СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»











Урок литературного чтения в 4 классе

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
















Разработчик: учитель начальных классов

Бинюкова Валентина Ивановна














г. Приозерск

2022 г.


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Класс: 4 А

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий/ решение учебной задачи.

Форма урока: открытый урок

Место урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель урока: создать условия для развития умения понимать замысел автора; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

- научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении художественные средства выразительности.

Регулятивные:

- самостоятельно определять учебную задачу;

- составлять план деятельность по решению учебной задачи в паре, мини-группе;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные:

- осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов, авторский замысел, изобразительно-выразительные средства языка.

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном диалоге.

Личностные:

- осознавать эстетическую ценность произведения;

- работать над адекватной самооценкой на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

Методическое обеспечение урока и средства обучения: словесные: учебник «Литературное чтение», презентация «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», карточки с тестом, карточки для самостоятельного оценивания, аудиозапись Э. Григ «Пер Гюнт» – «Утро», интерактивная доска, компьютер.



















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент. Мотивация познаватель

ной деятельности.



  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

Звучит музыка Э. Грига. (эмоциональный настрой)

Что вы представляли себе, слушая музыку? Какие чувства пробудила в вас музыка?

Какое настроение вызвала?

Слышали ли вы раньше эту пьесу? Знаете ли её автора?

- Автор этого музыкального произведения - композитор Эдвард Григ. Многие произведения Грига написаны под влиянием народной музыки. Сам композитор писал об этом так: «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен и пытался создать норвежское искусство из этого до сих пор не осознанного источника народной души».

Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ)

– Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами. Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига.

Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе?

Обратите внимание на девиз урока: «Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…»

(К.Г. Паустовский.)


Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.





Слушают музыку, отвечают на вопросы учителя.

















Разгадывают анаграмму.






Строят предположения.


Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

II. Формулирова

ние темы урока, постановка цели.



Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка?

Мы познакомимся с произведением

К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения. Но сначала познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.






С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели урока.


III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией писателя.

Знакомство с биографией писателя. (Предлагаю детям самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы). – Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве (1892-1968). Учился в Киеве в классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи. С детских лет мальчик мечтал о прекрасных далёких странах. За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной – был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты Константина Георгиевича, он много путешествовал, объездил всю страну. Во время Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом и тоже изъездил много мест. После войны он впервые был за границей: в Чехословакии, Италии, Турции, Греции, Швеции, Франции, Англии и в других странах. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Основное содержание всех рассказов – поиск красоты в обычном и скоромном. Но Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сейчас познакомимся ведет нас в необыкновенный мир музыкального творчества композитора Э. Грига.








Читают текст, отвечают на вопросы по творчеству К. Паустовского.


1.Где родился писатель?


2.О чём мечтал К. Паустовский с детских лет?


3. Кем работал Константин Георгиевич за свою жизнь?


4.Каково основное содержание всех рассказов Паустовского?


5.Какие темы ещё затрагивал писатель в своих произведениях?
























IV. Первичное чтение и анализ произведения.





















Физкульт минутка

  1. Словарная работа.

Предлагаю прочитать слова и словосочетания, объяснить их значение.

Белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту.

Берген - город в Норвегии.

Ботфорты – сапоги с длинными голенищами.

Кафельная печка – печка, обложенная кафелем.

Портьеры – шторы.

Дровосек – лесоруб, тот кто занимается рубкой леса.

Аккорды – одновременное звучание нескольких звуков.

Шпоры – металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

  1. Предлагаю выполнить физкультминутку.

  2. Первичное чтение и анализ произведения.


Вопросы после прочтения:

1 часть (с. 39-41)

- Что в разговоре Дагни и Грига самое главное?

- Как вы думаете, какой подарок хотел подарить композитор?

- О каком подарке подумала Дагни?


- Ребята, а какие подарки вы перечислили?

- Подарки бывают материальные и нематериальные (духовные)?

- К материальным подаркам мы отнесем все, что вы уже перечислили кукол, конфеты, игрушки и т.д. - все, что можно купить за деньги, или сделать из каких-либо материалов самим. Эти подарки могут сломаться и тогда мы о них забываем.

- А что мы отнесем к духовным подаркам?

- Почему Григу захотелось сделать Дагни?

А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Почему Эдвард Григ не смог подарить то, что он задумал, сразу?

- Сколько лет будет девочке, когда она получит подарок?

2 часть текста. (С. 42-44)

Беседа после чтения:

- Что было украшением дома?


- Почему?


- Зачем в рассказ включено это красивое описание зимы?





- Кого видел Григ, когда писал музыку?


- Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?

Значит, как создается музыка?

- Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? - Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?

- О чем была музыка Грига? Прочитайте.

- Кто был её первым слушателем?


- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? Докажите словами из текста.




- А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов? - Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? - Что наполняло его счастьем? - Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок? - Интересно, как же это произойдет. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом.

3 часть и начало 4 части.  - А как вы считаете, кто прав – тетушка Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре нужно верить всему?

До конца 4 части. -Какое же чудо произошло в жизни Дагни? – Как вы поняли смысл последнего предложения? – Какое место в рассказе вам больше всего понравилось?




Читают слова и словосочетания, объясняют их значение.















Выполняют упражнения.



Читают произведение по логически завершенным частям, отвечают на вопросы.

(Григ решил сделать девочке подарок).


(Музыкальное произведение)

(О кукле, о конфетах предполагают).

(Материальные.)



(Все то, что дарит нам хорошее настроение: музыка, стихи, улыбка, нежный взгляд, эти подарки останутся с нами на всегда, эти подарки всегда актуальны, они находятся вне времени мы помним о них всегда)

(Она понравилась композитору, тем, что она милая, красивая, чуткая: думает о дедушке, у неё доброе, отзывчивое сердце)







(Григ задумал очень сложный духовный подарок, музыку, а маленькие дети «серьёзную музыку» не всегда понимают).

(Она будет достаточно взрослой, 18 лет.)


(Рояль).

(Композитор сочинял на нем музыку, а потом приходили друзья, очевидно сидели на большом диване и слушали музыку).

(Красота природы вдохновляет композитора. Композитор черпал вдохновение в том, что его окружает).

(Он видел, как навстречу ему бежит девушка…).

(«Ты, как солнце… Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант… счастливее тебя Дагни»).

(Рассуждают).






(«Григ думал так и играл обо всем, что думал»).

(Синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка).

(Синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом).

(Потому что это истинные слушатели им не важно модно это или нет, а важно то какие чувства она вызывает)

Размышляют.







Рассуждают, высказывают свое мнение.







Отвечают на вопросы учителя.

V. Домашнее задание

Подготовить сообщение об Э. Григе.


VI. Подведение итогов урока

- С каким произведением познакомились?

- Скажите коротко, о чем этот рассказ?

- Какова главная мысль произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

Обобщают, отвечают на вопросы.



(Человек должен жить видя, слушая и чувствуя все то прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.)

VII.. Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке.

Оценочный лист

Я умею работать самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы.


Я умею работать в паре, сотрудничать с товарищами.


Я могу высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Строят высказывания.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!