Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
- научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
- вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
- дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.
Планируемые достижения на уроке:
- умение анализировать прочитанное;
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- воспитание любви к музыке.
Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
На слайде изображение корзины и еловых шишек.
- Назовите тему нашего урока?
– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Написание музыки Эдвардом Григом, подарка для Дагни)
- О ком этот рассказ? (о композиторе Эдварде Григе, кто такой композитор из словаря Ожегова – Музыкант, создатель музыкальных произведений)
- Какие цели вы поставите перед собой в начале урока? (при помощи каких изобразительных средств языка Паустовскому удалось предать звучание музыки в рассказе)
II. Выборочное чтение (доказательство)
Проблемная ситуация
- Вспомним какие выразительные средства есть в литературе. Посмотрите на слайд (художник рисует картину леса, а как Паустовский рисует туже самую картину леса)
С.69 Грибной воздух
Шелест листьев
Горный лес
Шум прибоя
Обилие влаги
- Паустовского называют мастером художественного слова? Как вы можете это объяснить?
(мастер –знаток своего дела, виртуозно выполняющий работу, как художник рисует на холсте красками, так писатель Паустовский изображает картины при помощи слов)
– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Слайды 3–5
– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца". (Вита)
Слайд 6
Ребята, музыку не передать словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене, помогает услышать нам рояль.
Ответы после первичного чтения.
– В первой части рассказа Э. Григ встречается в осеннем лесу с 8-летней девочкой Дагни, дочерью лесника. Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Дагни понравилась Григу тем, что была скромна, смущалась, отвечала вполголоса, доверчиво рассказала о своей любимой игрушке. К тому же она была очень мила: медленно открывала и закрывала глаза, как это делает кукла. Она покорила Грига добротой и внимательностью.) (Настя)
– Почему же Григ решил подарить девочке именно музыку? (Григ понял, что Дагни может печалиться и с заботой думать о других, переживать за них, поэтому она сможет понять музыку и оценить подарок Грига) (Алиса)
Смысловое чтение.
– Как Григ пишет музыку? С.73 («Всё, что могло приглушить звуки, - ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома)
- Найдите и зачитайте как белые и чёрные клавиши тосковали…? С.73 Какой литературный приём использует Паустовский? Паустовский использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.
- Сколько времени Григ писал эту музыку? (больше месяца с.74)
- Что окружало композитора и вдохновляло его? (с.74 Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев. – О чём он думал? С.75 Он думал встретить молодую девушку, и о том как она поблагодарит его за музыку –подаренную ей)
- Возможно ли передать музыку словами, как пишет нам об этом автор?( С.75 Невозможно, конечно передать музыку словами, как бы не был богат наш язык)
- Был ли счастлив Эдвард Григ? Найдите и зачитайте ответ на вопрос с.75 «Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни»)
- Какие у него слушатели? Подтвердите словами из текста (Слайд 7 с.76
Синицы - волновались
Матросы - всхлипывали
Прачка – покачивала головой
Сверчок – поглядывал на Грига
Снег – повисал в воздухе
А Золушка - смотрела, улыбаясь
- Почему Эдвард Григ больше всего ценил этих слушателей? (Потому что они были добры, внимательны как и Дагни, умели переживать за других и ценить природу)
III. Физминутка.
IV. Слушание музыки.
Слайд (как создавлась музыка – звуки природы
Шум прибоя
Шелест листьев
Шёпот ветра
Звонкое эхо
Выразительные средства языка сравнение, олицетворение
мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом. (олицетворение)
Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев
И этот звон лился ручьями из дома (прием сравнение)
ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Слайд 8
– Паустовский помог нам заглянуть в мастерскую Грига, помог понять музыку. Самое время её послушать. Это произведение называется «Песнь Сольвейг»(Звучит музыка)
– О чём рассказала вам музыка? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы представляли себе, когда слушали её? (Дети по желанию высказывают своё мнение)
– А теперь посмотрите иллюстрации суровой, но очень красивой природы северной страны Норвегии. В Норвегии вы можете увидеть фьорды. Фьорды – это заливы с высокими скалистыми берегами. (Показ иллюстраций фьордов)
Беседа по прочитанному
- Куда отправил отец Дагни после окончания школы?
- Как дядюшка Нильс отозвался о театре? (с.77 В театре надо верить всему. Иначе бы людям не нужны были бы никакие театры.)
- Куда пригласила тётушка Магда Нильса и Дагни? ( с.78 в концерт)
- В какое платье оделась Дагни и почему? (в чёрное, потому что настоял дядюшка Нильс)
- Найдите описание красоты Дагни и зачитайте? (с.78 – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Смысловое чтение
Слайды 9–10
– Ребята, а теперь поговорим о том, какое впечатление музыка произвела на Дагни.
Какие слова доказывают, что слушание музыки рождает в воображении образы и картины? (с.79 Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.)
- Почему Дагни вздрогнула, когда объявляли пьесу?
– Дагни 18 лет. Мы с вами в театре вместе с Дагни. Что ей почудилось? При помощи каких слов описывает автор картины этой мелодии? С.80
- поёт рожок (слайд)
-струны оркестра
- мелодия росла , бушевала (шум прибоя)
- неслась по вершинам деревьев (шёпот ветра)
- срывала листья, качала траву (шорох листьев)
- Это был её лес
Слайд 11
– Что ещё услышала Дагни в музыке? С.80-81 (Стекляные корабли пенили воду, ветер трубил в их снастях)
- Как автор показал слияние звуков природы и музыки?(Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке…)
– Как вы думаете, смогла он оценить подарок? (Она плакала о том, что он умер, и представляла как поблагодарила бы его за этот подарок. Так же как и представлял эту встречу Григ)
– Теперь вы понимаете, почему Григ решил отсрочить подарок на 10 лет? (Дети часто за подарок принимают материальные вещи понять и оценить музыку можно в более сознательном возрасте)
V. Итог урока.
– Ребята, как вы думаете, достигли мы с вами целей урока? (Мы выяснили, при помощи каких выразительных средств языка Паустовскому удалось предать волшебные звуки музыки. Это сравнение и олицетворение)
– И в конце урока я хочу обратиться к вам со словами поэта Владимира Полуничева:
Слайд 12
Не жалейте сердца не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато, –
До могилы бедствует скупой!
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
- научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
- вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
- дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.
Планируемые достижения на уроке:
- умение анализировать прочитанное;
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- воспитание любви к музыке.
Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
На слайде изображение корзины и еловых шишек.
- Назовите тему нашего урока?
– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Написание музыки Эдвардом Григом, подарка для Дагни)
- О ком этот рассказ? (о композиторе Эдварде Григе, кто такой композитор из словаря Ожегова – Музыкант, создатель музыкальных произведений)
- Какие цели вы поставите перед собой в начале урока? (при помощи каких изобразительных средств языка Паустовскому удалось предать звучание музыки в рассказе)
II. Выборочное чтение (доказательство)
Проблемная ситуация
- Вспомним какие выразительные средства есть в литературе. Посмотрите на слайд (художник рисует картину леса, а как Паустовский рисует туже самую картину леса)
С.69 Грибной воздух
Шелест листьев
Горный лес
Шум прибоя
Обилие влаги
- Паустовского называют мастером художественного слова? Как вы можете это объяснить?
(мастер –знаток своего дела, виртуозно выполняющий работу, как художник рисует на холсте красками, так писатель Паустовский изображает картины при помощи слов)
– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Слайды 3–5
– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца". (Вита)
Слайд 6
Ребята, музыку не передать словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене, помогает услышать нам рояль.
Ответы после первичного чтения.
– В первой части рассказа Э. Григ встречается в осеннем лесу с 8-летней девочкой Дагни, дочерью лесника. Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Дагни понравилась Григу тем, что была скромна, смущалась, отвечала вполголоса, доверчиво рассказала о своей любимой игрушке. К тому же она была очень мила: медленно открывала и закрывала глаза, как это делает кукла. Она покорила Грига добротой и внимательностью.) (Настя)
– Почему же Григ решил подарить девочке именно музыку? (Григ понял, что Дагни может печалиться и с заботой думать о других, переживать за них, поэтому она сможет понять музыку и оценить подарок Грига) (Алиса)
Смысловое чтение.
– Как Григ пишет музыку? С.73 («Всё, что могло приглушить звуки, - ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома)
- Найдите и зачитайте как белые и чёрные клавиши тосковали…? С.73 Какой литературный приём использует Паустовский? Паустовский использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.
- Сколько времени Григ писал эту музыку? (больше месяца с.74)
- Что окружало композитора и вдохновляло его? (с.74 Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев. – О чём он думал? С.75 Он думал встретить молодую девушку, и о том как она поблагодарит его за музыку –подаренную ей)
- Возможно ли передать музыку словами, как пишет нам об этом автор?( С.75 Невозможно, конечно передать музыку словами, как бы не был богат наш язык)
- Был ли счастлив Эдвард Григ? Найдите и зачитайте ответ на вопрос с.75 «Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни»)
- Какие у него слушатели? Подтвердите словами из текста (Слайд 7 с.76
Синицы - волновались
Матросы - всхлипывали
Прачка – покачивала головой
Сверчок – поглядывал на Грига
Снег – повисал в воздухе
А Золушка - смотрела, улыбаясь
- Почему Эдвард Григ больше всего ценил этих слушателей? (Потому что они были добры, внимательны как и Дагни, умели переживать за других и ценить природу)
III. Физминутка.
IV. Слушание музыки.
Слайд (как создавлась музыка – звуки природы
Шум прибоя
Шелест листьев
Шёпот ветра
Звонкое эхо
Выразительные средства языка сравнение, олицетворение
мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом. (олицетворение)
Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев
И этот звон лился ручьями из дома (прием сравнение)
ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Слайд 8
– Паустовский помог нам заглянуть в мастерскую Грига, помог понять музыку. Самое время её послушать. Это произведение называется «Песнь Сольвейг»(Звучит музыка)
– О чём рассказала вам музыка? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы представляли себе, когда слушали её? (Дети по желанию высказывают своё мнение)
– А теперь посмотрите иллюстрации суровой, но очень красивой природы северной страны Норвегии. В Норвегии вы можете увидеть фьорды. Фьорды – это заливы с высокими скалистыми берегами. (Показ иллюстраций фьордов)
Беседа по прочитанному
- Куда отправил отец Дагни после окончания школы?
- Как дядюшка Нильс отозвался о театре? (с.77 В театре надо верить всему. Иначе бы людям не нужны были бы никакие театры.)
- Куда пригласила тётушка Магда Нильса и Дагни? ( с.78 в концерт)
- В какое платье оделась Дагни и почему? (в чёрное, потому что настоял дядюшка Нильс)
- Найдите описание красоты Дагни и зачитайте? (с.78 – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Смысловое чтение
Слайды 9–10
– Ребята, а теперь поговорим о том, какое впечатление музыка произвела на Дагни.
Какие слова доказывают, что слушание музыки рождает в воображении образы и картины? (с.79 Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.)
- Почему Дагни вздрогнула, когда объявляли пьесу?
– Дагни 18 лет. Мы с вами в театре вместе с Дагни. Что ей почудилось? При помощи каких слов описывает автор картины этой мелодии? С.80
- поёт рожок (слайд)
-струны оркестра
- мелодия росла , бушевала (шум прибоя)
- неслась по вершинам деревьев (шёпот ветра)
- срывала листья, качала траву (шорох листьев)
- Это был её лес
Слайд 11
– Что ещё услышала Дагни в музыке? С.80-81 (Стекляные корабли пенили воду, ветер трубил в их снастях)
- Как автор показал слияние звуков природы и музыки?(Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке…)
– Как вы думаете, смогла он оценить подарок? (Она плакала о том, что он умер, и представляла как поблагодарила бы его за этот подарок. Так же как и представлял эту встречу Григ)
– Теперь вы понимаете, почему Григ решил отсрочить подарок на 10 лет? (Дети часто за подарок принимают материальные вещи понять и оценить музыку можно в более сознательном возрасте)
V. Итог урока.
– Ребята, как вы думаете, достигли мы с вами целей урока? (Мы выяснили, при помощи каких выразительных средств языка Паустовскому удалось предать волшебные звуки музыки. Это сравнение и олицетворение)
– И в конце урока я хочу обратиться к вам со словами поэта Владимира Полуничева:
Слайд 12
Не жалейте сердца не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато, –
До могилы бедствует скупой!
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
- научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
- вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
- дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.
Планируемые достижения на уроке:
- умение анализировать прочитанное;
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- воспитание любви к музыке.
Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
На слайде изображение корзины и еловых шишек.
- Назовите тему нашего урока?
– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Написание музыки Эдвардом Григом, подарка для Дагни)
- О ком этот рассказ? (о композиторе Эдварде Григе, кто такой композитор из словаря Ожегова – Музыкант, создатель музыкальных произведений)
- Какие цели вы поставите перед собой в начале урока? (при помощи каких изобразительных средств языка Паустовскому удалось предать звучание музыки в рассказе)
II. Выборочное чтение (доказательство)
Проблемная ситуация
- Вспомним какие выразительные средства есть в литературе. Посмотрите на слайд (художник рисует картину леса, а как Паустовский рисует туже самую картину леса)
С.69 Грибной воздух
Шелест листьев
Горный лес
Шум прибоя
Обилие влаги
- Паустовского называют мастером художественного слова? Как вы можете это объяснить?
(мастер –знаток своего дела, виртуозно выполняющий работу, как художник рисует на холсте красками, так писатель Паустовский изображает картины при помощи слов)
– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Слайды 3–5
– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца". (Вита)
Просмотр содержимого документа
«корзина с еловыми шишками»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский
Цели:
продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.
Планируемые достижения на уроке:
умение анализировать прочитанное;
умение анализировать эмоциональное состояние героев;
воспитание любви к музыке.
Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
На слайде изображение корзины и еловых шишек.
- Назовите тему нашего урока?
– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Написание музыки Эдвардом Григом, подарка для Дагни)
- О ком этот рассказ? (о композиторе Эдварде Григе, кто такой композитор из словаря Ожегова – Музыкант, создатель музыкальных произведений)
- Какие цели вы поставите перед собой в начале урока? (при помощи каких изобразительных средств языка Паустовскому удалось предать звучание музыки в рассказе)
II. Выборочное чтение (доказательство)
Проблемная ситуация
- Вспомним какие выразительные средства есть в литературе. Посмотрите на слайд (художник рисует картину леса, а как Паустовский рисует туже самую картину леса)
С.69 Грибной воздух
Шелест листьев
Горный лес
Шум прибоя
Обилие влаги
- Паустовского называют мастером художественного слова? Как вы можете это объяснить?
(мастер –знаток своего дела, виртуозно выполняющий работу, как художник рисует на холсте красками, так писатель Паустовский изображает картины при помощи слов)
– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Слайды 3–5
– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца". (Вита)
Слайд 6
Ребята, музыку не передать словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене, помогает услышать нам рояль.
Ответы после первичного чтения.
– В первой части рассказа Э. Григ встречается в осеннем лесу с 8-летней девочкой Дагни, дочерью лесника. Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Дагни понравилась Григу тем, что была скромна, смущалась, отвечала вполголоса, доверчиво рассказала о своей любимой игрушке. К тому же она была очень мила: медленно открывала и закрывала глаза, как это делает кукла. Она покорила Грига добротой и внимательностью.) (Настя)
– Почему же Григ решил подарить девочке именно музыку? (Григ понял, что Дагни может печалиться и с заботой думать о других, переживать за них, поэтому она сможет понять музыку и оценить подарок Грига) (Алиса)
Смысловое чтение.
– Как Григ пишет музыку? С.73 («Всё, что могло приглушить звуки, - ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома)
- Найдите и зачитайте как белые и чёрные клавиши тосковали…? С.73 Какой литературный приём использует Паустовский? Паустовский использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.
- Сколько времени Григ писал эту музыку? (больше месяца с.74)
- Что окружало композитора и вдохновляло его? (с.74 Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев. – О чём он думал? С.75 Он думал встретить молодую девушку, и о том как она поблагодарит его за музыку –подаренную ей)
- Возможно ли передать музыку словами, как пишет нам об этом автор?( С.75 Невозможно, конечно передать музыку словами, как бы не был богат наш язык)
- Был ли счастлив Эдвард Григ? Найдите и зачитайте ответ на вопрос с.75 «Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни»)
- Какие у него слушатели? Подтвердите словами из текста (Слайд 7 с.76
Синицы - волновались
Матросы - всхлипывали
Прачка – покачивала головой
Сверчок – поглядывал на Грига
Снег – повисал в воздухе
А Золушка - смотрела, улыбаясь
- Почему Эдвард Григ больше всего ценил этих слушателей? (Потому что они были добры, внимательны как и Дагни, умели переживать за других и ценить природу)
III. Физминутка.
IV. Слушание музыки.
Слайд (как создавлась музыка – звуки природы
Шум прибоя
Шелест листьев
Шёпот ветра
Звонкое эхо
Выразительные средства языка сравнение, олицетворение
мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом. (олицетворение)
Заржавленные пароходы, дремавшие у пристани, снег, косо летевший и цеплявшийся за верхушки деревьев
И этот звон лился ручьями из дома (прием сравнение)
ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Слайд 8
– Паустовский помог нам заглянуть в мастерскую Грига, помог понять музыку. Самое время её послушать. Это произведение называется «Песнь Сольвейг»(Звучит музыка)
– О чём рассказала вам музыка? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы представляли себе, когда слушали её? (Дети по желанию высказывают своё мнение)
– А теперь посмотрите иллюстрации суровой, но очень красивой природы северной страны Норвегии. В Норвегии вы можете увидеть фьорды. Фьорды – это заливы с высокими скалистыми берегами. (Показ иллюстраций фьордов)
Беседа по прочитанному
- Куда отправил отец Дагни после окончания школы?
- Как дядюшка Нильс отозвался о театре? (с.77 В театре надо верить всему. Иначе бы людям не нужны были бы никакие театры.)
- Куда пригласила тётушка Магда Нильса и Дагни? ( с.78 в концерт)
- В какое платье оделась Дагни и почему? (в чёрное, потому что настоял дядюшка Нильс)
- Найдите описание красоты Дагни и зачитайте? (с.78 – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…)
Смысловое чтение
Слайды 9–10
– Ребята, а теперь поговорим о том, какое впечатление музыка произвела на Дагни.
Какие слова доказывают, что слушание музыки рождает в воображении образы и картины? (с.79 Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.)
- Почему Дагни вздрогнула, когда объявляли пьесу?
– Дагни 18 лет. Мы с вами в театре вместе с Дагни. Что ей почудилось? При помощи каких слов описывает автор картины этой мелодии? С.80
- поёт рожок (слайд)
-струны оркестра
- мелодия росла , бушевала (шум прибоя)
- неслась по вершинам деревьев (шёпот ветра)
- срывала листья, качала траву (шорох листьев)
- Это был её лес
Слайд 11
– Что ещё услышала Дагни в музыке? С.80-81 (Стекляные корабли пенили воду, ветер трубил в их снастях)
- Как автор показал слияние звуков природы и музыки?(Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке…)
– Как вы думаете, смогла он оценить подарок? (Она плакала о том, что он умер, и представляла как поблагодарила бы его за этот подарок. Так же как и представлял эту встречу Григ)
– Теперь вы понимаете, почему Григ решил отсрочить подарок на 10 лет? (Дети часто за подарок принимают материальные вещи понять и оценить музыку можно в более сознательном возрасте)
V. Итог урока.
– Ребята, как вы думаете, достигли мы с вами целей урока? (Мы выяснили, при помощи каких выразительных средств языка Паустовскому удалось предать волшебные звуки музыки. Это сравнение и олицетворение)
– И в конце урока я хочу обратиться к вам со словами поэта Владимира Полуничева:
Слайд 12
Не жалейте сердца не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато, –
До могилы бедствует скупой!
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
4