I. Организационный момент. Мотивация познаватель ной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация познавательной деятельности. Звучит музыка Э. Грига. (эмоциональный настрой) Что вы представляли себе, слушая музыку? Какие чувства пробудила в вас музыка? Какое настроение вызвала? Слышали ли вы раньше эту пьесу? Знаете ли её автора? - Автор этого музыкального произведения - композитор Эдвард Григ. Многие произведения Грига написаны под влиянием народной музыки. Сам композитор писал об этом так: «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен и пытался создать норвежское искусство из этого до сих пор не осознанного источника народной души». Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) – Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами. Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе? Обратите внимание на девиз урока: «Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г. Паустовский.) | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Слушают музыку, отвечают на вопросы учителя. Разгадывают анаграмму. Строят предположения. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией писателя. | Знакомство с биографией писателя. (Предлагаю детям самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы). – Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве (1892-1968). Учился в Киеве в классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи. С детских лет мальчик мечтал о прекрасных далёких странах. За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной – был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты Константина Георгиевича, он много путешествовал, объездил всю страну. Во время Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом и тоже изъездил много мест. После войны он впервые был за границей: в Чехословакии, Италии, Турции, Греции, Швеции, Франции, Англии и в других странах. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Основное содержание всех рассказов – поиск красоты в обычном и скоромном. Но Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сейчас познакомимся ведет нас в необыкновенный мир музыкального творчества композитора Э. Грига. | Читают текст, отвечают на вопросы по творчеству К. Паустовского. 1.Где родился писатель? 2.О чём мечтал К. Паустовский с детских лет? 3. Кем работал Константин Георгиевич за свою жизнь? 4.Каково основное содержание всех рассказов Паустовского? 5.Какие темы ещё затрагивал писатель в своих произведениях? |
IV. Первичное чтение и анализ произведения. Физкульт минутка | Словарная работа. Предлагаю прочитать слова и словосочетания, объяснить их значение. Белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту. Берген - город в Норвегии. Ботфорты – сапоги с длинными голенищами. Кафельная печка – печка, обложенная кафелем. Портьеры – шторы. Дровосек – лесоруб, тот кто занимается рубкой леса. Аккорды – одновременное звучание нескольких звуков. Шпоры – металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня. Предлагаю выполнить физкультминутку. Первичное чтение и анализ произведения. Вопросы после прочтения: 1 часть (с. 39-41) - Что в разговоре Дагни и Грига самое главное? - Как вы думаете, какой подарок хотел подарить композитор? - О каком подарке подумала Дагни? - Ребята, а какие подарки вы перечислили? - Подарки бывают материальные и нематериальные (духовные)? - К материальным подаркам мы отнесем все, что вы уже перечислили кукол, конфеты, игрушки и т.д. - все, что можно купить за деньги, или сделать из каких-либо материалов самим. Эти подарки могут сломаться и тогда мы о них забываем. - А что мы отнесем к духовным подаркам? - Почему Григу захотелось сделать Дагни? А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам. - Почему Эдвард Григ не смог подарить то, что он задумал, сразу? - Сколько лет будет девочке, когда она получит подарок? 2 часть текста. (С. 42-44) Беседа после чтения: - Что было украшением дома? - Почему? - Зачем в рассказ включено это красивое описание зимы? - Кого видел Григ, когда писал музыку? - Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Значит, как создается музыка? - Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? - Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то? - О чем была музыка Грига? Прочитайте. - Кто был её первым слушателем? - Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? Докажите словами из текста. - А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов? - Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? - Что наполняло его счастьем? - Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок? - Интересно, как же это произойдет. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом. 3 часть и начало 4 части. - А как вы считаете, кто прав – тетушка Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре нужно верить всему? До конца 4 части. -Какое же чудо произошло в жизни Дагни? – Как вы поняли смысл последнего предложения? – Какое место в рассказе вам больше всего понравилось? | Читают слова и словосочетания, объясняют их значение. Выполняют упражнения. Читают произведение по логически завершенным частям, отвечают на вопросы. (Григ решил сделать девочке подарок). (Музыкальное произведение) (О кукле, о конфетах предполагают). (Материальные.) (Все то, что дарит нам хорошее настроение: музыка, стихи, улыбка, нежный взгляд, эти подарки останутся с нами на всегда, эти подарки всегда актуальны, они находятся вне времени мы помним о них всегда) (Она понравилась композитору, тем, что она милая, красивая, чуткая: думает о дедушке, у неё доброе, отзывчивое сердце) (Григ задумал очень сложный духовный подарок, музыку, а маленькие дети «серьёзную музыку» не всегда понимают). (Она будет достаточно взрослой, 18 лет.) (Рояль). (Композитор сочинял на нем музыку, а потом приходили друзья, очевидно сидели на большом диване и слушали музыку). (Красота природы вдохновляет композитора. Композитор черпал вдохновение в том, что его окружает). (Он видел, как навстречу ему бежит девушка…). («Ты, как солнце… Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант… счастливее тебя Дагни»). (Рассуждают). («Григ думал так и играл обо всем, что думал»). (Синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка). (Синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом). (Потому что это истинные слушатели им не важно модно это или нет, а важно то какие чувства она вызывает) Размышляют. Рассуждают, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. |