перезвона хор скандирует текст. Возникает образ грандиозного «космического» масштаба. Колокол является одним из национальных символов России.



Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»

Однажды, в 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступивший к съемкам кинофильма «Метель» по повести Пушкина, и предложил Свиридову написать музыку к повести.

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Пушкин посетил свое нижегородское имение Болдино и вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. В этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, под общим названием «Повести Белкина».

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Свиридов очень любил работу для театра и кино и принялся писать музыку. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту.

Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями.

Музыка этих пьес для симфонического оркестра воссоздает колорит пушкинской эпохи и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни («Венчание»)

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка».

Вступление - мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби.

Тема – на фоне непрерывной дроби барабана, вторящих ей аккордов струнных возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки.

Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

Романс

Аккомпанемент рояля, скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на интонациях диалога, беседы. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

Военный марш

Главная тема – tutti духового оркестра (в этом номере струнные не задействованы), с грозными ударами тарелок и большого барабана, мощным уханьем медных басов. В среднем эпизоде стихает большинство инструментов, с залихватской мелодией вступает труба, поддержанная гобоями (ей аккомпанируют валторны синкопированным ритмом, да продолжают отбивать шаг ударные и «ухать» низкие духовые).



Домашнее задание. Ответить на вопросы:

  1. Какие жанры в творчестве Свиридова являются главными?

  2. Назовите имена поэтов, чьи стихи композитор использовал в своем творчестве.

  3. Перечислите названия частей в поэме памяти С.Есенина.

  4. В каких произведениях Свиридов обращается к творчеству Пушкина?


Скачать

© 2020 1281 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!