Ислам возник в начале VІІ в. нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение Ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Основателем Ислама является историческая личность Мухаммед (род. в 570 г.). Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.
Священной книгой Ислама является Коран, в которой зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «Божественных откровений». При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Текст священного Корана состоит из 114 частей (сур). Суры, в свою очередь, включают определенное количество смысловых отрывков – айатов.
Вторым после Корана источником вероучения Ислама является сунна – изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского закона, принимаемое в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях личной, общественной и религиозной жизни сунна зафиксирована в виде отдельных преданий «хадис».
На основе Корана и сунны утвердились «Пять столпов» Ислама:
1. Шахада (свидетельство): «Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник»;
2. Салят (намаз, молитва);
3. Саум (ораза) — пост в месяц Рамадан лунного календаря;
4. Закят — материальная безвозмездная поддержка для обездоленных;
5. Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.
«Столпы ислама» дополняются следующими основными догматами (акидами):
- Вера в единого всемогущего Бога;
- Вера в Его ангелов;
- Вера в Его Писание;
- Вера в Его пророков;
- Вера в грядущий конец света и Судный день;
- Вера в предопределение с его добром и злом.
Основой веры является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Для Ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека – начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью Шариата – совокупности юридических и нравственных норм, нравственных принципов поведения мусульманина.
Первый религиозно-политический раскол в Исламе возник сразу после смерти Мухаммеда в 632 г., в связи с расхождениями по вопросу о характере и преемственности власти в мусульманской общине. В результате этих дискуссий выделился ряд направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты, каждая из которых выработала собственную концепцию власти.
2 этап урока: Разгадывание ребусов.
3 этап урока: Класс делится на 3 группы.
Каждая группа получает определенное задание.
1-я группа рассматривает направление суннитов.
2-я группа – шиитов.
3-я группа – суфизм.
Задание: заполнить таблицу каждой группе по заданным направлениям.
№
Основная характеристика
Сунниты
Шииты
Суфизм
1
Время появления
Оформился в X-XI вв. в Халифате.
Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.
аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка.
Тасаввуф - мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).
Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Суфизм является живой практикой ислама.
2
Внутренние подразделения
Суннитская догматика и право разрабатывались вплоть до рубежа 10 в. в процессе иджтихада – свободной квалифицированной интерпретации первоисточников ислама – Корана и сунны, - входе которого сформировались основные богословско-правовые школы (мазхабы), из которых на сегодняшний день признаны одинаково правоверными четыре: Ханафитский мазхаб ( основанный в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой (699-767)); Шафиитский мазхаб (основанный в начале IX в. правоведом, теологом аш-Шафии (767-820)); Маликитский мазхаб (основанный в VIII в. мединским богословом и правоведом Маликом ибн Анасом (713-795)); Ханбалитский мазхаб основатель Ахмада ибн Ханбаля (778/780 —855).
Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.
В VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - «умеренное» и «крайнее».
К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты.
3
Страны и регионы
Ханафитский мазхаб –
Начиная с XI в. получил распространение в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Ханафитский мазхаб господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Большинство мусульман на территории России и СНГ также придерживаются этого направления (за исключением шафиитского направления Дагестана, Чечни, Азербайджана, Памира). Маликитский мазхаб –распространен в странах арабского Магриба - Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте, Египте, Судане.
Шафиитский мазхаб –
в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.
Ханбалитский мазхаб – В Саудовской Аравии.
Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.
4
Различия
Основными формальными признаками принадлежности к суннизму являются следующие: признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али; признание достоверности шести вводов хадисов - аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи; принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков – мазхабы(богословско-правовые школы): маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.
- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;
- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;
- сборники хадисов называются Ахбар (вести). Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Достоверными у них считаются Ахбары, составленные Мухаммедом ал-Кумми (ум.993 г.) и Мухаммедом ал-Кулайни (ум. 939 г.);
- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;
- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;
4 этап урока: Закрепление. Ученики по итогам урока отвечают на следующие вопросы:
Какие основные причины появления разных направлений в исламе?
Что означает направление Сунна и как оно возникло?
Кто основоположник шиизма и в чем его отличие от суннизма?
5 этап урока: Рефлексия. Учитель совместно с учениками определяют – «Что нового они узнали? Что было полезным для них? Что еще они хотели бы узнать для себя?»
Просмотр содержимого документа
«Ислам.сунниты.Религиоведение»
Тема: «Сунниты и шииты».
Цель: Знать: ветви ислама и течения, возникшие внутри них; причины раскола ислама, особенности ветвей ислама
Уметь: работать с текстом, составлять таблицу, опорный конспект, устанавливать причинно-следственные связи
Развивать логическое мышление, речь, память.
Воспитывать интерес к познанию, уважение к религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.
Ислам возник в начале VІІ в. нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение Ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Основателем Ислама является историческая личность Мухаммед (род. в 570 г.). Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.
Священной книгой Ислама является Коран, в которой зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «Божественных откровений». При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Текст священного Корана состоит из 114 частей (сур). Суры, в свою очередь, включают определенное количество смысловых отрывков – айатов.
Вторым после Корана источником вероучения Ислама является сунна – изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского закона, принимаемое в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях личной, общественной и религиозной жизни сунна зафиксирована в виде отдельных преданий «хадис».
На основе Корана и сунны утвердились «Пять столпов» Ислама:
1. Шахада (свидетельство): «Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник»;
2. Салят (намаз, молитва);
3. Саум (ораза) — пост в месяц Рамадан лунного календаря;
4. Закят — материальная безвозмездная поддержка для обездоленных;
5. Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.
«Столпы ислама» дополняются следующими основными догматами (акидами):
- Вера в единого всемогущего Бога;
- Вера в Его ангелов;
- Вера в Его Писание;
- Вера в Его пророков;
- Вера в грядущий конец света и Судный день;
- Вера в предопределение с его добром и злом.
Основой веры является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Для Ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека – начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью Шариата – совокупности юридических и нравственных норм, нравственных принципов поведения мусульманина.
Первый религиозно-политический раскол в Исламе возник сразу после смерти Мухаммеда в 632 г., в связи с расхождениями по вопросу о характере и преемственности власти в мусульманской общине. В результате этих дискуссий выделился ряд направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты, каждая из которых выработала собственную концепцию власти.
2 этап урока: Разгадывание ребусов.
3 этап урока: Класс делится на 3 группы.
Каждая группа получает определенное задание.
1-я группа рассматривает направление суннитов.
2-я группа – шиитов.
3-я группа – суфизм.
Задание: заполнить таблицу каждой группе по заданным направлениям.
№
Основная характеристика
Сунниты
Шииты
Суфизм
1
Время появления
Оформился в X-XI вв. в Халифате.
Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.
аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка.
Тасаввуф - мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).
Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Суфизм является живой практикой ислама.
2
Внутренние подразделения
Суннитская догматика и право разрабатывались вплоть до рубежа 10 в. в процессе иджтихада – свободной квалифицированной интерпретации первоисточников ислама – Корана и сунны, - входе которого сформировались основные богословско-правовые школы (мазхабы), из которых на сегодняшний день признаны одинаково правоверными четыре: Ханафитский мазхаб ( основанный в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой (699-767)); Шафиитский мазхаб (основанный в начале IX в. правоведом, теологом аш-Шафии (767-820)); Маликитский мазхаб (основанный в VIII в. мединским богословом и правоведом Маликом ибн Анасом (713-795)); Ханбалитский мазхаб основатель Ахмада ибн Ханбаля (778/780 —855).
Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.
В VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - «умеренное» и «крайнее».
К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты.
3
Страны и регионы
Ханафитский мазхаб –
Начиная с XI в. получил распространение в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Ханафитский мазхаб господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Большинство мусульман на территории России и СНГ также придерживаются этого направления (за исключением шафиитского направления Дагестана, Чечни, Азербайджана, Памира). Маликитский мазхаб –распространен в странах арабского Магриба - Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте, Египте, Судане.
Шафиитский мазхаб –
в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.
Ханбалитский мазхаб – В Саудовской Аравии.
Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.
4
Различия
Основными формальными признаками принадлежности к суннизму являются следующие: признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али; признание достоверности шести вводов хадисов - аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи; принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков – мазхабы(богословско-правовые школы): маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.
- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;
- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;
- сборники хадисов называются Ахбар (вести). Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Достоверными у них считаются Ахбары, составленные Мухаммедом ал-Кумми (ум.993 г.) и Мухаммедом ал-Кулайни (ум. 939 г.);
- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;
- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;
- экстатические обряды (сама) - «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха - зикр);
- безмолвная молитва - (таффакур);
- полагание на волю Аллаха (таввакуль);
- аллегорическое толкование Корана - (тавиль).
Ступени пути суфия:
шариат - неукоснительное исполнение законов мусульманской религии;
сулук - послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане);
марифат - познание Бога не умом, а сердцем;
хакикат - полное постижение истины.
4 этап урока: Закрепление. Ученики по итогам урока отвечают на следующие вопросы:
Какие основные причины появления разных направлений в исламе?
Что означает направление Сунна и как оно возникло?
Кто основоположник шиизма и в чем его отличие от суннизма?
5 этап урока: Рефлексия. Учитель совместно с учениками определяют – «Что нового они узнали? Что было полезным для них? Что еще они хотели бы узнать для себя?»