СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ислам.сунниты.Религиоведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сунниты и шииты».

Цель: Знать: ветви ислама и течения, возникшие внутри них; причины раскола ислама, особенности         ветвей ислама

Уметь: работать с текстом, составлять таблицу, опорный конспект, устанавливать причинно-следственные связи

Развивать логическое мышление, речь, память.

Воспитывать интерес к познанию, уважение к религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), интерактивная доска, презентация «Ислам».

Ход урока

1.Организационный момент:

  1. Приветствие!
  2. Контроль посещаемости
  3. Проверка домашнего задания (вопрос-ответ)

 

2.План урока:

1 этап урока: Определение цели урока учащимися.

    Вступительное слово учителя:

       Ислам возник в начале VІІ в. нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение Ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Основателем Ислама является историческая личность Мухаммед (род. в 570 г.). Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.

Священной книгой Ислама является Коран, в которой зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «Божественных откровений». При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Текст священного Корана состоит из 114 частей (сур). Суры, в свою очередь, включают определенное количество смысловых отрывков – айатов.

Вторым после Корана источником вероучения Ислама является сунна  – изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского закона, принимаемое в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях личной, общественной и религиозной жизни сунна зафиксирована в виде отдельных преданий «хадис».

На основе Корана и сунны утвердились «Пять столпов» Ислама:

1. Шахада (свидетельство): «Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник»;

2. Салят (намаз, молитва);

3. Саум (ораза) — пост в месяц Рамадан лунного календаря;

4. Закят — материальная безвозмездная поддержка для обездоленных;

5. Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.

    «Столпы ислама» дополняются следующими основными догматами (акидами):

- Вера в единого всемогущего Бога;

- Вера в Его ангелов;

- Вера в Его Писание;

- Вера в Его пророков;

- Вера в грядущий конец света и Судный день;

- Вера в предопределение с его добром и злом.

     Основой веры является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Для Ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека – начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью Шариата – совокупности юридических и нравственных норм, нравственных принципов поведения мусульманина.

Первый религиозно-политический раскол в Исламе возник сразу после смерти Мухаммеда в 632 г., в связи с расхождениями по вопросу о характере и преемственности власти в мусульманской общине. В результате этих дискуссий выделился ряд направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты, каждая из которых выработала собственную концепцию власти.

 

2 этап урока: Разгадывание ребусов.

3 этап урока: Класс делится на 3 группы.

                       Каждая группа получает определенное задание.

                       1-я группа рассматривает направление суннитов.

                       2-я группа – шиитов.

                       3-я группа – суфизм.

Задание: заполнить таблицу каждой группе по заданным направлениям.

 

Основная характеристика

Сунниты

Шииты

Суфизм

1

Время появления

Оформился в X-XI вв. в Халифате.

Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.

аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка.

Тасаввуф - мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).

Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Суфизм является живой практикой ислама.

 

 

 

2

Внутренние подразделения

Суннитская догматика и право разрабатывались вплоть до рубежа 10 в. в процессе иджтихада – свободной квалифицированной интерпретации первоисточников ислама – Корана и сунны, - входе которого сформировались основные богословско-правовые школы (мазхабы), из которых на сегодняшний день признаны одинаково правоверными четыре: Ханафитский мазхаб ( основанный в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой (699-767)); Шафиитский мазхаб (основанный в начале IX в. правоведом, теологом аш-Шафии (767-820)); Маликитский мазхаб (основанный в VIII в. мединским богословом и правоведом Маликом ибн Анасом (713-795)); Ханбалитский мазхаб основатель Ахмада ибн Ханбаля (778/780 —855).

Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.

В  VIII  в. шиитское  движение  распалось  на  два  основных  течения  -  «умеренное»  и «крайнее».

К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты. 

 

 

3

Страны и регионы

Ханафитский мазхаб

Начиная с XI в. получил распространение в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Ханафитский мазхаб господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Большинство мусульман на территории России и СНГ также придерживаются этого направления (за исключением шафиитского направления Дагестана, Чечни, Азер­байджана, Памира). Маликитский мазхаб –распространен в странах арабского Магриба - Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте, Египте, Судане.

Шафиитский мазхаб

в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.

Ханбалитский мазхаб – В Саудовской Аравии.

Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.

 

 

4

Различия

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму  являются следующие: признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али; признание достоверности шести вводов хадисов -  аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи; принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков – мазхабы(богословско-правовые школы): маликитскому,  ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.

- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;

- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;

- сборники хадисов называются Ахбар (вести). Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Достоверными у них считаются Ахбары, составленные Мухаммедом ал-Кумми (ум.993 г.) и Мухаммедом ал-Кулайни (ум. 939 г.);

- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;

- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем­-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;  

- практикуется временный брак, запрещенный халифом Омаром.

 

Проповедь бедности (факр);

- утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира;

- отказ от мирского, отшельничество (зухд);

- экстатические обряды (сама) - «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха - зикр);

- безмолвная молитва - (таффакур);

- полагание на волю Аллаха (таввакуль);

- аллегорическое толкование Корана - (тавиль).

Ступени пути суфия:

шариат - неукоснительное исполнение законов мусульманской религии;

сулук - послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане);

марифат - познание Бога не умом, а сердцем;

хакикат - полное постижение истины.                                

 

 

 

 

4 этап урока: Закрепление. Ученики по итогам урока отвечают на следующие вопросы:

  1. Какие основные причины появления разных направлений в исламе?
  2. Что  означает направление Сунна и как оно возникло?
  3. Кто основоположник шиизма и в чем его отличие от суннизма?

5 этап урока: Рефлексия. Учитель совместно с учениками определяют – «Что нового они узнали? Что было полезным для них? Что еще они хотели бы узнать для себя?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Ислам.сунниты.Религиоведение»

Тема: «Сунниты и шииты».

Цель: Знать: ветви ислама и течения, возникшие внутри них; причины раскола ислама, особенности ветвей ислама

Уметь: работать с текстом, составлять таблицу, опорный конспект, устанавливать причинно-следственные связи

Развивать логическое мышление, речь, память.

Воспитывать интерес к познанию, уважение к религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), интерактивная доска, презентация «Ислам».

Ход урока

1.Организационный момент:

  1. Приветствие!

  2. Контроль посещаемости

  3. Проверка домашнего задания (вопрос-ответ)


2.План урока:

1 этап урока: Определение цели урока учащимися.

Вступительное слово учителя:

Ислам возник в начале VІІ в. нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение Ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Основателем Ислама является историческая личность Мухаммед (род. в 570 г.). Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.

Священной книгой Ислама является Коран, в которой зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «Божественных откровений». При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Текст священного Корана состоит из 114 частей (сур). Суры, в свою очередь, включают определенное количество смысловых отрывков – айатов.

Вторым после Корана источником вероучения Ислама является сунна – изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского закона, принимаемое в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях личной, общественной и религиозной жизни сунна зафиксирована в виде отдельных преданий «хадис».

На основе Корана и сунны утвердились «Пять столпов» Ислама:

1. Шахада (свидетельство): «Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник»;

2. Салят (намаз, молитва);

3. Саум (ораза) — пост в месяц Рамадан лунного календаря;

4. Закят — материальная безвозмездная поддержка для обездоленных;

5. Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.

«Столпы ислама» дополняются следующими основными догматами (акидами):

- Вера в единого всемогущего Бога;

- Вера в Его ангелов;

- Вера в Его Писание;

- Вера в Его пророков;

- Вера в грядущий конец света и Судный день;

- Вера в предопределение с его добром и злом.

Основой веры является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Для Ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека – начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью Шариата – совокупности юридических и нравственных норм, нравственных принципов поведения мусульманина.

Первый религиозно-политический раскол в Исламе возник сразу после смерти Мухаммеда в 632 г., в связи с расхождениями по вопросу о характере и преемственности власти в мусульманской общине. В результате этих дискуссий выделился ряд направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты, каждая из которых выработала собственную концепцию власти.


2 этап урока: Разгадывание ребусов.

3 этап урока: Класс делится на 3 группы.

Каждая группа получает определенное задание.

1-я группа рассматривает направление суннитов.

2-я группа – шиитов.

3-я группа – суфизм.

Задание: заполнить таблицу каждой группе по заданным направлениям.


Основная характеристика

Сунниты

Шииты

Суфизм

1

Время появления

Оформился в X-XI вв. в Халифате.

Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.


аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка.

Тасаввуф - мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).

Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Суфизм является живой практикой ислама.




2

Внутренние подразделения

Суннитская догматика и право разрабатывались вплоть до рубежа 10 в. в процессе иджтихада – свободной квалифицированной интерпретации первоисточников ислама – Корана и сунны, - входе которого сформировались основные богословско-правовые школы (мазхабы), из которых на сегодняшний день признаны одинаково правоверными четыре: Ханафитский мазхаб ( основанный в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой (699-767)); Шафиитский мазхаб (основанный в начале IX в. правоведом, теологом аш-Шафии (767-820)); Маликитский мазхаб (основанный в VIII в. мединским богословом и правоведом Маликом ибн Анасом (713-795)); Ханбалитский мазхаб основатель Ахмада ибн Ханбаля (778/780 —855).


Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.

В  VIII  в. шиитское  движение  распалось  на  два  основных  течения  -  «умеренное»  и «крайнее».

К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты. 



3

Страны и регионы

Ханафитский мазхаб

Начиная с XI в. получил распространение в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Ханафитский мазхаб господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Большинство мусульман на территории России и СНГ также придерживаются этого направления (за исключением шафиитского направления Дагестана, Чечни, Азер­байджана, Памира). Маликитский мазхаб –распространен в странах арабского Магриба - Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте, Египте, Судане.

Шафиитский мазхаб

в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.

Ханбалитский мазхаб – В Саудовской Аравии.

Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.



4

Различия

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму являются следующие: признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али; признание достоверности шести вводов хадисов - аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи; принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков – мазхабы(богословско-правовые школы): маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.

- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;

- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;

- сборники хадисов называются Ахбар (вести). Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Достоверными у них считаются Ахбары, составленные Мухаммедом ал-Кумми (ум.993 г.) и Мухаммедом ал-Кулайни (ум. 939 г.);

- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;

- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем­-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;

- практикуется временный брак, запрещенный халифом Омаром.


Проповедь бедности (факр);

- утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира;

- отказ от мирского, отшельничество (зухд);

- экстатические обряды (сама) - «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха - зикр);

- безмолвная молитва - (таффакур);

- полагание на волю Аллаха (таввакуль);

- аллегорическое толкование Корана - (тавиль).

Ступени пути суфия:

шариат - неукоснительное исполнение законов мусульманской религии;

сулук - послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане);

марифат - познание Бога не умом, а сердцем;

хакикат - полное постижение истины.





4 этап урока: Закрепление. Ученики по итогам урока отвечают на следующие вопросы:

  1. Какие основные причины появления разных направлений в исламе?

  2. Что означает направление Сунна и как оно возникло?

  3. Кто основоположник шиизма и в чем его отличие от суннизма?

5 этап урока: Рефлексия. Учитель совместно с учениками определяют – «Что нового они узнали? Что было полезным для них? Что еще они хотели бы узнать для себя?»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!