7 класс. Практическая работа по теме «Союз»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: его морфологические признаки, роль в предложении и речи.
Задачи урока:
образовательные: совершенствовать умения и навыки:
- обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;
- определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
развивающие: развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, навык грамотной устной и письменной связи речи;
- аналитическое мышление,
- умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их в будущем, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим.
Ход урока:
1.Орг.этап
2.Объявлление целей и задач урока (в сильном классе формулируют учащиеся)
3.Инструктаж по выполнению работы, комментарий к заданиям.
4.Выполнение практической части.
Задание1.Запишите предложения, графически объясните роль союзов
1. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.
2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.
3. Я совершенно отчетливо помню и крыши, и кирпич, и дым из трубы.
4. Когда начало смеркаться, он пошел домой.
Задание 2.Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо прочерка подходящие союзы. Определите разряд этих союзов.
. _____, как и другие, батрак Иван (не)навид_л своего хозяина (за)то _____ тот все пр_теснял его. (В)продолжени_ всей зимы Иван ухаж_вал за ск_тиной. Так(же) выполнял различные кухо_ные работы. (В)последстви_ он (не)доумевал _____ мог выдержать такой (не)посильный труд такую (не)человеческую работу.
Задание 3. Запишите предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выделите союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.
2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.
3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.
4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.
5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.
Задание 4.Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор союзов из первого и третьего предложений.
1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 3. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 4. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав.
Задание 5.Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.
1) Каждый день родители ожидали, ... .
2) В сказке говорится о том, ....
3) Илья подошёл к окну и увидел, .....
4) Я так ничего и не понял, ... .
5) Друзья часто спрашивают о том, ..
7 класс Практическая работа по теме «Союз»
Задание 1.Запишите предложения, графически объясните роль союзов
1. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.
2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.
3. Я совершенно отчетливо помню и крыши, и кирпич, и дым из трубы.
4. Когда начало смеркаться, он пошел домой.
Задание 2.Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо прочерка подходящие союзы. Определите разряд этих союзов.
. _____, как и другие, батрак Иван (не)навид_л своего хозяина (за)то _____ тот все пр_теснял его. (В)продолжени_ всей зимы Иван ухаж_вал за ск_тиной. Так(же) выполнял различные кухо_ные работы. (В)последстви_ он (не)доумевал _____ мог выдержать такой (не)посильный труд такую (не)человеческую работу.
Задание 3. Запишите предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выделите союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.
2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.
3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.
4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.
5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.
Задание 4.Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор союзов из первого и третьего предложений.
1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 3. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 4. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав.
Задание 5.Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.
1) Каждый день родители ожидали, ... .
2) В сказке говорится о том, ....
3) Илья подошёл к окну и увидел, .....
4) Я так ничего и не понял, ... .
5) Друзья часто спрашивают о том, ..