СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс өчен биологиядән эш программасы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

? нче класслар өчен биологиядән эш программасы.

Просмотр содержимого документа
«7 класс өчен биологиядән эш программасы»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_______Г. Б. Мустафина

Протокол №1

от___августа 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нусинская ООШ»

___________Г. К. Сафиуллина

От _____ августа 2019 г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Нусинская ООШ»

__________________________

В. Х. Бадердтинов

№____от ___ августа 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 7 класса учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нусинская основная общеобразовательная школа »

Арского муниципального района Республики Татарстан

Мустафиной Гулюзы Бариевны







Рассмотрено на заседании педагогического совета (Протокол № 1 от __ августа 2019 г.)





2019-2020 учебный год.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах органов животных,; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;

проведения наблюдений за состоянием животного организма.

В эстетической сфере.

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.


























Содержание учебного предмета

Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общаяхарактеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие.Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождениеземноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.


Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Национально – региональный компонент реализуется при изучении тем : Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания ( экскурсия в природу, зоопарк или музей).


































Календарно-тематическое планирование

(УМК: Биология “Животные”, 7 кл. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин,4-ое изд., стереотип.- М.:Дрофа,2017.)

Изучаемый раздел, тема урока

Количе ство часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки


Царство животные 1 ч.

1

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных.. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты).

Хайваннар белән гомуми танышу. Хайван организмы – биосистема буларак. Хайваннарның күптөрлелеге һәм аларны классификацияләү.

1




Раздел 1 Одноклеточные животные или Простейшие 2 ч.

2

Общая характеристика Простейших. Происхождение проистейших.

Лабораторная работа №1 Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.


Иң гади төзелешлеләргә гомуми характеристика.Гади төзелешлеләрнең килеп чыгуы.).

Лаборатор эш №1 “Беркүзәнәклеләрнең төзелеше һәм хәрәкәт итү ысуллары”.

1



3.

Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Входная проверочная работа



Иң гади төзелешлеләрнең табигатьтә һәм кеше тормышында әһәмияте. Кеше һәм хайваннарның паразит беркүзәнәклеләр белән йогышлануы. Профилактика чаралары.

Кереш тикшерү эше

1




Раздел 2 Многоклеточные животные 67 ч.

4

Тип Кишечнополостные. Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.



Эчәккуышлылар тибы. Күпкүзәнәкле хайваннар. Эчәккуышлыларга гомуми характеристика. Регенерация. Эчәккуышлыларның килеп чыгышы. Эчәкккуышлыларның табигатьтәге һәм кеше тормышындагы әһәмияте.

1



5

Тип Плоские черви, общая характеристика.



Яссы суалчаннар тибы, гомуми характеристика.

1



6

Тип Круглые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

Йомры суалчаннар тибы,гомуми характеристика. Яссы һәм йомры суалчаннарның паразит төрләре. Кешенең паразит суалчаннар белән йогышлануы, профилактика чаралары.

1



7

Тип Кольчатые черви,общая характеристика. Значение дождевых червей почвообразовании.

Происхождение червей.

Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;



Боҗралы суалчаннар тибы,гомуми характеристика. Туфрак ясауда яңгыр суалчанының роле. Суалчаннарның килеп чыгышы.

Лаборатор эш №2 Яңгыр суалчанының тышкы төзелеше, аның хәрәкәтен һәм ярсынуга җавап бирүен күзәтү”.

1



8



Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.

Лабораторная работа №3 Изучение строения раковин моллюсков.


Моллюскалар тибына гомуми характеристика. Моллюскаларның күптөрелелеге.

Лаборатор эш №3 “Моллюскаларның кабырчык төзелешен төзелешен өйрәнү”.

1



9

Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Моллюскаларның килеп чыгышы, табигатьттә һәм кеше тормышындагы роле.

1



10

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.


Буынтыгаяклылар тибына гомуми характеристика, яшәү рәвешләре. Буынтыгаяклыларның килеп чыгышы, аларны саклау.



1



11

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Экскурсия Разнообразие и роль членистоногих родного края.

Кысласыманнар классы. Аларның төзелеш һәм яшәү үзенчәлекләре.Табигатьтәге һәм кеше тормышындагы әһәмияте. Экскурсия “Туган ягыбыздагы буынтыгаяклыларның күптөрлелеге һәм әһәмияте.”


1



12

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.


Үрмәкүчсыманнар классы. Аларның төзелеш үзенчәлекләре һәм яшәү рәвешләре. Табигатьтәге һәм кеше трмышындагы роле.Талпаннар – кеше һәм хайваннарда авыру күчерүчеләр. Профилактика чаралары.

1



13

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых – вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения насекомого.

Лабораторная работа №5 Изучение типов развития насекомых.


Бөҗәкләр классы. Бөҗәкләрнең төзелеш үзенчәлекләре һәм тереклек итү юллары. Үз - үзләрен тотышы, инстинкт.Бөҗәкләрнең табигатьтәге роле һәм кеше тормышында практик әһәмияте. Бөҗәкләр – ерткычлар.Бөҗәкләр – йогышлы авырулар таратучылар, кеше һәм йорт хайваннары паразитлары. Йортлаштырылган бөҗәкләр: бал корты һәм тут ефәкчеге.

Лаборатор эш №4 Бөҗәкләрнең тышкы төзелешен өйрәнү.

Лаборатор эш №5 “Бөҗәкләрнең әверелеш типлары”

1



14

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые. Уховертки, Поденки. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Бөҗәкләрнең отрядлары: Таракансыманнар, турыканатлылар,эскәк койрыклылар, көнлекчеләр Энә караклары, бетләр, коңгызлар, кандалалар.

1



15

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Бөҗәкләрнең отрядлары: Күбәләкләр, тигезканатлылар, икеканатлылар, борчалар.

1



16

Отряд насекомых Перепончатокрылые.

Бөҗәкләрнең отрядлары: Элпәканатлылар. Кырмыскалар, бал кортлары.

1



17

Обобщение знаний по теме Беспозвоночные.


Умырткасызлар” бүлеге буенча белемнәрне гомумиләштерү.

1



18

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Лабораторная работа № 6“Изучения строения позвоночного животного”.


Хордалылар тибына гомуми характеристика.Башсөяксезләр астибы. Ланцетник. Башсөяклеләр яки умырткалылар. Лаборатор эш №6 “Умырткалы хайванның төзелешен өйрәнү”.

1



19

Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.

Лабораторная работа №6 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.


Балыклар асклассына гомуми характеристика. Балыкларның яшәү тирәлеге һәм тышкы төзелеше. Суга бәйле рәвештә балыкларның эчке төзелеш үзенчәлекләре.Үсү һәм үсеш, табигатьтә балыкларның миграциясе. Лаборатор эш № 6 Балыкларның тышкы төзелеше һәм хәрәкәтләнүе.


1



20

Основные систематические группы рыб.

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Балыкларның төп систематик группалары.

Кимерчәкле балыклар: Акулалар, Скатлар, Химералар

1



21

Основные систематические группы рыб.

Костные рыбы: Осетрообразные Сельдеобразные Лососеобразные Карпообразные, Окунеобразные.

Балыкларның төп систематик группалары.

Сөякле балыклар: Осетрсыманнар, Сельдсыманнар,Карпсыманнар, Алабугасыманнар.

1



22

Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.


Балыкларның кеше һәм табигать тормышындагы роле. Балык тоту, балык запасларын саклау.

1



23

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.


Җир- су хайваннары классы,аларга гомуми характеристика. Җир- су хайваннарының яшәү тирәлеге һәм таралуы. Яшәү рәвешенә бәйле рәвештә аларның тышкы төзелеш үзенчәлекләре. Җир- су хайваннырының эчке төзелеше. Аларның екилеп чыгышы.Хәзерге җир- су хайваннарының күптөрлелеге һәм аларны саклау. Җир - су хайваннарының кеше тормышындагы һәм табигатьтәге роле.

1



24

Основные систематические группы земноводных.

Җир – су хайваннарының систематик группалары.


1



25

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека


Сөйрәлүчеләр классы. Сөйрәлүчеләрнең гомуми характеристикасы. Яшәү рәвешләре, тышкы һәм эчке төзелеш үзенчәлекләре. Сөйрәлүчеләрнең үрчүе. Килеп чыгышы,борынгысөйрәлүчеләрнең күптөрлелеге. Сөйрәлүчеләрнең кеше тормышындагы һәм табигатьтәге роле.

1



26

Основные систематические группы пресмыкающих.

Сөйрәлүчеләренең систематик группалары


1



27

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.

Лабораторная работа №7

Изучение внешнего строения птиц и перьевого покрова птиц.


Кошлар классы. Кошлар клссына гомуми характеристика. Яшәү рәвеше һәм төзелеш үзенчәлекләре. Кошларның эчке төзелеш үзенчәлекләре һәм тереклек итү үзлекләре. Кошларның үрчүе һәм үсеше. Кошлар тормышындагы сезонлы үзгәрешләр.

Лаборатор эш № 7 “Кошларның тышкы төзелешен һәм каурый төзелешен өйрәнү”.

1



28

Экологические группы птиц. Пингвины. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.


Кошларның экологик группалары. Пингвиннар. Кошларның килеп чыгышы. Кеше тормышында һәм табигатьтәге роле. Кошларны саклау. Кошчылык.Йорт кошлары,

Аларны чыгару ысуллары һәм тәрбияләү.

Многообразие птиц родного края.

Туган ягыбыздагы кошларның күптөрлелеге.

1



29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Кошлар отряды. Тәвасыманнар, нандусыманнар, казусыманнар, казсыманнар.


1



30

Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.

Кошлар отряды.Көндезге етркычлар. Ябалаклар, тавыклар.

1



31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Кошлар отряды. Чыпчыксыманнар, Озын сыйраклылыр, яки ләкләксыманнар

1



32

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих.

Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.


Имезүчеләр классы Имезүчеләр классына гомуми характеристика. Яшәү рәвешләре. Имезүчеләр классының скелет,мускулатура һә тышкы төзелеш үзенчәлекләре. Имезүчеләрнең нерв системасы,сизү органнары һәм үз –үзләрен тотышлары.Үрчүе һәм үсеше. Лаборатор эш № 8 “Имезүчеләрнең тышкы төзелеше, скелет һәм теш системасын өйрәнү”.

1



33

Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.


Имезүчеләрнең күптөрлелеге. Килеп чыгышы.

Имезүчеләр – куркыныч тудыручы авырулар йөртүчеләр һәм таратучылар. Кимерүчеләргә каршы көрәш. Хайваннар тешләгәндә беренче ярдәм һәм алардан саклану чаралары.

1



34

Экологические группы млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.

Имезүчеләрнең экологик группалары. (Кимерүчеләр, куянсыманнар)

Имезүчеләр тормышындагы сезонлы күренешләр. Имезүчеләрнең килеп чыгышы һәм әһәмияте.

1



35

Экологические группы млекопитающих.

Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.


Имезүчеләрнең экологик группалары.

(Китсыманнар, Ишкәгаяклылар, Хортумлылар, Ерткычлар.)Имезүчеләрне саклау. Йорт хайваннарының әһәмиятле токымнары.

1



36

Экологические группы млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

Многообразие млекопитающих родного края.

Экскурсия разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания.

Имезүчеләрнең экологик группалары.

(Партояклылар, тактояклылар.

Приматлар.)

Хайваннарны йортлаштыру һәм алар турында кайгырту. Туган ягыбыздагы имезүчеләрнең күптөрлелеге.

Экскурсия туган ягыбыздагы кошлар һәм имезүчеләрнең күптөрлелеге.

1



37

Обобщение по теме “ Позвоночные”

1



38

Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Полости тела. Покровы тела

Тән куышлыклары. Тән япмалары.

1



39

Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих.

Хайваннарның терәк – хәрәкәт системасы. Хайван тукымалары, органнары, органнар системасы

1



40

Способы передвижения и полости тела животных. Хайваннарның хәрәкәт ысуллары, тән куышлыклары.

1



41

Органы дыхания и газообмен.

Сулыш органнары һәм газлар алмашу.

1



42

Органы пищеварения. Ашкайнату органнары

1



43


Обмен веществ и превращение энергии.


.Матдәләр алмашы һәм энергия әверелеше.

1



44

Кровеносная система.

Кан йөреше системасы.

1



45

Кровь. Кан.

1



46

Органы выделения.

Бүлеп чыгару системалары.

1



47

Нервная система. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты.

Нерв системасы. Хайваннарның үз-үзләрен тотышы (ярсынучанлык, рефлекс, инстинкт).

1



48

Органы чувств. Сизү органнары.


1



49

Регуляция деятельности организма

Организмның эшчәнлегенең көйләү

1



50

Продление рода. Органы размножения

Нәселне дәвам итү.Үрчү органнары.

1



51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Хайваннарның үрчү ысуллары. Аталану.

1



52

Развитие животных с превращением и без превращения. Хайваннарның әверелешле һәм әверелешсез үрчүе.

1



53

Периодизация и продолжительность жизни. Хайваннарның яшәү дәвере һәм аны периодларга бүлү.

1



54

“Органнар һәм органнар системалары төзелешенең һәм функцияләренең эволюциясе” темасын кабатлау

1



55

Доказательства эволюции животных. Доказательства эволюции животных.


Хайваннар эволюциясен исбатлау: эмбириологик, палеонтологик, чагыштырма – анатомик дәлилләр.


1



56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Хайваннарның төзелеше катлаулануы. Төрләрнең күптөрлелеге - эволюция нәтиҗәсе.

1



57

Миграции. Тереклек итү урыннары. Миграцияләр. Тереклек итү ареаллары. Миграцияләр. Зоогеографик өлкәләр.

1



58

Закономерности размещения животных Хайваннарның урнашу закончалыклары.

1



59

Среды обитания животных

Хайваннарның яшәү тирәлеге

1



60

Сезонные явления в жизни животных

Хайваннар тереклегендә сезонлы күренешләр

1



61

Разнообразие отношений животных в природе.

Табигатьтә хайваннар арасында үзара бәйләнешләр

1



62

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.


Хайваннар дөньясы һәм кешенең хуҗалык эшчәнлеге. Табигатьтә һәм кеше тормышында хайваннарның әһәмияте.

1



63

Одомашнивание животных

Хайваннарны йортлаштыру

1



64

Законы России об охране животного мира.

Хайваннарны саклау буенча Россия законнары

1



65

Охрана и рациональное использование животного мира.

Хайваннар дөньясын саклау һәм рациональ файдалану

1



66

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1



67

Промежуточная аттестация

Арадаш аттестация

1



68

Повторение темы «Многообразие животных»

“Хайваннарның күптөрлелеге” темасын кабатлау

1



69

Повторение темы «Эволюция строения и функций

органов и их систем»

1



70

Обобщение знаний по пройденному курсу.

Еллык материал буенча белемнәрне гомумиләштерү

1




10