ТЕМА УРОКА: Китай. Индия.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
• раскрыть особенности географического положения Китая и Индии;
• сформировать представление о месте Китая и Индии в мире;
• сформировать знания о населении Китая и Индии: его происхождении, занятиях и образе жизни, крупнейших городах;
• продолжить формирование знаний о многообразии стран мира.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний и представлений о природе, населении и хозяйстве Китая и Индии.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами, выделять основную идею текста; 2) развивать интересы своей познавательной деятельности; 3) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально и в группе; 6) владеть контекстной монологической речью.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства стран мира.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний.
3. Мотивационный этап.
4. Изучение нового материала
Урок проводится в игровой форме в виде пресс-конференции и должен охватывать содержание параграфов.
Класс делится на группы: первая группа представляет собой китайских специалистов, вторая — журналистов, третья — организаторов выставки «Товары из Китая и Индии». Ведущий пресс-конференции выбирается из числа обучающихся.
Ведущий объявляет тему пресс-конференции — «Китай и Индия: традиции и современность». Он объясняет, что в рамках этой темы состоится встреча журналистов с китайскими специалистами.
Специалисты кратко раскрывают:
а) историю Китая и Индии и его вклад в развитие мировой цивилизации;
б) географическое положение, площадь и численность населения Китая и Индии;
в) особенности рельефа и наличие полезных ископаемых;
г) особенности климата, растительного и животного мира;
д) особенности населения: его традиции, культуру, образ жизни;
е) роль рек в жизни населения;
ж) особенности ведения хозяйства.
Затем журналисты задают вопросы специалистам и организаторам выставки.
При составлении вопросов следует руководствоваться приёмом «Ромашка Блума»: шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на вопросы данного типа, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…», «Если я правильно понял, то…», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…». Целью таких вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал, иногда для получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Они могут восприниматься негативно, например как принуждение к оправданию, в других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы содержат частицу «бы», элемент условности, предположения, прогноза. «Что изменилось бы в мире, если бы...?», «Как вы думаете, как бы развивались события, если бы...?» и т. д.
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» и т. д.
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорий и практикой: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?», «Как бы вы поступилитв данной ситуации?» и т. д.
В конце урока учитель выясняет, что обучающихся заинтересовало, что удивило, какой багаж знаний они получили и т. д.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание:
1) изучить § 56, 57; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.