СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Слово и музыка. Два великих начала искусства» (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 5 урока 1 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

 Метапредметные:

— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;

- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.

Личностные:

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

Предметные:

—  формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Слово и музыка. Два великих начала искусства» (5 класс)»

5 КЛАСС. I ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА



Урок 5. Слово и музыка. Два великих начала искусства



Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;

- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.

Личностные:

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

Предметные:

—  формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки);

- выявить общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза».



Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по сравнению литературных и музыкальных произведений.



Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: А.  Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...»; В. Мюллер. «В путь».

Музыка: М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье» (№ 4 аудиоприложения); Ф. Шуберт. «В путь» (№ 5 аудиоприложения). Песенный материал. Рекомендуется помимо прослушивания песни «В путь» разучить и исполнить её и в качестве песенного материала; М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц.

Изобразительное искусство: В. Серов. «Портрет Ф. Шаляпина»; В. Тропинин. «Портрет А. С. Пушкина»; Я. Вермеер. «Художник в мастерской». Портрет композитора М.И. Глинки (фото). Карточки с наименованием певческих голосов.



Виды деятельности учащихся: Прослушивание романса «Я помню чудное мгновенье…» и песни «В  путь». Сравнительный анализ стихотворений и их музыкального воплощения с применением логических универсальных действий — сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, доказательств, выдвижения гипотез и их обоснования. Просмотр и обсуждение предложенных произведений живописи. Пение песни «В путь». Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: цикл.

Формы педагогического контроля: Контроль работы учащихся с рубрикой «Вопросы»; выполнение заданий в «Дневнике музыкальных наблюдений».


ХОД УРОКА

  1. Ведение в тему. Сообщение темы урока

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н. Заболоцкий


- Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – Слове и Музыке. Как вы можете определить связь между ними?


  1. Работа по теме урока. Взаимодействие слов и музыки

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии (здесь: могучая сила) искусства. Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. На протяжении многих веков они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – это песни, романсы, оперы.

Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а каждое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения?

- Нет, не каждое, так как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.

- Действительно, стихотворение должно по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных - приятных на слух - слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса. Какие вы знаете певческие голоса?

- Сопрано, меццо-сопрано, дискант, альт, контральто, тенор, баритон, бас.

- Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт?

- Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.

- Вы правы, это придаёт музыкальному произведению тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Рассмотрите портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым.


В
. Серов.
Портрет Ф.И. Шаляпина





































Ф. Шаляпин был великим русским оперным певцом, обладавший глубоким низким голосом — басом.

«Гениальный сын земли русской» – эти слова начертаны по-французски на розовом граните тяжёлой плиты, прикрывающей могилу величайшего певца, когда-то появившегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.


  1. Знакомство с романсом

- Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Кому знакомы эти замечательные строчки:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье

Как гений чистой красоты…

Скажите, кто является автором этого стихотворения?

- Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Рассмотрите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.


В
. Тропинин.
Портрет А.С. Пушкина






















Гениальные строки А. Пушкина учили наизусть и современники великого поэта, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.

А вы знаете о существовании романса, музыку к которому написал великий Михаил Иванович Глинка? Так вот этот романс является примером идеального слияния вдохновенных стихов и столь же вдохновенной музыки. Это стихотворение Пушкина получило гениальное воплощение в музыке М. Глинки: так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье…»


С охранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, почеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным мастеру стиха.





М. Глинка

М. Глинка был знаком с А. Пушкиным. На стихи Пушкина композитор создал много романсов, а также оперу «Руслан и Людмила».

Интересный факт: Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» создавал под влиянием увлечения Анной Керн, а Глинка сочинил музыку к этому стихотворению под влиянием увлечённости дочерью Анны Керн —  Екатериной. Так две прекрасные русские женщины — мать и дочь — вдохновили великих авторов на создание одного из лучших образцов жанра романса.

Подробнее о жизни и творчестве М. Глинки - см. Приложение 1.

Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.

Во время прослушивания романса обратите внимание на совершенное взаимодействие музыки и поэзии в этом романсе, на гибкое следование музыки за текстом: так, на словах «как мимолётное виденье» появляются полётные ритмы; в начале строфы «Шли годы. Бурь порыв мятежный…» характер музыки становится суровым, драматическим. Фраза «В глуши, во мраке заточенья…» сопровождается томительными, тянущимися звучаниями. На словах «Душе настало пробужденье…» возвращается первоначальная светлая мелодия. Во время слов «И сердце бьётся в упоенье…» музыкальный пульс учащается, появляются более мелкие ритмические длительности (шестнадцатые).


Слушание романса М.И. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

- Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

- Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

- А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит тоже вдохновенная мелодия, что и в первой части.

- Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты», а может, самого автора, охваченного нежным и глубоким чувством.

Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чётко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения – вместе они представляют единое художественное целое.

4. Слушание и разучивание песни Ф. Шуберта «В путь»

А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы забыто. Такое «чудо прикосновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» (здесь: менее ценный, менее значительный) литературы.

Мало кто знаком с поэзией Нестора Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную песню», нежно-задумчивого «Жаворонка» М. Глинки, написанные на его стихи.

Простодушные стихотворения Вильгельма Мюллера вряд ли надолго удержали внимание читателя. Однако гений немецкого композитора Ф. Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки. Поэзия Вильгельма Мюллера, при всей простоте и незатейливости, пришлась по душе Шуберту, прежде всего, задушевностью, искренностью, музыкальностью, близостью к народным истокам.

Франц Шуберт является автором более 600 песен. Шуберт писал песни на стихи как великих (например, И.В. Гёте), так и малоизвестных поэтов, своих современников.

Подробнее о жизни и творчестве Ф.  Шуберта - см. Приложение 2.

Сейчас мы прослушаем песню «В путь» Франца Шуберта, которая открывает цикл «Прекрасная мельничиха», разучим её и постараемся исполнить. (Возможно пение песни одновременно с её прослушиванием).

В вокальном цикле «Прекрасная мельничиха» Шуберт вслед за Мюллером рисует историю простого доброго юноши, который идёт вдоль ручья, мечтает найти своё счастье.

Герой отправляется в путь и большинство своих песен он будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём нелёгком путешествии – любовь, надежду, восторг, разочарование, - он будет переживать как бы в ритме своего собственного шага – то упруго-стремительного, то горестно-тяжёлого. Дорога приведёт его на мельницу, где он станет подмастерьем и влюбится в красивую девушку — дочь мельника… Но эти события ещё впереди, а в начале своего пути юноша поёт песню — своего рода гимн движению, воспевание дороги, ведущей вдаль…

В движенье мельник жизнь ведёт,

В движенье,

Плохой тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Всё дома!



Вода примером служит нам,

Примером!

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше всё бежит,

Всё дальше!



Колёса тоже не стоя,

Колёса!

Стучат, кружатся и шумят,

С водою в путь они хотят,

С водою.



Вертятся, пляшут жернова,

Вертятся.

Кажись, бы им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать,

Нельзя же!



Движенье – счастие моё,

Движенье!

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой,

Далёко!

Песня состоит из пяти куплетов: пять раз повторяется одна и та же музыка, сопровождаемая каждый раз новыми стихами. С каждым куплетом мы узнаём всё больше: о том, что вперёд движется и вода в реке, и крутящиеся колеса, и вращающиеся жернова мельницы.

Слушание, разучивание и исполнение песни.

5. Работа над нотными примерами

В романсе М.  Глинки (нотный пример 4) ученики отмечают свободное волнообразное строение мелодии. Строчки стихотворения в мелодии отделены друг от друга паузами. Партия фортепиано также певучая и плавная, она поддерживает и подчёркивает красоту мелодии.

В песне Ф. Шуберта (нотный пример 5) фортепианное сопровождение изображает и приветливое журчанье ручья, и бодрую ходьбу юноши. А в вокальной партии мы слышим активные жизнерадостные интонации, близкие народным немецким и австрийским песням.

6. Вокально-хоровая работа

- А иногда случается и такое, что музыка возрождает к жизни поэзию. Послушайте мелодию и назовите это произведение.

Учитель наигрывает мелодию на фортепиано.

- М. Таривердиев. Маленький принц.

- Спойте эту мелодию на слог «лё».

Обучающиеся пропевают мелодию на слог «лё».

- А теперь споём со словами. Итак, настраиваемся на первый звук, выравниваем унисон, стараемся петь, как один, слушая друг друга. Поём лёгким, полётным звуком.

Обучающиеся исполняют песню.

- Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня появиться на свет?

- Наверное, нет, потому что композитор писал эту песню исходя из слов, то есть «шёл» от содержания стихотворения. А эта песня действительно красива благодаря и словам, и музыке.


7. Выразительные средства музыкальных произведений

- Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь – это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Я хочу, чтобы ваш парусник всегда мчался вперёд, навстречу ветру перемен, навстречу новым открытиям, новым свершениям, несмотря ни на что. Ведь сказал же замечательно светлый, солнечный, великий Моцарт, что жизнь – это улыбка, даже тогда, когда по лицу текут слёзы.

Ответьте мне на вопрос: кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных?

- Он умеет разговаривать. А это может делать только человек.

- Совершенно верно. Но ведь разговор разговору – рознь.

Вот я, например, беру книжку и читаю в ней слова как попало. Скажем так: «Зелёный ходит дуб налево, у Лукоморья говорит, златая ночью песнь учёный, направо кот на дубе том». Ну, и как, звучит?

- Нет, это же поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит.

- А как должно звучать, расскажите.

- У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной.

Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства.

Так вот, ребята, музыка – это тоже речь, потому что в ней присутствует и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения, различные интонации, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.


8. Итог урока

В далёкие времена музыка и слово ещё не были отделены друг от друга.

Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.


9. Вопросы и задания

  1. Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

  2. Считаешь ли ты музыку М. Глинки созвучной стихотворению А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Объясни свой ответ.

  3. Что в характере песни Ф. Шуберта «В путь» кажется тебе самым главным? Что, по-твоему, больше передаёт этот характер – стихи или музыка?

  4. Заполни дневник музыкальных наблюдений на стр. 8.


















Приложение 1

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Глинка, Михаил Иванович (1.6.1804, Новоспасское, ныне Смоленской области, —  15.2.1857, Берлин). Русский композитор. Сын помещика, воспитывался в деревне, где имел возможность слышать народную музыку в самых чистых, беспримесных формах. Юность Глинки прошла в Санкт-Петербурге, где он получил музыкальное образование в пределах, обычных для молодых людей его круга (в частности, брал уроки у Филда). Источником важных музыкальных впечатлений для Глинки стало путешествие по Италии (1830–1833); в эти годы были написаны «Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и фагота и Большой секстет для фортепиано и  струнных, выдержанные в «общеевропейском» стиле салонной камерной музыки. В 1834 г. Глинка недолго занимался в Берлине у Дена и сочинял инструментальную музыку на русские народные темы.

Слава первого композитора России пришла к Глинке в 1836 г., когда в Санкт-Петербурге состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя». Произведение Глинки — первая в истории русской музыки «большая опера» на исторический сюжет, с развитыми ансамблевыми и хоровыми сценами, широко распетыми речитативами и элементами лейтмотивной техники.

Вторая опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842), основанная на сказочной поэме Пушкина, была принята публикой более сдержанно.

В 1844—1845 гг. Глинка был в Париже, где на него большое впечатление произвела музыка Берлиоза; итогом его поездки в Испанию (1845–1847) стали две оркестровые увертюры на испанские темы. Вершина симфонического творчества Глинки — скерцо на тему русской плясовой песни «Камаринская» (1848). Среди многочисленных романсов Глинки выделяется обаятельная миниатюра на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье». (С. 243, 244.)

Приложение 2

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Шуберт, Франц (31.1.1797, Вена,  — 19.11.1828, там же). Австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С 1804 г. он обучался игре на фортепиано, скрипке и органе, пению, гармонии. В 1808—1812 гг. пел в императорской Придворной капелле под руководством Сальери, который, обратив внимание на талант Шуберта, начал обучать его основам композиции. К 1814 г. Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр на слова Шиллера, Метастазио и других, струнных квартетов, 1-й симфонии и оперы в трёх актах. Работая помощником учителя в школе своего отца (1814—1818), продолжал интенсивно сочинять. К 1814—1815 гг. относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь»), 2 и 3-я симфонии, 3 мессы и 4 зингшпиля. ‹…›

Друзья Шуберта —  образованные, наделённые тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса —  регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, позднее названных «шубертиадами».

На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), сонаты для фортепиано, 4, 5 и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Россини, фортепианный квинтет «Форель».

В конце 1822 г. Шуберт серьёзно заболел. Тем не менее этот сложный и тяжёлый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это единственный у Шуберта значительный образец бравурно-виртуозного фортепианного письма) и полной романтического пафоса Симфонии h-moll («Неоконченной»). Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас».

В 1827—1828 гг. творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 г. дал в зале Общества авторский концерт, который прошёл с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь», экспромты для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь». Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь часть возлагавшихся на него надежд.

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями.

До конца XIX в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. (С. 1025, 1026.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!