СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

  • Цель: систематизировать и углубить знания учащихся о СПП, овладеть  понятиями «параллельное, последовательное, однородное подчинение», отличать виды подчинительной связи.

Тип урока: урок усвоения  новых  знаний и формирования умений и навыков. Форма урока: урок-практикум. Оборудование урока:

 Ресурсы: учебник «Русский язык. 9 класс» - авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др; рабочие листы; карточки для взаимопроверки, раздаточный материал.

 

Планируемые образовательные результаты.

  1. Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • систематизировать и углубить  свои знания о сложноподчиненном предложении
  • овладеть  понятиями «параллельное, последовательное, однородное подчинение», отличать виды подчинительной связи.
  • находить в тексте СПП с несколькими придаточными
  • научиться видеть его части и правильно расставлять знаки препинания
  • воспроизводить схемы  
  1. Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • формулировать цели своей учебной деятельности;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  • развивать аналитическое мышление и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы
  • продолжить совершенствование навыков языкового анализа и построение рассуждения на основе причинно-следственных связей.

 

  1. Личностный результат.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • поддержать личный познавательный интерес к предмету;
  • чувствовать потребность сохранять чистоту русского языка.

. Основные понятия:

  • СПП с несколькими придаточными
  • соподчинение
  • параллельное, последовательное, однородное подчинение                              
  • многочленные предложения  Ход урока

1. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. Назовите отсутствующих.  На столе у вас лежат учебники, тетради, рабочие листы. Обратите внимание на графу справа (самооценка): я прошу не забывать их заполнять, ставьте + в графе №3 (результат), обводите нужный балл, в конце занятия  вы их сдадите, а на следующем уроке  мы подведем итог нашей работы. Желаю вам, ребята, успехов! Мотивация. Актуализация опорных знаний.

  • Запишем число. У доски работают 2 человека.

Карточки получают 3 человека:…

Проверим домашнее  задание. Что было задано? Упражнение 162

- Мы продолжаем работу по разделу «Сложноподчиненные предложения». Я предлагаю вам посмотреть в рабочие листы.  Задание №1.

Узнать тему  урока нам поможет следующая работа.  Мы должны расставить знаки препинания, задать вопрос и определить вид придаточного предложения.

1.Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем … (опред.) [ … ] , (с которой …)

                                                                Александр Иванович Герцен

2.Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искус_ного писателя. ( сравн.)                                                                        Александр Сергеевич Пушкин

3.Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. (изъясн.) [ … за то] , (что …).

                                                                           Владимир Маяковский

4.Если вы будете изучать русский язык, страстно  любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины)    (Если … ), [… ](ибо … ).  

                         Владимир Луговской                                              

-Прочитайте предложения, назовите вид придаточного предложения и способ связи.

- Какое из прочитанных предложений могло бы стать эпиграфом к  любому уроку русского языка?  (4 )

-Составьте схемы данных предложений. Что это за предложения? Скажите, пожалуйста, чем отличаются данные СПП от ранее нами изученных?

-Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?

(Изучать СПП с разными видами связи). Давайте сформулируем тему.

- Итак, тема нашего урока  «СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

Целеполагание.

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

  • находить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
  • учиться ставить знаки препинания при них
  • получим новые знания

- Где мы можем найти недостающие знания? (в учебнике)

-А как мы это будем делать?

1. Знакомиться с теорией. 2. Выполнять упражнения.

3.Искать грамматические основы, союзы, союзные слова, чертить схемы предложения, ставить вопросы.             

Первичное усвоение новых знаний. Работа над темой урока. Знакомство с теорией.

-Откройте учебник на странице 105, параграф 28.

Прочитайте  теоретические сведения (материал под стрелкой).

-Перескажите прочитанное. (Если в предложении  2 и более придаточных, то такие предложения мы называем многочленными.  Возможны  2 вида СПП:  

  • соподчинение (параллельное  (неоднородное)  и однородное подчинение).
  • Последовательное

Итак, СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;   Они  могут быть однородными и неоднородными (параллельное).

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д. - последовательное

Задание №2

- Рассмотрим это на примерах. Обратимся к рабочим листам. Перед  вами 3 предложения. На доске они тоже записаны.

Начертите схему каждого  из  них. Поставьте вопрос от предложения к предложению.

 

  1. Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться. 

[ гл… ]( с. сл.  когда … ), (с которым … )   Последовательное подчинение.

 

Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

 

2. Когда взошло солнце, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладошки. (Когда … ), [… ] ,  (как  … ).   Параллельное подчинение  (неоднородным) .

 

Запятая не ставится, если между однородными придаточными есть союз и.

Оцените усвоение теоретического материала: усвоил – 2 балла, частично усвоил – 1 балл, не  усвоил – 0 баллов.

Зарядка для пальцев.

- Сейчас мы с вами проведем зарядку для пальцев. Найдите в стихотворении поэта Б. Заходера придаточные предложения с союзом  что.

Посчитайте, сколько частей в этом предложении?  При этом загибайте пальцы.

Сорока.

Взлетела сорока высоко.                                        

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет-

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

- Сколько придаточных предложений вы  насчитали?

(12)

- О каком пороке говорит это стихотворение?

(Болтливости, глупости)

Задание №3.

- Обратимся к предложениям 4 и 5 (Задание 1).

Определите вид подчинительной связи между предложениями.  (Параллельное (неоднородное), однородное, последовательное).

 

4.Если вы будете изучать русский язык, страстно  любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины)    (Если … ), [… ](ибо …).

 

 5.Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе  лёгкость и правильное звучание.

 [ …] , (чтобы …) и ( …).

4--параллельное, неоднородное

 

-Докажите.

Задание 4.  «Готовимся к ГИА»: практическая работа с текстом.

Текст.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека,  которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.  (По Д.С. Лихачёву*)

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – и советский и российский  филологискусствовед, культуролог, доктор филологических наук (1947), профессор.

Самостоятельная  работа.

  1. Назовите главную мысль текста.

(нужно найти в себе смелость и мужество признать ошибки, мужество признать свою вину – украшает и человека и общество, совесть помогает нам сохранить достоинство).

  1. Определите тип речи.
  2. Орфографический анализ. Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение написания слова?

А. (к) раскаянию- на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук , пишется буква С.

Б). сберечь- на конце наречия пишется Ь.

В). украшает -в личных окончаниях глагола       2 спряжения пишется окончание –ет.

Ответ:  1.

  1. Замените словосочетание «этические  нормы», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ:  нормы этики

 

Рефлексия.

  • Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?________________
  • ______________________________________________________________________
  • На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?___________________________________________________________
  •  
  • Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?_________

Оцените свою работу на уроке.

Отлично

хорошо

плохо

- Достигли мы цели урока?

Наш урок  заканчивается. Мне хочется пожелать вам не забывать о сокровищах, которые таит в себе русский язык, а также всегда помнить слова  Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что  мы должны «найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

 

Домашнее задание: параграф 28, правило

1 группа: упр.171+ тренировочное задание в РЭШ (урок 35). Русский язык, 9 класс.

2 группа: упр.173.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».»

Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

  • Цель: систематизировать и углубить знания учащихся о СПП, овладеть понятиями «параллельное, последовательное, однородное подчинение», отличать виды подчинительной связи.


Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование урока:

Ресурсы: учебник «Русский язык. 9 класс» - авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др; рабочие листы; карточки для взаимопроверки, раздаточный материал.


Планируемые образовательные результаты.

  1. Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • систематизировать и углубить свои знания о сложноподчиненном предложении

  • овладеть понятиями «параллельное, последовательное, однородное подчинение», отличать виды подчинительной связи.

  • находить в тексте СПП с несколькими придаточными

  • научиться видеть его части и правильно расставлять знаки препинания

  • воспроизводить схемы


  1. Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • формулировать цели своей учебной деятельности;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

  • развивать аналитическое мышление и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы

  • продолжить совершенствование навыков языкового анализа и построение рассуждения на основе причинно-следственных связей.



  1. Личностный результат.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • поддержать личный познавательный интерес к предмету;

  • чувствовать потребность сохранять чистоту русского языка.

. Основные понятия:

  • СПП с несколькими придаточными

  • соподчинение

  • параллельное, последовательное, однородное подчинение

  • многочленные предложения
    Ход урока

1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. Назовите отсутствующих. На столе у вас лежат учебники, тетради, рабочие листы. Обратите внимание на графу справа (самооценка): я прошу не забывать их заполнять, ставьте + в графе №3 (результат), обводите нужный балл, в конце занятия вы их сдадите, а на следующем уроке мы подведем итог нашей работы. Желаю вам, ребята, успехов!

Мотивация. Актуализация опорных знаний.

  • Запишем число. У доски работают 2 человека.

Карточки получают 3 человека:…

Проверим домашнее задание. Что было задано? Упражнение 162

- Мы продолжаем работу по разделу «Сложноподчиненные предложения». Я предлагаю вам посмотреть в рабочие листы. Задание №1.

Узнать тему урока нам поможет следующая работа. Мы должны расставить знаки препинания, задать вопрос и определить вид придаточного предложения.

1.Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем … (опред.) [ … ] , (с которой …)

Александр Иванович Герцен

2.Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искус_ного писателя. ( сравн.)
                  Александр Сергеевич Пушкин

3.Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. (изъясн.) [ … за то] , (что …).

Владимир Маяковский

4.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины) (Если … ), [… ] , (ибо … ).

Владимир Луговской

-Прочитайте предложения, назовите вид придаточного предложения и способ связи.

- Какое из прочитанных предложений могло бы стать эпиграфом к любому уроку русского языка? (4 )

-Составьте схемы данных предложений. Что это за предложения? Скажите, пожалуйста, чем отличаются данные СПП от ранее нами изученных?

-Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?

(Изучать СПП с разными видами связи). Давайте сформулируем тему.

- Итак, тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

Целеполагание.

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

  • находить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

  • учиться ставить знаки препинания при них

  • получим новые знания

- Где мы можем найти недостающие знания? (в учебнике)

-А как мы это будем делать?

1. Знакомиться с теорией.
2. Выполнять упражнения.

3.Искать грамматические основы, союзы, союзные слова, чертить схемы предложения, ставить вопросы.

Первичное усвоение новых знаний. Работа над темой урока. Знакомство с теорией.

-Откройте учебник на странице 105, параграф 28.

Прочитайте теоретические сведения (материал под стрелкой).

-Перескажите прочитанное. (Если в предложении 2 и более придаточных, то такие предложения мы называем многочленными. Возможны 2 вида СПП:

  • соподчинение (параллельное (неоднородное) и однородное подчинение).

  • Последовательное

Итак, СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; Они могут быть однородными и неоднородными (параллельное).

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д. - последовательное

Задание №2

- Рассмотрим это на примерах. Обратимся к рабочим листам. Перед вами 3 предложения. На доске они тоже записаны.

Начертите схему каждого из них. Поставьте вопрос от предложения к предложению.


  1. Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться. 

[ гл… ]( с. сл. когда … ), (с которым … ) Последовательное подчинение.


Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.


2. Когда взошло солнце, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладошки. (Когда … ), [… ] , (как … ). Параллельное подчинение (неоднородным) .


Запятая не ставится, если между однородными придаточными есть союз и.

Оцените усвоение теоретического материала: усвоил – 2 балла, частично усвоил – 1 балл, не усвоил – 0 баллов.

Зарядка для пальцев.

- Сейчас мы с вами проведем зарядку для пальцев. Найдите в стихотворении поэта Б. Заходера придаточные предложения с союзом что.

Посчитайте, сколько частей в этом предложении? При этом загибайте пальцы.

Сорока.

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет-

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

- Сколько придаточных предложений вы насчитали?

(12)

- О каком пороке говорит это стихотворение?

(Болтливости, глупости)

Задание №3.

- Обратимся к предложениям 4 и 5 (Задание 1).

Определите вид подчинительной связи между предложениями. (Параллельное (неоднородное), однородное, последовательное).


4.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины) (Если … ), [… ] , (ибо …).


5.Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

[ …] , (чтобы …) и ( …).

4--параллельное, неоднородное


-Докажите.

Задание 4. «Готовимся к ГИА»: практическая работа с текстом.

Текст.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.  (По Д.С. Лихачёву*)


Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – и советский и российский  филологискусствовед, культуролог, доктор филологических наук (1947), профессор.

Самостоятельная работа.

  1. Назовите главную мысль текста.

(нужно найти в себе смелость и мужество признать ошибки, мужество признать свою вину – украшает и человека и общество, совесть помогает нам сохранить достоинство).

  1. Определите тип речи.

  2. Орфографический анализ. Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение написания слова?

А. (к) раскаянию- на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук , пишется буква С.

Б). сберечь- на конце наречия пишется Ь.

В). украшает -в личных окончаниях глагола 2 спряжения пишется окончание –ет.

Ответ: 1.

  1. Замените словосочетание «этические нормы», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ: нормы этики


Рефлексия.

  • Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?________________

  • ______________________________________________________________________

  • На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?___________________________________________________________

  • Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?_________

Оцените свою работу на уроке.

Отлично

хорошо

плохо

- Достигли мы цели урока?

Наш урок заканчивается. Мне хочется пожелать вам не забывать о сокровищах, которые таит в себе русский язык, а также всегда помнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что  мы должны «найти в себе смелость и мужество признать ошибки».


Домашнее задание: параграф 28, правило

1 группа: упр.171+ тренировочное задание в РЭШ (урок 35). Русский язык, 9 класс.

2 группа: упр.173.






Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.



Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащихся.

1

Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. Назовите отсутствующих. На столе у вас лежат учебники, рабочие листы. Обратите внимание на графу справа (самооценка): я прошу не забывать их заполнять, ставьте + за ответ, оценку за работу, в конце занятия вы их сдадите, а на следующем уроке мы подведем итог нашей работы.


Желаю вам, ребята, успехов!


Проверка готовности к уроку.


Мобилизация внимания.

2

Мотивация. Актуализация опорных знаний.

Запишем число.

Карточки получают 3 человека:…

Проверим домашнее задание. Что было задано? Упражнение 162


- Мы продолжаем работу по разделу «Сложноподчиненные предложения». Узнать тему урока нам поможет следующая работа.

Я предлагаю вам посмотреть в рабочие листы. Задание№1.

-Перед вами высказывания известных людей. Какова их тема?

-Мы должны расставить знаки препинания, задать вопрос от главного к придаточному и определить вид придаточного предложения.

-Прочитайте предложения, назовите вид придаточного предложения и средства связи.


1.Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем … (опред.) [ … ] , (с которой …).

Александр Иванович Герцен

2.Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искус_ного писателя. ( сравн.)
                  Александр Сергеевич Пушкин


3.Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. (изъясн.) [ … за то] , (что …).

Владимир Маяковский

4.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины) (Если … ), [… ] , (ибо …).

Владимир Луговской


- Какое из прочитанных предложений могло бы стать эпиграфом к любому уроку русского языка? (4 )


-Чем отличается по структуре последнее предложения от остальных?


-Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?

(Изучать СПП с несколькими придаточными).


Давайте сформулируем тему.

- Итак, тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными». Запишите в рабочий лист.








Выполняют практическую работу, чертят схемы предложений № 2 и 4.




Определяют тему урока.












Обдумывают задание, осознают недостаточность знаний.








Совершенствование мыслительных операций анализа и сравнения языкового материала.



3

Целеполагание.

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

  • находить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

  • учиться ставить знаки препинания при них

  • получить новые знания

- Где мы можем найти недостающие знания?

(в учебнике)


-А как мы это будем делать?


1. Знакомиться с теорией.
2. Выполнять упражнения.

3.Искать грамматические основы, союзы, союзные слова, чертить схемы предложения, ставить вопросы.

Ставят цели урока, сравнивают их с эталоном.

4

Первичное усвоение новых знаний. Работа над темой урока. Знакомство с теорией.

-Откройте учебник на странице 105, параграф 28.

Прочитайте теоретические сведения (материал под стрелкой).

-Перескажите прочитанное. (Если в предложении 2 и более придаточных, то такие предложения мы называем многочленными. Возможны 2 вида СПП:

  • соподчинение (параллельное (неоднородное) и однородное подчинение).

  • Последовательное

Итак, СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; Они могут быть однородными и неоднородными (параллельное).

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д. - последовательное

Задание №2

- Рассмотрим это на примерах. Обратимся к рабочим листам. Перед вами 3 предложения. На доске они тоже записаны.

Начертите схему каждого из них. Поставьте вопрос от предложения к предложению.


  1. Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться. 

[ гл… ]( с. сл. когда … ), (с которым … ) Последовательное подчинение.


Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.


2. Когда взошло солнце, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладошки. (Когда … ), [… ] , (как … ). Параллельное подчинение (неоднородным) .


Запятая не ставится, если между однородными придаточными есть союз и.

Оцените усвоение теоретического материала: усвоил – 2 балла, частично усвоил – 1 балл, не усвоил – 0 баллов.

Знакомятся с новым материалом.














































Совершенствование мыслительных операций анализа и сравнения языкового материала.







Оценивание личных достижений

5

Зарядка для пальцев.

- Сейчас мы с вами проведем зарядку для пальцев. Найдите в стихотворении поэта Б. Заходера придаточные предложения с союзом что.

Посчитайте, сколько частей в этом предложении? При этом загибайте пальцы.

Сорока.

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет-

Никто её слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

- Сколько придаточных предложений вы насчитали?

(12)

- О каком пороке говорит это стихотворение?

(Болтливости, глупости)

Физкультминутка.

Выполняют элементарные физические упражнения, осознают необходимость заботы о здоровье.

Загибают пальцы, подсчитывая при этом количество придаточных предложений в тексте.

















Принимают и сохраняют учебную задачу.

6

Задание №3.

- Обратимся к предложениям 4 и 5 (Задание 1).

Определите вид подчинительной связи между предложениями. (Параллельное (неоднородное), однородное, последовательное).


4.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (условия, причины) (Если … ), [… ] , (ибо …).


5.Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

[ …] , (чтобы …) и ( …).

4--параллельное, неоднородное

-Докажите.

Вспоминают теоретические сведения, применяют правило.


Строят развернутые высказывания, делают выводы,

сверяют с эталоном.


Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

7

Задание 4. «Готовимся к ГИА»: практическая работа с текстом.

Текст.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.  (По Д.С. Лихачёву*)


Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – и советский и российский  филологискусствовед, культуролог, доктор филологических наук (1947), профессор.

Самостоятельная работа.

1Назовите главную мысль текста.

(нужно найти в себе смелость и мужество признать ошибки, мужество признать свою вину – украшает и человека и общество, совесть помогает нам сохранить достоинство).

  1. Определите тип речи.

  2. Орфографический анализ. Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение написания слова?

А. (к) раскаянию- на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук , пишется буква С.

Б). сберечь- на конце наречия пишется Ь.

В). украшает -в личных окончаниях глагола 2 спряжения пишется окончание –ет.

Ответ: 1.

  1. Замените словосочетание «этические нормы», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ: нормы этики

  1. Найдите в тексте предложения с несколькими придаточными. Ответ: 25-одн.,31-.


Внимательно читают,

анализируют текст.




Осуществляют



































Установление причинно-следственных связей.








Взаимопроверка

(сравнивают их с эталоном).


7

Рефлексия.
Ребята, сумели ли мы открыть для себя еще одно сокровище русского языка ?

  • Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?___________________________________________________

  • ____________________________________________________________________

  • На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?__________________________________________________

  • Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?____________________________________________

- Достигли мы цели урока?

Наш урок заканчивается. Мне хочется пожелать вам не забывать о сокровищах, которые таит в себе русский язык, а также всегда помнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что  мы должны «найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Анализ достижения учебной цели.


Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.


Строят небольшие монологические высказывания.




8

Домашнее задание: параграф 28, правило

1 группа: упр.171+ тренировочное задание в РЭШ (урок 35). Русский язык, 9 класс.

2 группа: упр.173.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!