Урок музыкальной литературы в 1 классе
Тема: «Выразительные средства музыки - мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, регистр»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «ритм», «лад», «мелодия», «гармония», «тембр», «регистр».
Задачи:
обобщение и систематизация ранее полученных знаний о жанрах
музыки;
формирование метроритмических навыков учащихся и закрепление
их при помощи упражнений;
развивать ладовое чувство учащихся;
формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: знать названия изученных произведений и их авторов
Уметь определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений
Личностные: Уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные:
- уметь прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.
Оборудование: доска, сигнальные карточки, карточки эмоционального настроения, эскизы трёх китов, карточки с названием нот, счётные палочки.
Ход урока
1. Орг. момент. Попевка – приветствие:
- Молодцы, ребята! Садитесь, пожалуйста, и, прежде чем мы приступим с вами к работе, покажите, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок. (Дети показывают учителю своё настроение с помощью карточек эмоционального настроения.) А теперь покажите друг другу своё настроение. (Ребята друг другу показывают своё настроение.)
2. Повторение пройденного материала
- Сегодня на уроке мы вместе с вами окунёмся в волшебный и сказочный мир музыки. Ребята, давайте пофантазируем, что такое музыка, как вы думаете?
- Пение птиц, журчание воды, шелест листвы и т.д.
- Музыка – это душа, зеркало жизни народа, в котором отражаются все стороны человеческой жизни. А подумайте внимательно, из чего же состоит музыка?
- Мелодия, ноты, песня и т.д.
- Вспомните древнюю легенду, когда люди думали, что земля плоская и держится на трёх больших китах. А в музыке есть такие киты, на которых она держится? (Да).
- А сколько их? (Три.)
-Правильно. В музыке тоже есть три основных кита.
(На доске крепятся рисунки трёх китов разного цвета.)
- Ребята, а как они называются?
- Песня, танец, марш.
(Под рисунками китов крепятся их названия.)
- А теперь, ребята, поиграем с вами в игру «Угадай мелодию», одновременно вспоминая, как звучат эти «киты».
У вас на партах лежат карточки с тремя цветами. Каждый цвет соответствует нашему определённому «киту»: красный цвет – танец, жёлтый – марш, зелёный – песня. Как только вы услышите знакомый вам «кит», то поднимите карточку с этим цветом. Только, ребята, чтобы правильно отгадать прозвучавший «кит», надо себе вообразить, что под эту музык может делать человек: петь, танцевать, маршировать. Итак, будьте внимательны и не спешите с ответом.
(звучат песни, танцы, марши, а дети их отгадывают, поднимая карточки с определённым цветом.)
- Молодцы! Я вижу, что вы хорошо подружились с тремя китами и стали на одну ступень ещё выше и ближе к настоящим музыкантам.
3. Изучение новой темы
- А как можно представить себе музыку? На что она больше похожа: на лежащий камень или на бегущий ручеёк?
- На бегущий ручеёк.
- Получается, что музыка не лежит как камень на месте, а находится в постоянном движении, как бегущий ручеёк. Музыка – это искусство, которое раскрывается перед нами в движении, шаг за шагом. Это зайчик по лесу скачет (учитель играет мелодию, изображающую зайчика), а это медведь пробирается сквозь кустарник (музыка, изображающая медведя). А раз она находится в движении, то получается, что музыка живая? (- Да.)
- Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Запишите их в свои тетради.
- Какой главный элемент музыкальной речи?
МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. Как вы знаете, мелодия может быть разной - плавной и скачкообразной, отрывистой. Это зависит от другого выразительного средства музыки.
- Ребята, а что нужно, чтобы музыка двигалась, чтобы она жила?
- ???
- Затрудняетесь ответить? Давайте вспомним, что нужно человеку, чтобы он жил, двигался? Вот возьмите левую руку и положите на запястье два пальца правой руки. Что вы слышите? (- Тук – тук –тук.)
- Вы слышите пульс, то есть биение сердца, РИТМ нашей жизни. А с чем можно сравнить биение сердца? (- С часами.)
- Правильно, прежде всего, с часами, которые отбивают РИТМ времени. А скажите, как у нас ходят маленькие часики? (- Ти – ти – ти.)
- Давайте прохлопаем этот ритм.
(Все прохлопывают.)
- А как у нас ходят большие часы? (- Та – та – та.)
- Прохлопаем и этот ритм.
(Все прохлопывают.)
- А сейчас давайте покажем, как будут одновременно ходить большие и маленькие часы. Одна половина класса у нас будет маленькими часиками, а другая – большими часами.
(Прохлопывание сначала отдельно по группам, а потом все вместе.)
- Ой, ребята, а что-то у нас часы неверно идут, одни спешат, другие отстают. А ну-ка, починим ход наших часов, а для этого надо очень внимательно слушать друг друга.
(Прохлопывание.)
- Молодцы! А теперь давайте поменяемся часами.
(Прохлопывание.)
- Замечательно! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Эхо», заодно и потренируем свой слух, чтобы наши часики никогда не сбивались. Я вам буду прохлопывать ритм, а вы, внимательно прослушав, должны будете в точности его за мной повторить.
(Игра «Эхо».)
- Ребята, так вот, у музыки, также как и у человека, также как и у часов, есть свой ритм. Давайте ещё раз в этом убедимся. Вспомните начало русской народной песни «Во поле берёзка стояла».
(Дети поют первые две строчки из песни.)
- Вы слышите, что в этой песне, как и у часов, есть длинные, а есть и короткие ноты? В этом и показан ритм песни. Попробуем его просто произнести словами, без пения.
(Все произносят словами ритм.)
- А теперь попробуем этот ритм прохлопать.
(Хлопают ритм в ладоши.)
- Усложним задачу: одна половина класса будет хлопать только короткие ноты, а другая половина – длинные.
(Хлопают.)
- Молодцы! Поменяемся!
(Хлопают.)
- А теперь все вместе прохлопаем только короткие ноты, а длинные будем произносить про себя.
(Хлопают.)
- А наоборот? Короткие ноты произносим про себя, а длинные – хлопаем.
(Хлопают.)
- Ребята, у вас на партах лежат короткие и длинные палочки. Попробуйте из них сложить ритм этой песенки. Длинные палочки – это длинные ноты, а короткие палочки – это короткие ноты.
(Дети из счётных палочек разной длины пытаются сложить ритм песни «Во поле берёза стояла».)
- Давайте проверим себя. Посмотрите на эту карточку (показывает карточку, на которой изображён ритм песни «Во поле берёза стояла») и посмотрите на свои палочки, правильно ли вы сложили ритм песни.
(Проверяют правильность своего задания.)
- Проверьте своих соседей.
(Проверяют друг у друга.)
- Ой, какие молодцы! Скажите, теперь вы убедились, что музыка живая, что у нё тоже есть сердце? (Да!)
- А как оно называется? (Ритм.)
Еще одно понятие, с которым мы встречаемся в жизни, тесно связано с музыкой. Есть одно хорошее слово – ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье ладят, когда платье сидит ладно. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок между звуками, среди которых один звук является как бы опорой. Такие звуки и называются опорными, а другие звуки в ладу как бы тяготеют к этому опорному, или устойчивому, звуку - они называются неустойчивыми звуками лада. В древности существовало множество различных ладов. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор (в переводе с латинского обозначает «большой») и минор – «меньший». Мажор создает радостное, бодрое настроение, а минор навевает печаль, даже тоску.
- Молодцы! А дома вы, ребята, попробуйте сами сочинить какой-нибудь ритм, записать его в своей тетради короткими и длинными палочками и прохлопать нам его на уроке.
Учитель: - Ребята, спасибо за урок, вы сегодня замечательно поработали и порадовали меня. Поэтому у меня прекрасное настроение. (Учитель на доске крепит карточку со своим настроением.) Наш урок закончен.
- Я хотела бы, чтобы вы, уходя с урока, поделились со мной своим настроением.
(Дети выходят из класса, прикрепляя к доске карточку со своим настроением.)